Птица для ассортимента

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Рынок бройлера насыщается. Можно инвестировать в индейку, гуся и утку

По мере насышения рынка птицы инвесторы будут чаще обращать внимание на нишевые сегменты, вкладываясь в выращивание индейки, цесарки, утки и гуся. Плюсы таких сегментов — отсутствие конкуренции, в числе минусов — сложные технологии и невнятный потребительский спрос. Активнее других развивается производство индейки: за пять лет оно удвоилось, а его рост год назад составил 46% — это более чем втрое выше темпа развития бройлерной индустрии.

Мясное птицеводство и производство бройлера в России — почти однозначные понятия: на последнее приходится больше 95% продукции отечественных фабрик. «Доля альтернативных рынков настолько мала, что изменение объемов производства других видов мяса птицы, кроме куриного, не оказывает серьезного влияния на общую динамику птицеводства, — замечает Юлия Колпакова, аналитик департамента маркетинговых исследований компании Global Reach Consulting. — Небольшим исключением является мясо индейки». В последние несколько лет это направление активно развивается: в 2010 году производство мяса индейки в стране составило 63 тыс. т в убойном весе, то есть выросло за пять лет в два раза (см. график). Темпы роста производства более чем втрое выше по сравнению с рынком бройлера — 46% в прошлом году. Рост в секторе индейки обеспечивается только за счет увеличения промышленного производства, обращает внимание Колпакова.

Индейка после бройлера

Доля индейки в производстве мяса птицы сейчас чуть больше 2% в натуральном выражении. На остальную птицу приходится меньше 1%, рассказывает Колпакова. В среднесрочной перспективе, по ее мнению, существенных изменений в этой структуре не будет. «В стране продолжается устойчивый рост спроса — 5-7% в год — на традиционное куриное мясо, — говорит аналитик. — Данная тенденция сохранится, а кроме того, продолжит [опережающими рост рынка темпами] увеличиваться производство индейки — на 20-30% в год».

В России несколько индустриальных комплексов по выращиванию мяса индейки. Это проекты «» в Ростовской области, «Краснобора» - в Тульской, птицефабрика «Задонская» в липецком регионе, «Башкирский птицеводческий комплекс им. М. Гафури» и подмосковная «Егорьевская». По данным аналитика «Инвесткафе» Антона Сафонова, на которого ссылаются «Ведомости», в прошлом году шесть крупнейших фабрик произвели около 65 тыс. т мяса индейки. По его прогнозу, потребление этого мяса в стране в ближайшие годы станет расти по 15-20%.

Разведением индейки занимались и в Советском Союзе, напоминает гендиректор «Русской молочной компании» (строит индейководческое предприятие под Пензой) Рашид Хайров, но в 1970-х годах развитие производства прекратили: выращивать эту птицу было сложнее и дороже, чем кур и бройлеров, да и востребована индейка была меньше, чем они. В 1990-е годы, когда начался массовый импорт мяса, в Россию начали поставлять замороженную индейку, и потребитель обратил на нее внимание. В 2000-е годы индейкой заинтересовались отечественные производители, и доля импорта начала сокращаться и с 2008 года уменьшилась на 46%. По данным Института аграрного маркетинга (), импорт в 2010 году составил 33,2 тыс. т против 104,9 тыс. т в 2005-м. По мнению Хайрова, сокращению ввоза способствуют постоянное увеличение контрактных цен импорта и активность локальных производителей. По информации , контрактная стоимость мяса индейки в 2005 году была $613/т, в 2010-м — порядка $794. Для производителей сейчас самая благоприятная ситуация за последние 20 лет, доволен Хайров: потребитель начинает интересоваться продуктом, а конкурентная активность пока еще относительно невысока и заметна только в Москве.

Индейка и утка — почти утраченные сегменты птицеводства, говорит гендиректор «» Вадим Ванеев. В его планах — производство к 2022 году 500 тыс. т индейки. Чтобы продать такие объемы, придется вложиться в масштабную рекламную кампанию, допускает он: «Бройлер — уже раскрученный массовый продукт, а вот индейка не так популярна, и в этом ее главный минус». Проектная мощность действующего, первого, комплекса «» - 30,2 тыс. т/год, компания готовится к строительству еще одного (тоже в Ростовской области) на 60 тыс. т. Такой проект (60 тыс. т с возможностью масштабирования до 180 тыс. т/год) со всей инфраструктурой и смежными производствами — от инкубации яйца до переработки отходов — Ванеев называет типовым и планирует тиражировать в других регионах, с губернаторами которых ведет переговоры. В последний год компания анонсировала возможность выхода в Воронежскую, Саратовскую области и Ставропольский край с общими инвестициями 50 млрд руб.

