Просчитать птицекомплекс

Построить птичник площадью 21×96 м с установкой оборудования «под ключ» три года назад стоило в среднем $1−1,15 млн
Построить птичник площадью 21×96 м с установкой оборудования «под ключ» три года назад стоило в среднем $1−1,15 млн
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Сколько стоит построить производство бройлера или индейки

Компании продолжают вкладывать в строительство мощностей по выращиванию и переработке мяса птицы и заявлять об инвестициях в такие проекты: самые крупные - мощностью более 100 тыс. т/год. Затраты на создание таких производств вернулись к докризисным значениям — около $350/кв. м плюс-минус 10-15%, констатируют эксперты. Но это в среднем. Стоимость птичников может различаться в два-три раза. Почему строительство схожих объектов стоит таких разных денег?

О реализации птицеводческих проектов в этом году заявляли многие компании. Например, в Челябинской области строится комплекс на 50 тыс. т мяса ежегодно. Дочернее предприятие агрохолдинга «» (Магнитогорск) до конца года планирует построить и ввести в регионе пять из восьми производственных площадок общей стоимостью почти 4,2 млрд руб., сообщал Regnum. «Курский Агрохолдинг» (входит в белгородскую компанию «») строит в Курской области площадку мощностью 120 тыс. т и 86 млн инкубационных яиц в год. Первая очередь начнет работать в сентябре. Вторая, включающая комбикормовый завод и репродуктор второго порядка, будет построена в 2012 году. Стоимость комплекса составляет 11,5 млрд руб., рассказывал председатель совета директоров «Курского Агрохолдинга» Игорь Барщук. Он также говорил, что особенностью проекта будет замкнутое производство, которое позволит перерабатывать не только мясо птицы, но и отходы. «» реконструирует Инжавинскую фабрику в Тамбовской области, стоимость инвестиций — 8,5 млрд руб. Мощность предприятия после реконструкции будет порядка 90 тыс. т мяса в живом весе в год. Как и «», этот инвестор ориентируется на замкнутый цикл: в составе фабрики будут шесть птичников на 8 млн посадочных мест, убойное и комбикормовое производства, элеватор, переработка помета и склады-холодильники. В стоимости проекта учтено строительство очистных сооружений. А «Алтайский бройлер», тоже принадлежащий «Приосколью», в этом году планирует увеличить производство на 50% до 63 тыс. т мяса, если завершится строительство второй очереди комплекса. Общая стоимость этого проекта превышает 7 млрд руб.

В Саратовской области большое птицеводческое производство хочет создать компания «АгроТехнологии». Проект объемом вложений, превышающим 10,7 млрд руб., одобрил региональный совет по инвестициям. Мощность комплекса с полным производственным циклом составит 31,5 тыс. т мяса убойной массы. А «», уже заявивший в Ростовской области строительство нового производства утки (статья о нем — на стр. 34), планирует в Саратовской новый комплекс выращивания и переработки индейки годовой мощностью 60 тыс. т живого веса. Типовой комплекс такой мощности — это 160 птичников, инкубаторы на 10 млн яиц, убой (4 тыс. гол./час), элеватор емкостью 150 тыс. т, выработка комбикорма (300 тыс. т/год), переработка мяса, логистика, цеха мясокостной муки, очистные сооружения, перечислял в интервью «» в марте гендиректор «» Вадим Ванеев. Инвестиции в проект под Саратовом он оценивает в 18 млрд руб. В этом же регионе комплекс по производству 10,3 тыс. т мяса индейки в год с десятью производственными цехами, забоем и переработкой создает за 2,7 млрд руб. «Агросоюз». «», основанная бизнесменом Наумом Бабаевым, тоже вкладывается в индейку: планирует новое производство с переработкой мяса в Пензенской области, где сосредоточены ее молочные активы. Проект, как и у «», должен быть интегрированным: с комбикормовым заводом, инкубатором, убоем, упаковкой и инфраструктурными объектами. Плановая мощность комплекса — 15 тыс. т готовой продукции в год, сообщала пресс-служба «». Общий объем инвестиций превышает 4,5 млрд руб. €21 млн, или более 800 млн руб., намерена потратить на создание фермы по выращиванию индейки (6 тыс. т мяса) в Чувашии литовская агропромышленная группа «АРВИ». По данным Минсельхоза республики, также предусматривается строительство предприятия по производству комбикормов и цеха переработки мяса.

