Журнал «Агроинвестор»
Этот год может стать последним для мелких и средних птицефабрик
Инвестпривлекательность яичного бизнеса снижается: рынок насыщен, господдержка низкая, основные фонды изношены, а производится главным образом натуральное яйцо. Средняя рентабельность — 2-10%. Ее недостаточно для окупаемости затрат, а тем более — для расщиренного воспроизводства и вложений в продукты с добавленной стоимостью. Возможности роста маржи — брендинг, переработка, маркетинг и логистика, перечисляют эксперты. Сейчас же устойчиво прибыльны только модернизированные фабрики, производящие больше 500 млн яиц/год.
Для инвестиций в яйцо сейчас не самый подходящий момент, говорит гендиректор «Агриконсалта» Андрей Голохвастов: «Комбикорм после засухи подорожал в среднем вдвое. Цены на яйцо растут медленнее, а в некоторых регионах падают». Окупаемость вложений в технологии и оборудование резко выросла в 2009-м и отчасти — 2010 годах: банки увеличили ставки и требовали больших залогов. Кризис усугубил расслоение производителей, указывает Голохвастов. Бизнес крупных и эффективных, особенно входящих в холдинги («Сеймовская», «Свердловская», «Синявинская», «Боровская» и др. — см. таблицу «Топ-10»), устойчив: эти игроки успели модернизировать производства и продолжают вкладывать в новые технологии, формируя конкурентную себестоимость.
Один из способов сделать это — снижение конверсии корма, составляющего 70% себестоимости яйца.. Мелкие и средние фабрики, как правило, работают по устаревшим технологиям. Стоимость денег для них выше, чем для лидеров, ликвидных залогов меньше, а объем производства не позволяет окупать затраты при нынешней срежнерыночной марже. Средняя чистая рентабельность яичных предприятий сейчас колеблется между 2% и 8%, оценивает Альберт Давлеев, глава российского представительства Совета США по экспорту домашней птицы и яиц (USAPEEC). В «Роскаре» оценивают среднюю рентабельность производства яйца в 10%. При этом оборот капитала в яичном производстве медленнее, чем в мясном, дополняет не пожелавший назвать себя оператор рынка: «Бройлер растет до убоя 35-40 дней, а от несушки прибыль будет только через 6 месяцев, когда она достигнет яйценосного возраста».
Неэффективные уйдут
Инвестпривлекательность яичного птицеводства снижается не только в России — это глобальная тенденция, объясняет Давлеев: с июля-августа 2010 года в мире ощущается явная нехватка зерновых. Яичное птицеводство неприбыльно и у многих убыточно, вторит экспертам руководитель «Леноблптицепрома» Юрий Трусов. Затраты сильно выросли, подтверждает он. С 1 января по начало марта этого года корма подорожали на 18%, электроэнергия — на 36,5%, газ — на 18%, резко увеличились цены на тару
Привлекательность яичного сектора для инвесторов снижают не только последствия кризиса, засухи и рост производственных издержек. Рынок натурального яйца уже несколько лет является насыщенным, нехватки этого продукта нет, напоминает Трусов. Летом он ждет очередного падения цен: если в марте они у некоторых производителей доходили до 27 руб./10 шт., то, например, летом 2010 года десяток дешевел на минимальных значениях до 16 руб. Кроме сезонности, еще один понижательный фактор — продолжающийся рост производства: только в первом полугодии 2011 года будет получено на 450 млн яиц больше, чем за весь 2010-й, оценивает Трусов.
По наблюдениям коммерческого директора «Роскара» Сергея Шведкова, в последние 9 месяцев цена принципиально не менялась, а вот себестоимость увеличилась почти на 30%. «Сейчас справедливая цена на полке магазина — минимум 40 руб./10 шт.: это позволит хоть как-то поддерживать бизнес, — рассуждает он. — А она [составляла в марте] около 30 руб., где-то — даже 25 руб. Если так будет продолжаться, да еще летом снизятся цены, то, боюсь, для многих фабрик этот год окажется последним». Рынок перенасыщается — ведь потребление яйца, в отличие от производства, почти не растет, указывает Шведков. Только сокращение производства может сделать отрасль доходной и инвестиционно привлекательной, уверен топ-менеджер. Спрос на яичном рынке очень эластичен, поясняет он, поэтому даже 5%-ное снижение (на 2 млрд яиц/год), уже восстановит баланс спроса / предложения и даже создаст небольшой дефицит. «Но инвестиции, которые могут последовать за ростом доходности, опять приведут к наращиванию производства, а следовательно, к очередному снижению доходности», — опасается Шведков.
