Журнал «Агроинвестор»
Комментарий
Экспорт зерновых из России не ограничат еще минимум два месяца, следует из слов первого вице-премьера Виктора Зубкова. Уточнив прогноз урожая-2012 (планируется собрать более 93 млн т), правительство скорректировало расчеты экспорта до 27 млн т в течение сезона-2011/12. Ранее власти обещали ввести ограничения, когда вывоз зерна достигнет 24-25 млн т.
Вы довольны этим решением?
Олег Суханов
Ведущий эксперт ИКАРа
Конечно. ИКАР и ранее был за скорейшее введение в действие такого решения. Это лучше, чем ограничивать рыночные продажи. Ведь ввести ограничения в нынешних условиях — значит в очередной раз наказать сельхозпроизводителей Сибири и Урала. В этих регионах цены на зерно в январе-феврале только начали повышаться, тогда как участники рынка из ЮФО уже заработали ранее. Теперь логично дать возможность заработать на зерне и другим.
Игорь Павенский
Руководитель отдела анализа рынков «Русагротранса»
Безусловно. Озвученный Зубковым объем экспорта абсолютно адекватен, если учесть, какой валовый сбор мы получили в 2011 году. Но на самом деле 27 млн т нужно еще постараться вывезти. В январе-феврале было огромное падение темпов экспорта — прежде всего из-за холодной погоды. Так, в январе по отношению к декабрю вывоз зерна упал более чем в два раза до 1,4 млн т, в феврале он мог снизиться до 800 тыс. т. Даже если в марте возобновится рост экспорта, то к началу апреля его общий объем не превысит 23 млн т. До конца сезона экспорт может дорасти до 26 млн т, и, скорее всего, ограничений в нынешнем сельхозгоду не потребуется. Ведь что такое 27 млн т? Это наш потенциал. Его сложно реализовать: отгрузка по глубокой воде сильно сократилась, по малой — прекратилась вследствие морозной погоды, а мировой спрос тем временем будет снижаться по мере приближения времени сбора нового урожая.
Эдуард Курочкин
Гендиректор компании «Валинор» (Ростовская область)
Для рынка это правильное решение. Я бы вообще экспорт зерна никогда не ограничивал. Не хватает зерна — закупите его на рынке или заранее создайте хороший резервный госфонд. Зачем решать этот вопрос за счет сельхозпроизводителей? Впрочем, мы научены непредсказуемыми решениями государства, поэтому свое зерно до 15 января полностью продали. Для нашей компании теперь непринципиально, когда и какие ограничения будут введены.
Владимир Погадаев
Директор ставропольского представительства компании «Агрико»
Да. Ведь и 24 млн т было бы достаточно — столько мы не экспортировали ни в один год. А если принято такое решение, значит, власти убедились, что на рынке есть излишки. Может быть, позже еще раз подсчитают остатки и повысят планку до 30 млн т! Мы свое зерно еще продолжаем вывозить, планируем реализовывать его до конца сезона.
Александр Арцибашев
Гендиректор зерновой компании «Восток-Запад» (входит в «Иволга-Холдинг»)
Мне кажется, если мы страна с рыночной экономикой, то в любых ограничениях или намерениях их ввести нет ничего хорошего. Вот теперь говорят о 27 млн т, но никто не уточняет, когда будет достигнут этот объем — в мае или, может быть, в июне? Но в июле уже не будет смысла ограничивать экспорт, так как с 1 июля страна начнет собирать новый урожай. И потом, разговоры о возможности ограничений имеют место при наличии хорошего урожая, большого интервенционного фонда, высоких внутренних ценах на зерно. Если бы государство реализовало еще 1-2 млн т, то можно было бы забыть об экспортных ограничениях. А так рынок заставляют нервничать. Мы, например, еще продолжаем продавать зерно: оно у нас в 1,5 тыс. км от южных портов, значит, перевезти можно только по железной дороге. То есть планировать доставку за месяц, если не раньше. Но планировать сложно в том числе потому, что покупатели — экспортеры — не уверены, успеют ли купить зерно, заказать вагоны, получить их, отгрузить его, доставить и оформить в порту до вступления в силу ограничений.
Владимир Петриченко
Гендиректор аналитической компании «ПроЗерно»
Доволен, тем более что от нашего правительства чаще всего ждут решений, которые рынку скорее вредят, чем помогают. А то, что предложил Зубков, очень разумно и адекватно нашему зерновому балансу. Теоретически мы можем вывезти эти 27 млн т. А вот получится ли технически, есть сомнения. Мне кажется, еще лучше для рынка было бы не анонсировать какие-либо ограничения, а вместо этого предложить на продажу хотя бы часть интервенционного фонда.