Инфляция затрат

Как замечает Андрей Дмитриев, руководитель проекта по птицеводству «», «общая стоимость птицекомплекса» - очень условный показатель: называя его, разные инвесторы могут иметь в виду совершенно разные проекты в зависимости от степени вертикальной интеграции и других критериев, которые у каждого свои. «Смотря что называть комплексом, — объясняет он. —  Одни имеют в виду площадку для выращивания бройлеров, у других в это понятие входят убойный цех, комбикормовый завод, инкубаторий, родительское стадо и много что еще». Строить птичники тоже можно по-разному, из-за чего варьируется и стоимость проекта, продолжает Дмитриев: из кирпича и бетонных блоков или использовать сэндвич-панели. Последнее решение заметно дороже, но намного долговечнее и пожаробезопаснее. Кроме того, по его словам, существенно облегчается мойка и дезинфекция помещений, что значительно повышает биобезопасность. «» оценил проект строительства своего брянского птицекомплекса на 105 тыс. т/год мяса живого веса в 13,9 млрд руб. На эти средства будет создана не просто птицефабрика, а вертикально интегрированный комплекс, включающий зерновое производство, комбикормовый завод, инкубаторий, репродуктор, площадки выращивания бройлеров, предприятие по убою и переработке, сопутствующие производственные объекты, описывает Дмитриев. «Концепция нашей компании — максимально возможная степень автоматизации, — добавляет он. — Мы верим, что чем меньше людей работает на производстве, тем оно гигиеничнее, а продукция — безопаснее для потребителя. Такие технологии не могут быть дешевыми». У «» будут большие инфраструктурные расходы, указывает президент Владимир Фисинин, который считает стоимость проекта оправданной: холдинг намерен строить на пустом месте, к тому же инвестирует в содержание ремонтного молодняка и родительское стадо. При 105-тысячетонной мощности птичников одно убойное предприятие обходится инвестору в 2 млрд руб., приводит пример эксперт.

Роман Токарев, финансовый директор группы «Рубеж» (до 2009 года была одним из крупнейших импортеров мяса птицы; сейчас развивает фабрики в Новгородской и Псковской областях), говорит, что затраты на строительство и реконструкцию птицекомплексов сильно разнятся в зависимости от выбранной технологии содержания — напольной или клеточной. «При напольной объем инвестиций меньше, но при этом и эффективность ниже, — рассказывает он. — Мы, когда просчитывали проект увеличения мощностей наших предприятий, пришли к выводу, что при клеточной технологии эффективность возврата инвестиций повышается на 30%». По площади те и другие птичники одинаковы, но клеточное оборудование устанавливается в несколько ярусов, благодаря чему можно содержать большее поголовье, поясняет Токарев: инвестиционные затраты тоже выше, но вырастает и отдача с квадратного метра птичника.

Токарев обращает внимание на еще один важный момент, от которого зависит стоимость птицеводческого проекта: инвестор может ограничиться только мощностями по выращиванию бройлера или построить также предприятие для содержания родительского стада (где будет производить бройлерное яйцо). «У нас птицефабрики полного цикла с родительской зоной, а некоторые компании предпочитают покупать яйцо, инкубировать его, высаживать бройлера в птичник, выращивать и забивать, — продолжает финдиректор. — Но на рынке одно яйцо стоит 12-13 руб., а при собственном выращивании себестоимость падает до 8-9 руб.». Поэтому, когда заявляют мощности по выращиванию, например, 48 тыс. т живого веса в год и оценивают затраты в 7 млрд руб., стоит обратить внимание, входят ли в эту цифру родительское стадо и мощности по его содержанию, говорит Токарев. Ведь фактически эти мощности — отдельный бизнес, а по уровню затрат — такая же птицефабрика с курами-несушками, как товарная. «Получается, сначала платишь больше, но инвестиции окупятся быстрее и безопаснее, — говорит Токарев. — Ведь собственное родительское стадо позволяет держать под контролем ситуацию с болезнями, создавать благоприятный санитарный режим».

