Сахар по-мордовски

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Построят ли в Тамбовской области новый завод

В России 45 лет не строили сахарные заводы, а все объявляемые в последние 10 лет проекты создания новых предприятий оставались не реализованными. Единственное производство, которое сейчас строится, — Мордовский сахарный завод под Тамбовом (до 12 тыс. т свеклы в сутки). На проект общей стоимостью 6,5 млрд руб. выделено 380 млн руб. из Инвестфонда, ставка по кредиту субсидируется, инфраструктуру финансирует обладминистрация, она же владеет блокпакетом. Сельхозпроизводители приветствуют возможное появление нового крупного игрока, рассчитывая на рост конкуренции за свеклу. Радоваться рано, уверены переработчики: завод могут и не достроить, а достроив, будут окупать его 20 лет. Слабое место проекта — свеклосахарная зона, указывают они.

Впервые о возможности строительства в Мордовском районе Тамбовской области крупного сахарного завода было объявлено в 2007 году, когда о намерении создать с нуля индустриальные мощности по переработке сахарной свеклы заявили еще несколько инвесторов и глав регионов (примеры таких проектов — во врезе «Наговорили на $1,5 млрд). «В начале 2007 года, — вспоминает Александр Коренчук, начальник управления по развитию перерабатывающей промышленности Тамбовской области, — ОАО «Трактороэкспорт» (Москва) заявило о строительстве в поселке Мордово сахарного завода мощностью 9-12 тыс. т сахарной свеклы в сутки. Для реализации проекта в области создано ОАО «Тамбовская сахарная компания» (ТСК), где администрации региона принадлежит 25,1% акций, а остальными владеет ООО «Сахар Черноземья». «Сахар Черноземья» контролирует ООО «Управление сахарным производством», а его — офшор Sugar Productions Management Ltd (Британские Виргинские острова). Конечным бенефициаром ТСК является ОАО «Трактороэкспорт», специализирующееся на экспорте и импорте тракторов, сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники. Владельцы 80% акций […] не раскрываются», — писал «Коммерсантъ» в декабре 2008 года.

Идет строительство

По словам Коренчука, реальные очертания проект начал обретать в начале 2009 года, когда первый вице-премьер Виктор Зубков лично представил его Владимиру Путину, оценив как эффективное вложение средств. Это будет современное предприятие, которое позволит снизить зависимость отрасли от импортного сахара, характеризовал Зубков проект ТСК. В августе 2009 года Путин подписал распоряжение о выделении Тамбовской области 882 млн руб. из Инвестфонда для реализации аграрных проектов. По данным обладминистрации, более 380 млн руб. из этих средств было направлено на создание транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры Мордовского сахарного завода. Ставка по инвестиционным кредитам, которые направляются на строительство новых предприятий и модернизацию действующих, субсидируется. «В строительстве мордовского завода используются средства Инвестиционного фонда России, — подтверждает Коренчук. — А проведение инженерных коммуникаций финансируется из регионального бюджета». Кредитует строительство . Условия инвесткредита не разглашаются. Ранее сообщалось, что профинансирует 75% стоимости строительства под поручительство обладминистрации.

Площадка была подготовлена в ноябре 2008 года. Активное строительство началось летом 2009-го. Сейчас освоено более 2 млрд руб. из 6,5 млрд руб. С учетом развития аграрной составляющей проекта (развитие свеклозоны) в регионе, по расчетам местных чиновников, планируется создать 1,5-2 тыс. рабочих мест. Кроме сахара, завод будет вырабатывать мелассу и гранулированный жом для использования в производстве комбикормов.

На площадке Мордовского сахарного завода испытываются технологии, которые можно будет использовать при строительстве других таких же предприятий, комментирует Коренчук. В ближайшей перспективе планируется построить минимум еще один сахарный завод в Тамбовском районе: обозначена площадка, проводятся согласительные процедуры, готовится проектно-сметная документация, рассказывает он. Разрабатывается еще и третья, Ржаксинская, площадка под аналогичный завод, ведется поиск инвестора. С запуском трех новых и модернизацией действующих заводов региональные производители займут в общей сложности 25% рынка российского свекловичного сахара, прогнозирует областное управление экономического развития.

Новое предприятие будет конкурировать за сырье с действующими в области пятью заводами, которые за последние годы инвестировали в реконструкцию и нарастили мощности на 200 тыс. т сахара в год. Знаменский, Жердевский и Никифоровский заводы принадлежат «», Уваровским владеет группа «», Кирсановским — ОАО «Кристалл». В 2009 году предприятия региона произвели 650 тыс. т сахара. В 2010-м в пять производств владельцы вложат еще 750 млн руб., знает Коренчук: «Потенциал у них серьезный, каждое из этих предприятий может перерабатывать до 1 млн т сахарной свеклы в год».