Прежде чем идти в банк, инвестору нужно понимать, кто будет обеспечивать будущее производство индейки инкубационным яйцом, советует Ванеев. Это критически важный фактор для эффективности и окупаемости вложений, настаивает он. Технология производства яйца крайне сложна. До недавнего времени все российские производители зависели от зарубежных поставщиков. «», прежде чем планировать расширение производства, построил свои инкубационные мощности. Расходы на строительство и обслуживание производства бройлера и индейки разные, обращает внимание Ванеев. При запуске последнего инвестор вложит на 30-40% больше денег в постройку птичников: индейка растет 105-140 дней и ей нужно больше места. Вместе с тем инкубатор обойдется в несколько раз дешевле, чем при строительстве бройлерного комплекса, так как из-за длительного цикла производства требуется меньше яиц. И в несколько раз меньше инвестор потратит на строительство инкубатора. Минус индейководства — медленная, в сравнении с бройлером и уткой, оборачиваемость средств: бройлерные фабрики делают семь оборотов за год, а в случае с индейкой можно рассчитывать максимум на три.

Строить производство индейки в Пензенской области несколько лет назад начинал холдинг «Евросервис». Проект остановился на начальной стадии: в кризис многие активы группы, в том числе этот, перешли за долги «Россельхозбанку». «» выкупила его у . «Были построены только четыре каркаса здания без панелей и коммуникаций, — рассказывает Хайров. — Мы пересмотрели проектные решения и в начале 2011 года решили возобновить строительство». Обновленный проект представляет собой комплекс с инкубатором на 1,8 млн яиц и плановой производственной мощностью 15 тыс. т в год готовой продукции (тушка и разделка), 9 корпусами выращивания и 36-ю — откорма, перерабатывающим заводом с линией упаковки, предусмотрены комбикормовый завод с элеватором. Как и у «», предполагается возможность расширения до 60 тыс. т/год в убойном весе. Инвестиции - более 4,5 млрд руб. — планируется освоить за два года. Проект финансирует .

Инвестор рассчитывает вернуть вложения в течение восьми лет. При масштабировании до 60 тыс. т срок окупаемости сократится до шести лет, уточняет Хайров. Такие же комплексы он советует строить и другим игрокам, заинтересованным в выходе на этот рынок. «При мощности 60 тыс. т/год потребность в яйце позволит быстрее окупить племрепродуктор и, соответственно, снизить затраты на яйцо», — поясняет директор. Чтобы производство индейки развивалось успешно, нужны постоянные меры господдержки: субсидирование покупки оборудования, яиц, содержания индеек, процентной ставки по инвестиционным кредитам и содействие развитию яичных племрепродукторов, формулирует Хайров. «Проблем со сбытом не будет, — уверен он. — Продукты из индейки востребованы на столичном рынке. А регионы обычно быстро перенимают тренды столицы, поэтому в скором времени рост спроса можно прогнозировать и там». Сейчас трудно поверить, что сравнительно недавно мало кто знал об охлажденном мясе бройлера, а теперь для многих это повседневный продукт, приводит пример топ-менеджер.

В апреле компания «Агросоюз» сообщила о намерении инвестировать 2,7 млрд руб. в строительство комплекса индейки — 10,3 тыс. т/год — в Саратовской области. Пока там нет производства этого мяса, бройлерное тоже развито плохо: в 2010 году местные фабрики, по данным облминсельхоза, получили всего 27,6 тыс. т. Кроме «Агросоюза», регион интересен «Евродону»: если компания договорится с властями, то сможет построить там производство на 60 тыс. т/год.

В Воронежской области в июле заложили первый камень комплекса индейки мощностью 24 тыс. т/год за 3 млрд руб. Реализовывать проект будут агрохолдинг «Рамонская индейка» и фермерское хозяйство «Борть». Виктор Логвинов, глава Рамонского района, рассказывал Воронежской ГТРК, что планируется создать 72 птичника.

