Агфляция — 2?

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Цены на агропродукцию и продовольствие стремятся к максимумам

Продукты питания в 2010 году стоили почти столько же, сколько два года назад — в период, который аналитики называли агфляцией. Цены, предупреждает ООН, продолжат расти во всем мире. Россия не исключение: например, цена молока-сырья уже сейчас на исторических максимумах, а хлеб на 20% дороже, чем два года назад.

В октябре 2010 года ежемесячный индекс цен на продовольствие (см. врез) достиг почти рекордной отметки 197,1, увеличившись на 8,4 пункта (или 4,45%) по сравнению с сентябрем. Таковы данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). За последние 20 лет выше — до 208,2-213,5 пункта — индекс поднимался только в феврале-июле 2008 года: в то время как раз был пик мировых цен на продукты питания и сельскохозяйственные commodities. Аналитики Goldman Sachs тогда назвали это явление «агфляцией».

На глазах

Ситуация усугубляется на глазах, цены все ближе к уровню 2008 года, приводит Financial Times слова экономиста ФАО Абдолрезы Аббассиана, и шансы на улучшение очень невелики. Одна из главных причин роста индекса — засуха в Бразилии. Из-за нее ожидается дефицит сахара. На Бразилию приходится более половины мирового экспорта сахара, из них более 60% отгружается через порт Сантос, поэтому мировой рынок всегда чувствителен к новостям из Южной Бразилии, напоминает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка () Евгений Иванов. Например, 5 ноября мартовский фьючерс на сахар-сырец на нью-йоркской бирже ICE подорожал до 32,3 цента за фунт: в последний раз цена поднималась выше 8 января 1981 года — до 32,5 цента.

На рост индекса повлияло и снижение Минсельхозом США в октябре прогноза по мировому сбору кукурузы сразу на 12,6 млн т до 321,7 млн т и запасов на конец сезона на 5,45 млн т до 22,9 млн т (самый низкий показатель за последние 35 лет), говорит исполнительный директор «» Андрей Сизов.

В августе-сентябре наблюдалось повышение цен на продовольствие, оно было вызвано аномальной жарой; также завышенное ожидание общей инфляции привело к дефициту некоторых товаров, вспоминает директор по закупкам компании в России и СНГ Елена Цекич. По данным , в сравнении с аналогичным месяцем 2009 года годовая инфляция подскочила с 5,5% в июле до 7,5% к 25 октября.

Зависят от цен

Большая часть сырья, которое использует Nestle, сильно зависит от мировой конъюнктуры. На цены влияют инфляция, растущая стоимость энергоносителей, упаковки и пр., говорит представитель Nestle в России Марина Зибарева. Но в России Nestle о повышении цен не заявляла, говорила она в ноябре. «Большая» Nestle в 20-х числах октября из-за роста цен на продовольственные биржевые товары — от какао-бобов до пшеницы — объявила о планах выборочного повышения: в среднем по году — на 1,5%, чтобы компенсировать большие расходы по отдельным категориям, цитирует MarketWatch финансового директора компании Джеймса Сингха. Из-за роста стоимости сырья о намерении повысить цены говорят в Kraft Foods, Kellogg, McDonald’s.

Вследствие плохого урожая и нехватки зерновых на российском рынке наблюдается краткосрочный избыток предложения мяса — менее эффективные производители и личные подсобные хозяйства снижают поголовье, рассказывал ранее гендиректор группы «» Сергей Михайлов: в среднесрочной перспективе это приведет к нехватке мясной продукции и агрессивному повышению цен на мясо в 2011 году.

Есть объективные предпосылки для роста цен на зерно — из-за его неравномерного распределения по территории страны, считает президент Павел Скурихин. Цены, рассказывает он, могут подобраться к весенним максимумам 2007-2008 годов, когда пшеница 3 класса в Москве стоила до 9,5 тыс. руб./т (месяц назад в Центральном федеральном округе — 5,5-6 тыс. руб./т). Объективных причин для значимого роста цен на хлеб нет, уверен Скурихин: зерно в себестоимости производства составляет 25%, а при нынешних ценах на продовольственную пшеницу на юге стоимость хлеба уже выше на 20%, чем весной 2008 года.

Член правления «Юнимилка» Павел Исаев говорит, что закупочные цены на молоко сейчас на исторических максимумах: на 21 октября компания закупала его в среднем по 16,9 руб./кг. 19 августа средняя цена была 13,87 руб./кг; рост составил 22%; по сравнению с октябрем 2009 года — более 50%. По словам Исаева, влияние оказали повышение цен на сухое молоко и масло на мировом рынке, а также внутристрановые факторы: сокращение надоев из-за засухи и беспрецедентное увеличение потребления молочных продуктов — на 11% с начала года. По оценке Исаева, потенциал роста цен на молоко почти исчерпан: если отпускные цены продолжат повышаться, начнет сокращаться потребление, как зимой 2008 года, напоминает он.

Индекс цен на продовольствие

состоит из индексов цен на основные товарные группы, взвешенных по доле экспорта в 2002—2004 годах: мясо, зерновые, молочные продукты, масла и жиры, сахар. В индекс включаются опубликованные цены на 55 товаров, рассматриваемые ФАО в качестве представительных международных цен на продовольственные товары.

Бедные россияне

Ускорение роста цен на продовольствие, вызванное засухой, отбросит за черту бедности 700 тыс. россиян, посчитал в ноябре Всемирный банк. Уровень бедности вырастет на 0,59 процентного пункта с текущих 13,6%. Число живущих за чертой бедности увеличится до 19,8 млн. «Этот эффект нельзя считать несущественным, хотя [ценовой] шок носит единовременный характер», — говорится в докладе ВБ об экономике России. За январь-сентябрь, по данным Росстата, продовольствие подорожало на 8,4% — в полтора раза больше, чем за тот же период 2009 года (5,8%), и больше, чем общая инфляция, составившая 6,2% (8,1% в прошлом году). Засуха вызвала рост цен на зерно, крупы, молоко, яйца, овощи. От продовольственной инфляции страдают прежде всего бедные, в чьих расходах доля продуктов занимает существенную часть: у 10% самых бедных — половину всех расходов, тогда как у 10% наиболее обеспеченных — 15,7%.
В последние годы доля продовольствия в потребительской корзине снижалась (с 42,7% в 2006-м до 37,7% в 2009 году), а в 2010-м выросла до 38%. Поэтому влияние цен на динамику бедности возросло. Но главные вызовы еще впереди: потребление стагнирует, инфляция раскручивается, а финансовые ресурсы для поддержки малообеспеченных не так велики, как до кризиса.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»