Сейчас стабильны фабрики, которые модернизированы и производят более 600 млн яиц/год. «Они еще могут заработать прибыль, — говорит Трусов. — Но их в России менее десяти. Кто производит 200-250 млн яиц/год — почти наверняка имеет убытки или нулевую рентабельность из-за более высоких [в сравнении с лидерами] затрат и небольших объемов». В 2011 году таким операторам будет сложно обслуживать даже ранее взятые кредиты, считает он: «Для этого нужно иметь рентабельность хотя бы на уровне 18%, тогда как у некоторых фабрик она в начале года падала до минус 38%». Небольшие компании будут уходить с рынка, делает вывод Трусов. По его мнению, остановка большой части таких предприятий как раз и может создать дефицит яйца. Ведь на мелкие и средние птицефабрики приходится более половины производимого в стране яйца. В этом случае цены начнут расти, но выиграют от этого прежде всего крупные предприятия, резюмирует Трусов. По данным «Агриконсалта», более 26% таких предприятий активно модернизируются или собираются сделать это в ближайшие два года. Еще 15% до кризиса, в 2007—2008 годы, успели завершить реконструкцию и установить новейшее оборудование.
Как заработать
Яичный сектор — не только низкорентабельный и волатильный по ценам, но и с изношенными основными фондами: многие птицефабрики введены в эксплуатацию 35-40 лет назад. К замене оборудования сейчас и сводятся основные инвестиции в отрасли: индустириальные яичных площадки, в отличие от бройлерных, сейчас не строятся. Такие инвестиции к тому же усугубляют профицит продукта на рынке, снижающий маржу его игроков, замечает Шведков из «Роскара»: новое оборудование мощнее, а кроссы птицы — продуктивнее старых, и на той же площади производится больше яйца.
Среднегодовая себестоимость производства десятка яиц — 20 руб., оценивает один из участников рынка. То есть в июне-августе многие фабрики реализуют их на уровне или ниже себестоимости — см. динамику цен на графике «Летом яйцо дешевле». Летом прошлого года яйцо дешевело до 10 руб., помнит топ-менеджер «Агрохолдинга Нива» (закупает и фасует яйца под своими брендами).
Возможности роста маржи — это брендинг (чтобы продавать продукт дороже и работать в ритейлом), переработка (в том числе товары b2b), более эффективные маркетинг и логистика, перечисляют опрошенные «Агроинвестором» эксперты. фабрики идут в переработку. «До сих пор процент глубокой переработки яйца в России ничтожно мал по сравнению с другими странами — менее 10 (в натуральном выражении) против 45-50 в ЕС и США», — говорит Давлеев. Работать с сетями многие не могут из-за нехватки оборотного капитала, добавляет топ-менеджер «Нивы»: отсрочка платежа составляет до 45 дней, из-за чего напрямую с ритейлом сотрудничают только крупные фабрики.
По словам Шведкова из «Роскара», перспективные b2b-продукты — меланж в асептической упаковке, жидкий и сухой желток и белок. «Но и этот бизнес не самый простой, — обращает внимание он. — Например, спрос на меланж в асептической упаковке ограничен высокой ценой получаемого продукта. Как правило, нескольким птицефабрикам приходится жестко конкурировать за нескольких покупателей, что приводит к снижению цены, а вместе с ней — доходности». Обычный меланж в бидонах стоит 38 руб./кг, причем хранится всего сутки, а минимальная цена на асептический должна быть около 55 руб./кг, приводит пример Шведков. Производство сухого белка / желтка — высокотехнологичный бизнес, и чтобы добиться европейского качества, может потребоваться более пяти лет, считает он. Основная проблема в этом сегменте — острая конкуренция с импортом. «В России нет высоких импортных пошлин на эти продукты (сейчас — 15%), поэтому здесь успешно работают крупнейшие европейские и южноамериканские производители, — знает он. — Жесткая конкуренция с ними сокращает нашу маржу». «Роскар» выпускает нетрадиционный b2b-продукт — вареные яйца, очищенные от скорлупы, и готовые омлеты для общепита и гостиничной индустрии. «Но для нас эти проекты — скорее, экспериментальные», — признает Шведков, рассчитывая, что через 5-10 лет спрос на такие продукты увеличится.
Инвестиционная привлекательность яичного птицеводства вряд ли вырастет без увеличения господдержки и усиления таможенно-тарифной защиты, высказывает свое мнение Трусов из «Леноблптицепрома». Он предлагает ограничить высокой, до 100%, пошлиной, ввоз продуктов переработки или запретить использование в приготовлении пищевых продуктов импортных смесей с растительными заменителями яйца. Тогда у птицефабрик появится мотивация вкладывать деньги в такой капиталоемкий бизнес, как переработка, думает он. По данным Росптицесоюза, глубокая переработка увеличивает рентабельность в среднем на 20%, а расходы на строительство и оснащение предприятия мощностью 1 млн яиц/год составят €5-6,5 млн.
Как развиваются
Небольшие производители инвестируют в основном в частичную замену оборудования, собственные корма и сырье (зерновые).