В том, что сырьем можно будет обеспечить не только действующие, но и заново построенные предприятия (из слов тамбовских чиновников следует, что общая мощность последних может превысить 30 тыс. свеклы в сутки), власти региона, похоже, не сомневаются. Агротехнический потенциал тамбовской земли позволяет выращивать до 9 млн т сахарной свеклы в год, уверяют в обладминистрации. Губернатор Олег Бетин называет сахарную отрасль одной из самых перспективных для местной экономики. Сейчас, по данным обладминистрации, в регионе производится каждый восьмой килограмм российского свекловичного сахара. Сахарная свекла занимает 15% посевов. В прошлом году ее сбор превысил 2,3 млн т — второй по объему результат за всю историю области. Судя по всему, прошлогодний успех в сочетании с выросшими ценами на сырье и призывами губернатора воодушевили сельхозпроизводителей, которые на 34,5 тыс. га (109 тыс. га) увеличили посев сахарной свеклы под урожай 2010 года. В планах было собрать минимум 3 млн т свеклы, но из-за засухи этот объем будет меньшим.

Начать с сырья

Новому заводу ТСК — при условии, что мощность составит 9 тыс. т свеклы в сутки, а перерабатываться она будет 120 дней в году — необходимо 1,1 млн т свеклы, подсчитал ведущий эксперт ИКАРа Евгений Иванов. Он подтверждает, что тамбовский завод — единственный в стране, который сейчас строится. Быстро увеличить сбор сырья, чтобы получить этот объем, невозможно, к тому же действующие заводы — при том, что в регионе растут урожаи свеклы — не загружены на 100%. С запуском нового предприятия дефицит сырья может обостриться, опасается Иванов: ТСК придется перебивать предложения нынешних игроков, увеличивая удельные затраты, вследствие чего загрузка всех производств региона может снизиться в среднем до 40-50 сут./год вместо 120-ти. Вместе с тем у Тамбовской области большой потенциал увеличения свекловичного клина, признает эксперт: как и в других регионах Центрального Черноземья, производство свеклы здесь почти не ограничено севооборотом. «Долю свеклы можно доводить до 25%, но даже в самых развитых свекловодческих районах она пока занимает максимум 15%», — объясняет Иванов. Однако эта агрокультура отличается высокой капиталоемкостью, напоминает он.

Вложения в гектар он оценивает не менее чем 40-42 тыс. руб. оборотных средств. «Тамбовской сахарной компании» для производства 1 млн т свеклы при урожайности 350 ц/га нужно 29 тыс. га и 1,2 млрд руб., прикидывает Иванов. «И это только расходы на выращивание сахарной свеклы! — обращает внимание эксперт. — А ведь ¾ площадей — это зерно, производство которого тоже требует инвестиций, плюс вложений в технику. Эти затраты составляют 1 млрд руб., а окупаются за 2-3 сезона и больше». Для того, чтобы вырастить 1 млн т свеклы, потребуется задействовать в севообороте порядка 120 тыс. га, уверяет Андрей Чернышев, гендиректор «Русской сахарной торгово-промышленной компании» (РСТПК).

Такие проекты, как у ТСК, объявлялись в Липецком, Рязанском, Воронежском регионах, слышал гендиректор агрогруппы «Черноземье» (владеет Елецким сахарным заводом в Липецкой области) Игорь Икармин. Эти проекты объективно необходимы для развития рынка, рассуждает он. Если построят хотя бы один завод, то это будет большим прорывом в технологиях и отраслевом менеджменте, начнут наконец закрываться неэффективные маломощные предприятия, говорит Икармин. «Новый завод — это расширенная ассортиментная линейка, высокое качество продукта, улучшенная логистика, — описывает директор. — Это возможность для производства сахара, который у нас, в отличие от Запада, делать не умеют: карамельного, жидкого, кристаллов разного размера, в различных вариантах упаковки — от 5 г до мешков по 1 тыс. кг, а также насыпью для кондитерской промышленности и предприятий-производителей напитков».

Однако строительство нового сахарного завода сложно окупить, признает Икармин: требуется € 200-250 млн инвестиций, 3-4 года работы и полная административная поддержка областных властей, а также Минсельхоза, Минэкономразвития и других федеральных ведомств, перечисляет он. К тому же строить есть смысл, только консолидировав свеклозону, достаточную для 60-70%-ной загрузки предприятия, соглашается он с Ивановым. «Без внимания к свекловичной зоне строить такой завод — большой риск, — указывает Икармин. — Конечно, можно заручиться поддержкой администрации, но она не заставит аграриев выращивать больше свеклы». Но четкой сырьевой стратегии у ТСК не просматривается.