За последние несколько лет затраты на строительство птицефабрик выросли на 20-30%, прикидывает Токарев. Одна из причин — более чем 20%-ная девальвация рубля в 2009 году: большая часть оборудования, которым комплектуют строящиеся сейчас площадки, импортное. Влияют на рост затрат металл, углеводороды, цемент, панели, используемые при изготовлении птицеводческих зданий. «Так как в посткризисный период мы наблюдаем рост мировых цен этих ресурсов, все это отражается на увеличении инвестиционных затрат при строительстве комплексов», — говорит Токарев. «Рубеж» планирует довести действующие мощности двух своих предприятий до 150 тыс. т/год готовой продукции (сейчас — 48 тыс. т/год). «Это будет клеточное содержание, — уточняет Токарев. — Оценочные инвестиции — на уровне 10 млрд руб.». Из расчета на 1 тыс. т получается примерно €2,2 млн, резюмирует он.

Откуда различия

Петр Маньшин, совладелец компании « Северо-Запад» (проектирует и строит животноводческие комплексы), говорит, что в среднем строительство птичников обходится от 5 тыс. руб. до 9 тыс. руб. за квадратный метр. Основной фактор, который максимум на 30% увеличивает затраты на возведение птицефабрик, — способ содержания бройлеров, соглашается он с Токаревым. За последние 5-7 лет эти затраты росли на уровне инфляционного коэффициента, то есть примерно на 9-10% в год, рассказывает он: «Если не считать скачка 2007 года, когда цемент и металл чуть ли не единовременно подорожали примерно на 40% и 70%». На объем затрат заметно влияют технология строительства зданий и выбор расходных материалов. «Кто-то сразу делает капитальные стены нормальной толщины, а кто-то экономит, строя тонкие, и обшивает их, — рассуждает Маньшин. — Некоторые экономят на качестве полов». По его словам, в зависимости от выбранных решений стоимость строительства различается на 70%.

От расположения птицекомплекса, который строит инвестор, объем вложений почти не зависит: в большинстве регионов основные затраты примерно на одном уровне. Конечно, могут возникать логистические проблемы, бывает, завышаются цены цемента, бетона, а если плохо подобраны земли, то вырастает стоимость фундамента или коммуникаций. Но в силах инвесторов избежать всех этих факторов роста затрат, уверяет Маньшин: «При обилии в России свободных земель всегда можно подобрать оптимальный участок, строительство на котором не генерирует дополнительных расходов».

Андрей Голохвастов, гендиректор «Агриконсалта» (Санкт-Петербург), отмечает, что затраты на строительство и реконструкцию объектов схожей мощности различаются не только в птицеводческой отрасли. «Любая аграрная стройка — молочные фермы, свино- и птицекомплексы — это, как правило, существенный разброс затрат. По нашему опыту разработки бизнес-планов, они могут отличаться даже в 1,5 раза в ту или иную сторону», — говорит Голохвастов. Например, в регионе нет нужных по размеру, доступных по цене и/или качественных строительных материалов — бетонных или металлоизделий. В этих случаях инвестору приходится привозить их, преодолевая большие расстояния, или, как вариант, размещать на стройке собственное производство бетона.

Стоимость проекта — это всегда выбор компании-инвестора, говорит Голохвастов: «Некоторые, например, проводят жесткие тендеры, ориентированные только на снижение цены. Но чтобы удешевить проект, всегда нужно чем-то жертвовать: как правило, дисконт получается за счет простых и недорогих технологических решений». Важна также глубина проработки проекта — только тогда можно обосновать экономию на тех затратах, которая не снизит его эффективности. К примеру, есть правила установки металлоконструкций при строительстве — нормой считается нагрузка 48-52 кг/м. «Неопытный строитель может выбрать вариант 52 кг/м, чтобы был запас прочности, — рассуждает Голохвастов. — А тот, кто построил десять таких же птицекомплексов, ограничится 50 кг/м, уложится в норматив и сэкономит средства инвестора».

