Эмбарго истекло

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Сельхозгод начался со снятия запрета на экспорт

За месяц до окончания срока действия запрета правительство осознало, что зерна в России достаточно и его можно вывозить. По оценкам экспертов, в стране на конец сезона осталось более 15 млн т переходящих запасов: дефицита, опасаясь которого власти спешно вводили запрет, на внутреннем рынке не было и нет.

С 1 июля запрет на экспорт зерна снимается, объявил в конце мая председатель правительства Владимир Путин. Ранее он неоднократно говорил, что вопрос о возобновлении экспорта будет решаться по результатам сбора урожая этого года, то есть осенью. Представитель премьера Дмитрий Песков объяснил радикальное изменение позиции в отношении вывоза зерновых тем, что благодаря введению эмбарго стабилизировались цены на внутреннем рынке, запасы на элеваторах, и в конце мая уже можно было говорить о достаточном количестве зерна в стране.

Цены зерна в России на момент объявления о снятии запрета составляли в среднем 5,2-5,4 тыс. руб./т пшеницы и были заметно ниже мировых. В интервенционном фонде осталось более 6 млн т, состояние озимых оценивалось как хорошее, весенняя посевная шла бодрыми темпами, а на юге осталось от 6 до 10 млн т, которые можно экспортировать.

На слухах об открытии экспорта цена пшеницы в ЮФО выросла на 400-500 руб./т примерно до 5,5 тыс. руб./т, отмечает гендиректор ИКАРа Дмитрий Рылько. Цены понемногу росли уже с середины апреля — трейдеры как раз тогда начали покупать зерно в расчете на снятие эмбарго, вспоминает исполнительный директор «» Андрей Сизов.

Как было

Об эмбарго на экспорт зерна с 15 августа по 31 декабря 2010 года Путин объявил 5 августа, а затем запрет продлили до 30 июня. Причиной решения стали аномальная жара и засуха, сократившие урожай до 60,9 млн т против 97 млн т в 2009 году. До эмбарго Россия входила в пятерку крупнейших мировых экспортеров зерна, а в 2008/09 сельхозгоду вывезла 23,4 млн т, заняв третье место после США и ЕС.

Введение эмбарго особенно негативно сказалось на трейдерах. Самым ярким примером стало банкротство второго по объемам российского экспортера, краснодарского «Росинтерагросервиса». Пострадал портовый бизнес: например, второй по мощностям экспортный зерновой терминал страны — () — из-за эмбарго в IV квартале 2010-го и I квартале 2011 года получил более 100 млн руб. чистого убытка.

На внутреннем рынке цены росли до января. В декабре Путин объявил об адресном выделении Москве, Санкт-Петербургу, Московской и Ленинградской областям 1,131 млн т зерна из госфонда. В начале февраля начались товарные интервенции, на которых государство продавало продовольственное зерно, и адресная продажа пострадавшим регионам фуража по закупочным ценам. В марте-апреле на рынок стало поступать неучтенное официальной статистикой зерно урожая-2010 (по данным аналитиков, более 5 млн т). Все это привело к падению цен на внутреннем рынке — по данным Минсельхоза, на 10-15%.

Маловероятно, чтобы мировые цены в новом сезоне начали падать под влиянием открытия Россией экспорта, писал в июне The Wall Street Journal: во Франции, Германии, Великобритании и Польше, на которые приходится 65% пшеницы ЕС, засуха; на севере США и в Канаде были дожди, задерживалась посевная, в южной части Великих равнин установилась сухая погода. Разлившаяся Миссисипи затопила 3,6 млн га посевов.

Возвращаемся

Мировые рынки реагировали на возвращение России снижением: в начале июня июльский фьючерс в Чикаго подешевел вскоре после открытия до минимальных за последние три недели $7,88 за бушель пшеницы (минус 3,9%). Ноябрьский фьючерс на парижской бирже Euronext в разные дни дешевел почти на 5% до €237-238/т. Первый вице-премьер Зубков объявил первый после снятия эмбарго прогноз: урожай в 2011 году может составить 85-90 млн т, переходящий остаток — 18,5 млн т ( считает, что переходящий запас по итогам сезона-2010/11 будет 20 млн т).

Топ-менеджер компании-трейдера говорит, что некоторые экспортеры еще несколько месяцев назад начали заготавливать запасы под экспортные контракты. Его компания больших закупок не сделала, потому что «до конца не были понятны правила игры» даже при открытом экспорте.

Из-за засухи в Европе и на юге США и дождей в северных штатах возвращение России на рынок окажет положительное влияние на ценовую ситуацию, считает менеджер крупного зернотрейдера. В июне, впрочем, потенциальные покупатели российского зерна осторожничали: вице-президент египетского государственного трейдера GASC Номани Номани говорил Reuters, что его страна (крупнейший мировой импортер) будет осторожна в сделках с нашим зерном. «Мы должны быть уверены, что они [Россия] будут способны экспортировать, мы не хотим столкнуться с теми трудностями, с которыми столкнулись в прошлом году», — предупредил Номани. В прошлом году Египту пришлось единовременно докупить на рынке более 500 тыс. т зерна, чтобы перекрыть выпавшие из-за российского эмбарго объемы.

Позиции России как одного из крупнейших экспортеров зерна за время действия эмбарго не пострадали, уверял Зубков на встрече с президентом Дмитрием Медведевым. Правительство поступило правильно, введя в прошлом году запрет на экспорт зерновых, отозвался глава государства (см. врез).

Сколько экспортируем

В отчете, опубликованном 11 мая, сделал первый прогноз урожая и экспортного потенциала России в сезоне-2011/12: 81,7 млн т и 11,81 млн т соответственно. Сизов считает, что при благоприятных условиях страна экспортирует больше. Зубков в июне озвучил первый официальный прогноз экспорта — 15 млн т. Эксперты называли даже большие цифры (см. таблицу).

Самый большой показатель — до 20 млн т при условии сбора 85-90 млн т — отстаивал Аркадий Злочевский, президент , в который входят все крупные трейдеры. В этом году страна увеличила посевы: урожай озимых может быть собран с 14,5 млн га, яровых — с 31 млн га, а гибель озимых оставила всего 6,6%, объяснял он в интервью «Вестям». Даже если отправить на экспорт 20 млн т, то еще 17 млн т по итогам начавшегося сезона «останется в запасах», говорит Злочевский. «Мы явно недооценили потребление, — аргументирует он. — На старте сезона оценивалось, что оно не превысит 70 млн т, реально получилось примерно 67,4 млн т. Вот сколько мы съели за сезон […]. [К тому же ] мы явно недооценивали собственный урожай. Официальные данные — 60,9 млн т. Но, по нынешней оценке, реальный урожай больше на 5-6 млн т — они были спрятаны, чтобы получить господдержку» (цитаты — «Вести»).

Статья основана на материалах газеты «Ведомости» и информагентств

Медведев об эмбарго

«Решение об эмбарго многие критиковали, бизнес был недоволен, но правительство поступило правильно, и развитие событий это доказало. Мы сохранили стабильность на зерновом рынке и не допустили существенного роста цен на хлебобулочные изделия […]. [Эмбарго] помогло сохранить ситуацию на внутреннем продовольственном рынке в нормальном состоянии, и мы не утратили свои позиции [одного из крупнейших мировых экспортеров зерна]. Если запланированный урожай будет получен, это наши позиции укрепит».
«Прайм-ТАСС»

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»