Создать с нуля

Промпроизводства водоплавающей птицы — уток и гусей — в России пока нет, говорит Колпакова из Global Reach Consulting: «Есть производства в стадии проектирования, но говорить об их окупаемости сейчас преждевременно». В нашей стране нет опробованных технологий индустриального выращивания, и, самое главное, не определена потребность рынка в этих видах мяса, добавляет эксперт. «Агропромышленный комплекс Г. М.Р.» (проект компании «Г.М.Р. Планета гостеприимства», управляющей сетью ресторанов быстрого обслуживания «Сбарро») планирует строить в Рязанской области ферму на 1,5 тыс. т/год мяса гусей, 2 тыс. т/год — уток, 30 т/год деликатесной гусиной печени плюс будет производить побочные продукты — пух, перо, пищевой жир. Расчетные инвестиции — 800 млн руб. Сейчас проект на стадии подписанного соглашения с правительством региона. В перспективе инвестор не исключает увеличения мощности до 20 тыс. т/год мяса утки и гуся, а фуа гра — до 50 т/год.

Алтайский «Чикен-Дак», созданный шесть лет назад на мощностях бывшей птицефабрики «Первомайская», с 2010 года выращивает пекинских уток бройлерного кросса. Развивать это направление решили потому, что с момента старта агронацпроекта производство в крае других видов мяса, в том числе свинины и бройлера, запланировали другие инвесторы, а значит, в этих сегментах будет слишком высокая конкуренция, говорит гендиректор «Чикен-Дака» Виктор Павлюченко. По его словам, выращивать утку на мясо в небольших фермах невыгодно — рентабельными могут быть только крупные комплексы. На фабрике «Чикен-Дак» можно инкубировать и выращивать минимум 500-600 тыс. уток. 70 площадок выращивания утки к 2014 году хочет запустить в Белгородской области «Чернянская утиная ферма». Сейчас работают 10. В 2010 году на них произвели больше 1 тыс. т мяса. Директор предприятия Дмитрий Амбросимов признает, что массового спроса на утиное мясо нет, но надеется на его постепенный рост. В Ленинградской области строится три птицекомплекса. В их числе проект «Гатчинской уткофабрики», предполагающей запустить свою ферму в 2012 году. Несколько лет назад этот инвестор создал пилотное производство мяса утки. Опыт показал, что продукция востребована, а конкурентов на рынке нет. В новые мощности — почти 1 млн инкубационных яиц и 1 тыс. т мяса в год — «Гатчинская уткофабрика» вложит более 200 млн руб. «» тоже строит комплекс по выращиванию утки — как и производство индейки, в Ростовской области. Сейчас это самый крупный заявленный в этом сегменте проект. Мощность на первом этапе составит 20 тыс. т/год, инвестиции — 5 млрд руб. «Мы намерены возродить в России производство мяса утки в промышленных масштабах, — делится планами Ванеев. — Уже через 1,5 года хотим поставлять охлажденную утку в федеральные торговые сети».

Ниша для малых

Ниши в альтернативном птицеводстве будут заполнять не только промышленные производители, но и небольшие игроки — семейные фермы, КФХ и т. д. «Татптицепром», сообщал «Татар-информ», хочет построить репродуктор индейки на 3 млн птиц в год и зарабатывать на поставках молодняка местным личным и фермерским хозяйствам. При вводе такого репродуктора они к 2015 году смогут производить до 20 тыс. т мяса индейки, подсчитал гендиректор «Татптицепрома» Марс Алиев. В Белгородской области по региональной программе развития малых форм хозяйствования на селе строят комплекс выращивания гусей для получения жирной печени, применяемой при производстве фуа гра. Инициатор проекта — ГУП «Семейные фермы Белогорья». К 2013 году проект должен выйти на 100 т/год мяса и 10 т/год печени, инвестиции составят 10,5 млн руб., сообщало в июле «Агентство Бизнес Информации». Власти Еврейской А. О. в 2011 году направят 1,5 млн руб. на субсидирование содержания гусей, сообщала пресс-служба обладминистрации. Деньги на развитие получит единственный в регионе производитель гусей — КФХ «Тарасенко Т. Н..» (маточное стадо — 6 тыс.).

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»