Часто разброс стоимости зависит от наличия у проектной/строительной компании опыта успешной реализации проектов и даже от того, насколько она загружена, утверждает эксперт. Компании с именем и большим портфелем заказов могут устанавливать более высокие цены на свои работы и услуги, чем не имеющие опыта в птицеводческом секторе или любой ценой желающие получить заказ для поддержания оборотов бизнеса, указывает Голохвастов.

Вице-президент Международной программы развития птицеводства (UIPDP) Альберт Давлеев называет средние затраты на строительство птичника в России — около $350/кв. м, средняя стоимость объекта может различаться на 10-15%. Инвестиции в строительство птичников для выращивания индейки и бройлеров примерно одинаковы, продолжает он: «Но в первом случае из-за более сложной технологии выше себестоимость выращивания — в зависимости от объема производства, на 10-25%». Построить птичник площадью 21х96 м с установкой оборудования «под ключ» три года назад стоило в среднем $1-1,15 млн, вспоминает он. Кризис снизил цену на 10-15%, а теперь она вернулась к прежнему значению, говорит эксперт.

Неформальные интересы

Давлеев знает случаи, когда заявленная стоимость птицекомплекса в одной области в 1,5-2 раза выше, чем такого же в соседней. Причинами двукратных отличий, по его мнению, могут быть цены стройматериалов, рабочей силы и «высокая коррупционная составляющая» при переговорах с банками. Другой эксперт подтверждает предположение Давлеева, что есть откаты топ-менеджерам банков. В известных ему случаях — при получении в крупных банках субсидируемых кредитов на уровне нескольких миллиардов рублей — они составляли 10-12% стоимости кредитных линий. Стоит ли говорить, что эти «неформальные расходы» инвесторы тоже закладывают в затраты, добавляет он.

Не следует забывать и о заинтересованности самих инвесторов в формальных контрактах, говорит он: «Некоторые, не желая вкладывать собственные средства (которых при получении кредита должно быть минимум 20-35% стоимости проекта), просят строителей завысить контракт процентов на 20. Строитель получает свой «процент», заказчик — существенно снижает собственный взнос за счет банковских денег». Фисинин из не верит, что такие случаи распространены: «Инвесторам самим же потом возвращать эти кредиты».

Бывает, компания-заказчик завышает стоимость проектов в личных интересах своих акционеров. Не пожелавший назвать себя топ-менеджер предприятия, проектирующего свино- и птицекомплексы, описывает такой случай. Клиент решил построить животноводческий комплекс, он же владел бетонным заводом. Поэтому строили не из легких конструкций, хотя это было бы дешевле, а по максимуму использовали бетон. «Проект получился супердорогой, но зато завод был загружен работой», — говорит проектировщик.

Госкорпорация: убытки и птица

В 2011 году «Корпорация развития Самарской области» (89,28% — у региона, 10,42% — у ВЭБа) планирует приступить к строительству комплекса по производству и переработке мяса птицы «Самарский бройлер» мощностью 50 тыс. т/год и стоимостью 12,6 млрд руб., сообщала пресс-служба облправительства. Проект будет также включать комбикормовый завод, инкубатор, цеха убоя и переработки. Также в планах — реконструкция и модернизация самарского аэропорта «Курумоч» за 9 млрд руб. Корпорация создана в 2008 году для стимулирования инвестдеятельности. Оба проекта уже значились приоритетными в 2009-м и 2010-м, в позапрошлом году она выбрала инвестора (латвийскую группу «Кекава-Лиелзелтини»), способного к 2012-му построить птицефабрику, писали «Ведомости».
Строительство обещают начать в сентябре. 2010 год, по данным «Ведомостей», корпорация завершила с убытком в 11,4 млн руб., основными затратами были зарплаты, содержание офиса и представительские расходы. Прямых стимулов искать инвесторов у таких корпораций нет, «в их убыточности нет ничего уникального — это обычная практика», — комментировал в июне управляющий активами УК БКС Николай Солабуто. «Инвесторам интересны проекты с быстрой окупаемостью и меры государственного стимулирования. […] Результатов от деятельности подобных структур ждать придется еще долго», — согласен главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»