Николай Зитев, гендиректор птицефабрики «Благодатское» (Пензенская область, 34 млн яиц/год), подтверждает, что зарабатывать на рынке яйца все труднее. В прошлом году средняя рентабельность получилась 2-3%, недоволен он. Сейчас цена реализации — 22-23 руб./10 шт., говорит директор. Тем не менее, «Благодатское» продолжает увеличивать производство. В этом году планируется 36 млн яиц — на 2 млн больше, чем в 2010-м. Один из способов снизить и повысить рентабельность — производство собственного зерна для комбикорма, которым фабрика занимается два последних года, инвестируя в этот проект по 5-7 млн руб. «У нас есть своя земля — 1,5 тыс. га, — расаказывает Зитев. — Еще выращиваем [курицу-]молодку для фермерских и личных хозяйств. Ее продажи всегда прибыльны». Он хотел бы федеральных дотаций на производство яйца. Таакая мера поддержки есть и сейчас, но она региональная и введена не везде, знает Зитев. «В Саратовской области за каждое [реализованное] яйцо выплачивают по 50 коп., дотации есить и в Мордовии. У нас — нет», — разводит руками Зитев.
План реконструкции есть у «Уссурийской птицефабрики» (Приморский край). Введен новый птичник с немецким оборудованием, летом должна начаться реконструкция еще одного, где содержится промышленное стадо (300 тыс. птиц). Также в планах компании — реконструкция инкубатора, модернизация цехов переработки, упаковки и сортировки. Чтобы минимизировать потери, на птицефабрике хотят построить цех переработки. «Построим цеха сортировки и упаковки [яйца], мойки, разбивки и упаковки жидкого пастеризованного меланжа, — говорил Дальневосточному информационно-рекламному порталу гендиректор «Уссурийской» Евгений Разник. — Если хватит денег — реконструируем цех сушки яичного порошка». Крупные игроки тоже строят новые птичники, реконструируют и автоматизируют производства. Инвестиционный портфель «Роскара» - несколько сотен миллионов рублей, говорит Шведков, отказываясь назвать точную цифру. Основная цель — снижение себестоимости: «Для нас это особенно актуально — мы находимся в Ленинградской области, далеко от зерносеющих регионов. Поэтому затраты на перевозку зерна значительно выше среднеотраслевых. Почти всю прибыль вкладываем в развитие производственных процессов». Окупаемость проектов, в зависимости от вида продукции и затрат, составляет от 5 до 7 лет, добавляет он. Помимо яичных бизнес-направлений, «Роскар» занимается выращиванием бройлеров — делает из них полуфабрикаты. «Производим около 12 тыс. т мяса в год. Большая часть продается в виде полуфабрикатов (разделки)», — поясняет Шведков. «Синявинская» птицефабрика (одна из крупнейших в России, принадлежит группе «ОГО») в январе начала снос девятиэтажных птичников постройки 1977 года и их замену на одноэтажные с двукратным увеличеним мощности до 1,2 млрд яиц/год, рассказывал ранее председатель совета директоров предприятия Никита Мельников. Реконструкция и модернизация прицефабрики ведется с 2008 года. Общий объем финансирования проекта — около 3 млрд руб.
Приоритеты самой крупной отечественной яичной фабрики — Боровской (Ханты-Мансийский автономный округ) — рост собственных посевов фуражного зерна (в 2009 году составляли 52 тыс. га), совершенствование логистики доставки комбикорма, развитие перепелиного производства (план — 85 млн яиц), дальнейшая реконструкция клеточного оборудования (обновлено на 48%). Построен и введен новый цех глубокой переработки яиц на 1,2 млн/сут. и запущена установка сушки скорлупы, которую как кальциевую добавку включают в рационы птицы. Сейчас «Боровская» производит более 930 млн яиц/год, мощности за последние годы выросли на треть, говорил в прошлом году гендиректор предприятия Леонид Мальцев.
Растет яйценоскость
По данным «Агриконсалта», производительность российских птицефабрик выросла с 304 шт на несушку в 2009 году до 306 — в 2010-м. Разброс этого показателя по стране большой — от 130 до 347 яиц/год в зависимости от масштабов и эффективности предприятий. Лидер — по производству куриного яйца, по оценке USAPEEC, — Ленинградская облать. В 2011 году, ожидает Альберт Давлеев, регион произведет 10% российского яйца.
Триединый бизнес
Поставка яйца конечному потребителю включает в себя три вида бизнеса. Первый — производство (птицефабрики), второй — сбор и переупаковка (оптовики), третий — собственные производство и продажи (тоже птицефабрики). У оптовиков маржа, как правило, положительная плюс она выше и больше, чем у производителя: они не несут рисков выращивания стада, не тратятся на аморитзацию основных средств, у них быстрый в сравнении с фабриками оборот капитала
и т. д.