Вы ждете второго кризиса?

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Комментарий

Мировые, отечественные финансовые аналитики и экономические министерства российского правительства с осени предупреждают о возможности «второй волны» финансового кризиса. Она будет более затяжной, чем первая (2008-2009 годы), не исключает глава МЭР Эльвира Набиуллина. Наш фондовый рынок в октябре переживал самое сильное за два последних года падение индексов и котировок акций, а рубль ослабевал более чем до 32/$ и 43/€.

Чувствуете ли вы приближение «второй волны» и как готовите ваш бизнес к новой серии кризиса?

Эдуард Тактаров

Директор по продажам компании «Авиаген» (Тульская область)

Да, вероятно, «вторая волна» кризиса возможна. Но наша компания поставляет племенную птицу и родительское стадо для производства яйца бройлеров, поэтому не могу сказать, что «первая волна» кризиса как-то сказалась на этом рынке. Если ситуация будет такой же, как два года назад, то птицеводство пострадает весьма относительно. Население же в кризис переходит на более дешевые продукты питания, и понятно, что птица будет альтернативой свинине и говядине.

Константин Росляков

Гендиректор агрохолдинга «Терра Инвест»

Чувствую. Если посмотреть на макроэкомические показатели России и других стран, то фактически уже можно видеть, что наступает мировой кризис. По моему мнению, эта «волна» будет длиться порядка трех лет. Но свой бизнес — производство сельхозпродукции и владение землей — мы считаем защитным активом. Агрохолдинг производит биржевые товары, в том числе зерно, которые всегда пользуются устойчивым спросом. Поэтому нашему бизнесу будущий кризис не должен принести больших проблем.

Артур Холдоенко

Вице-президент агрофирмы (Нижегородская область)

Да, приближение кризиса уже ощущается. Судя по тому, как работают с нами банки, заметно повторение сценария 2008 года. Тогда банки не давали нам денег по уже открытым, причем обеспеченным, кредитам. Они сокращали кредитные линии и требовали дополнительных залогов. Сейчас нам опять приходят письма банков с просьбами увеличить залоги. В общем, чувствуется напряженность, и мы, конечно, готовим свой бизнес к очередной серии кризиса. На мой взгляд, до марта кризис будут «сглаживать» по политическим причинам (выборы). А потом, боюсь, многое изменится.

Дмитрий Матвеев

Председатель совета директоров компании «Слактис» (Псковская область)

Не сомневаюсь, что мы на пороге новой «волны» кризиса. Экономика России развивается низкими темпами, высок отток капитала, негативно настроены мировые рынки и внешние инвесторы. В таких условиях кризис очень вероятен, и, скорее всего, он будет более длительным, чем первый. Он может сильно повлиять на молочное животноводство: в свино- и птицеводстве мы уже достигли каких-то успехов, а вот молочный сектор из-за своей затратности пока на начальном этапе развития. И если сейчас не разработать антикризисную программу поддержки этой отрасли, то мы, вероятно, опять откатимся назад. Если говорить о том, как готовится к кризису наша компания, то, во-первых, мы стараемся выстраивать долгосрочные отношения с банками и быть для них надежным заемщиком. Во-вторых, повышаем эффективность производства, улучшаем качество продукции, снижаем себестоимость, уходим от ненужных затрат.

Альберт Давлеев

Президент

Чувствую и уже вижу первые признаки. Начали повышаться кредитные проценты (причем не только в сельхозсекторе). Это уже важный сигнал. «Вторая волна» коснется, во-первых, финансирования текущих проектов по коммерческим кредитам, а во-вторых, станет дополнительной нагрузкой на госбюджет с его обязательствами по компенсации процентных ставок по кредитам. В результате, возможно, придется секвестировать какие-то программы финансирования сельхозотрасли. Также вероятно, что кредитные комитеты банков в лучшем случае ужесточат требования к залоговому обеспечению, а в худшем — начнут чаще отказывать в выдаче новых кредитов. Все это приведет к удорожанию производства, ведь у большинства компаний не осталось ресурсов для снижения себестоимости. Их расходы на обслуживание кредитов возрастут, и им придется это чем-то компенсировать. И потом, любой финансовый кризис приводит к снижению потребления либо переходу на более дешевые продукты. Но в любом случае будет падение спроса. Поэтому значительной части участников рынка, в частности переработчикам [мяса], чтобы выжить, придется уходить в более дешевые ценовые сегменты. На мой взгляд, все эти проблемы в российском продовольственном секторе начнутся сразу же после выборов президента.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»