Ждут конкуренции

Сельхозпроизводители приветствуют возможное появление нового крупного переработчика. Он сформирует повышенный спрос на сахарную свеклу, конкуренция переработчиков за нее обострится и цены вырастут — причем не только в Тамбовской, но и в соседних областях, рассчитывают аграрии. Александр Жемчужников, член совета директоров липецкого «Сельхозинвеста», не сомневается, что строительство сахарного завода под Тамбовом успешно завершат и введут его в эксплуатацию. «В течение еще нескольких лет своего сахара стране не будет хватать, значит, его дополнительное производство выгодно для инвестора», — думает он. Нарастить производство свеклы местным аграриям не составит большого труда, верит Жемчужников. В Тербунском районе Липецкой области тоже планируют строить сахарный завод, знает он. Если это предприятие заработает, то «Сельхозинвест» быстро сможет увеличить свеклосахарный клин в три раза до 7,5 тыс. га, говорит топ-менеджер.

В «Тамбовагропромхимии» (2 тыс. га сахарной свеклы) о мордовском проекте слышали и ждут, когда он будет запущен. Отправлять сырье на завод ТСК компания не сможет (до него 350 км), «но, может быть, ввод завода, у которого будет новый владелец, хоть немного увеличит конкуренцию [между переработчиками], — надеется Валерий Солопов, гендиректор хозяйства. — Ведь сырья не будет хватать на всех». Сейчас у сельхозпроизводителей небольшой выбор, говорит он: большинством тамбовских заводов владеет «», поэтому условия сотрудничества со свеклосдатчиками идентичны на всех трех предприятиях холдинга.

Возможности для расширения посевов свеклы у многих метсных сельхозпроизводителей есть, подтверждает Солопов мнение Жемчужникова. «У нас в этом году около 15 тыс. га, то есть по севообороту уже сейчас есть возможность увеличить посевы сахарной свеклы до 3 тыс. га, — приводит он пример. — Кроме того, мы все время наращиваем площади своих земель — на несколько тыс. га ежегодно».

Неясно, на что рассчитывают

Участники сахарного рынка не понимают, зачем строить новые мощности (их создание с нуля в два раза дороже модернизации и реконструкции), да еще в регионе, заводы которого сейчас недозагружены.

Чернышев из РСТПК называет проект ТСК освоением бюджетных денег. «В том, что средства будут освоены, я уверен, а вот запустят ли завод, сомневаюсь», — говорит он. Кроме зданий, сооружений, подведения инфраструктуры, организации полей фильтрации, большой проблемой для собственника станут кадровый и социальный вопросы, предупреждает Чернышев. Для завода мощностью 10 тыс. т/сут. нужно минимум 500-550 сотрудников, но предприятие строится на новом месте, указывает он. «Откуда приедут все эти люди? Где станут жить они и их семьи? Где будут учиться их дети?» - не понимает Чернышев. Вблизи завода нет крупных населенных пунктов, а значит, мало квалифицированных работников плюс негде будет размещать приезжих специалистов, вторит ему финдиректор группы «» в России Глеб Тихомиров.

Чернышев, как и Иванов из ИКАРа, сомневается, что ТСК сможет сформировать достаточную свеклозону — минимум 1 млн т/год сырья. На это потребуется 3-4 года, думает Тихомиров, а приобрести нужный объем сырья у независимых местных производителей невозможно. И потом, они должны поверить, что новый завод способен без потерь принимать и перерабатывать нужные объемы свеклы по заранее согласованному графику, добавляет Тихомиров. По его мнению, в зонах других заводов новый игрок сможет скупить максимум 200 тыс. т/год, а в производство оставшихся 800 тыс. т ему придется вложить примерно $23 млн.

Если завод достроят и запустят в эксплуатацию, что уже само по себе будет большим успехом, иронизирует Тихомиров, он все равно окупится в лучшем случае за 20 лет. Даже если ТСК получит все дотации, субсидии по процентным ставкам и профинансирует проект под 5% годовых в реальном выражении, то одни только процентные расходы за первые годы работы завода составят около $10 млн, продолжает Тихомиров: «Это очень большая сумма для любого сахарного завода, что будет негативно влиять на его окупаемость».

Вообще строить новые заводы в России «неразумно», высказывается Чернышев: «Потребление сахара в стране — около 5,5 млн т/год, производство в этом году будет на уровне 4 млн т или чуть меньше. Произвести еще 1,5 млн т по силам действующим заводам, которые модернизируются и наращивают мощности». Модернизация минимум в 2 раза дешевле строительства, говорит Тихомиров. Инвестиции в существующие заводы окупаются быстрее — за 2-5 лет, согласен с участниками рынка Иванов из ИКАРа. На существующих заводах с готовой инфраструктурой и при условии расширения сырьевой зоны можно увеличивать мощности на 30-50%, знает он. «Теоретически» оправдаться может создание нового завода на основе инфраструктуры существующего предприятия (не обязательно сахарного) и при наличии вокруг него «хоть какой-то свеклозоны», говорит эксперт. «Если бы тамбовский завод развивался на базе другого производства, где есть дороги, электричество и газ, то такие инвестиции были бы более понятны», — заключает Иванов.

Наговорили на $1,5 млрд

О подобных тамбовскому проектах в 2000-е годы заявляли много раз, но ни один завод так и не был построен. Общая объявленная стоимость таких проектов, о которых известно «Агроинвестору», превышает $1,5 млрд. Например, в 2007 году «Русская пивоваренная компания» совместно с венгерской инвестиционной компанией Euroinvest и «Ряжской МТС» сообщила о намерении построить сахарный завод в Рязанской области. Инвестиции в проект должны были составить € 200 млн, мощность — 250 тыс. т сахара в год. В сутки должно было перерабатываться порядка 8 тыс. т сахарной свеклы с перспективой увеличения объема до 12 тыс. т/сут.
В том же году Владимир Кулаков, занимавший пост губернатора Воронежской области, объявил, что нашел инвестора для строительства в Бобровском районе крупного сахарного завода — венгерский инвестфонд TriGranit Development Corporation. Стоимость проекта оценивалась в $180-250 млн. Сахарный завод должен был перерабатывать от 8 тыс. т до 12 тыс. т свеклы в сутки. Компания TriGranit в 2007 году заявляла о планах построить сахарный завод еще и в Ростовской области (10 тыс. т сахарной свеклы в сутки). Проект оценили не менее чем в $200 млн.
Свой проект строительства сахарного завода — в Орловской области — был в 2006 году и у «Роэл групп». Тогда же о будущем строительстве нового свеклосахарного предприятия объявляли власти Краснодарского края. Сахарный завод мощностью переработки 13 тыс. т/сут. сырья за € 170-200 млн должна была начать строить немецкая компания (какая — не уточнялось). О желании построить новый завод в Пензенской области в 2007 году амбициозно заявлял и «Евросервис». Предприятие (16 тыс. т свеклы в сутки, € 80 млн) должно было стать самым крупным в стране, рассказывали тогда топ-менеджеры агрохолдинга. € 60 млн компания планировала вложить в покупку земель и свекловичный севооборот. Но из-за фактического банкротства «Евросервиса» дальше разработки технико-экономического обоснования проект не продвинулся.
«Атомэнергомонтаж» (Москва) в 2006 году приступил к строительству сахарного завода «Корни» в Липецкой области, рассчитанного на переработку 12 тыс. т сырья в сутки. Компания была готова инвестировать € 200 млн. Строительство было приостановлено. В апреле этого года в СМИ была информация об открытии Россельхозбанком кредитной линии на 8 млрд руб. для возобновления строительства предприятия. Но о размораживании проекта не сообщалось.
Соглашение о строительстве сахарного завода в прошлом году подписали правительство Рязанской области и местная компания «Рудо-аква». Инвестиции — 6,3 млрд руб., мощность переработки — 8 тыс. т сахарной свеклы в сутки.
Также сообщалось о строительстве сахарных заводов в Ингушетии, Татарстане, Хакасии и других регионах. Главная причина того, что все эти проекты не реализованы, — их высокая капиталоемкость и низкая экономическая отдача, считает Евгений Иванов из ИКАРа. Окупаемость каждого из таких заводов, скорее всего, растянулась бы на десятилетия, говорит он.

Как идет строительство

Строятся ТЭЦ, главный производственный корпус и вспомогательные производства, на промышленной площадке проложены временные автодороги. Идет строительство административно-бытового корпуса завода (работы в июле были выполнены на 25-30%). Все металлоконструкции изготовлены и привезены на площадку, где идет монтаж. Подготовлены котлованы под фундаменты моечного, дефектосатураторного и известкового отделений. Ведется строительство внешних инженерных сетей (ЛЭП и подвод воды), склада готового сахара и упаковочного отделения. Продолжается подготовка фундаментов моечного и известкового отделений. Подготовлен фундамент под дымовую трубу ТЭЦ, готовится котлован под фундаменты жомохранилища.

МНЕНИЕ

Виктор Алексахин
Гендиректор холдинга «Продимекс»
Создание сахарного предприятия мощностью менее 8 тыс. т/сут. не имеет смысла. Затраты на возведение такого завода оценивается примерно в € 200 млн. Строительство нового сахарного предприятия может окупиться за 8-12 лет после выхода на проектную мощность. Насколько мне известно, зона свеклосеяния Тамбовской области уже распределена между имеющимися сахзаводами (их в регионе 5), причем мощности этих предприятий в последующие несколько лет могут вырасти. Поэтому строительство такого завода, какой анонсирован ТСК, потребует мощной собственной свеклозоны. А так как она пока не определена, ее создание будет основным вопросом успешной реализации тамбовского проекта.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»