Журнал «Агроинвестор»
Козоводство — интересный нишевый рынок: молоко обходится в 20 руб./л, а продается за 90 руб.
В России 2 млн коз, из которых 80% содержат частные подворья. Крупных предприятий — 1-2 тыс. животных с учетом шлейфа — не более десяти. Но это пока: скоро в стране будут создавать козьи мегафермы, уверены поставщики оборудования. Эксперты констатируют рост интереса участников рынка к товарному производству козьего молока и его переработке. Инвесторам есть над чем подумать: цена козьего молока начинается с 50 руб./л, при этом инвестиции в козоводство возвращаются за 5-6 лет (в производство молока КРС — не ранее чем через 10-12 лет).
Промышленное производство и переработка козьего молока до недавнего времени в России отсутствовали, рассказывает Татьяна Рыбалова, ведущий эксперт ИКАРа. Об этом же говорит завкафедрой козоводства и овцеводства РГАУ-МСХА Евгений Карасев: сейчас в стране максимум 10 компаний, у которых более 1 тыс. коз со шлейфом (см. таблицу). В основном же животных содержат КФХ, ЛПХ и частные лица. Всего в России, уточняет Карасев, не менее 100 мелких козоводческих ферм — главным образом фермерские с 50-400 животными. Производителей, поставляющих козье молоко предприятиям торговли, в стране около 20, прикидывает он.
Хозяйство «Надежда» Тверской области участники рынка называют одной из первых компаний, начавших индустриальное производство козьего молока и наладивших его поставку в московский продовольственный ритейл. Директор «Надежды» Александр Бодров вспоминает, что в 1990-е годы не было госстандартов на козье молоко, и ему пришлось самому разработать ТУ, чтобы иметь право изготавливать и продавать молоко и сыры. Единственный продукт, который тогда продавался в торговых сетях, — стерилизованное козье молоко французской фирмы «Лактель», добавляет он.
По его словам, с 2000 года поставки пастеризованного молока ритейлу начала «Надежда», а затем на этот рынок вышли «Маргарета» (продукт компании «ЭкоМол», восстановленный из импортного сырья) и «Чистая линия». Они продают стерилизованное козье молоко и продукты его переработки.
Примеры инвестиций
Сейчас в «Надежде» 150 дойных коз, молоко поставляется в Москву по 55-70 руб./л с учетом упаковки (пэт-бутылка 285 г) и транспортировки. 75% дохода предприятия приходится на реализацию молока, 25% — молодняка. В основном продаются двухмесячные козлята, цена — 15 тыс. руб./гол. В общей сложности с 1995 года компания реализовала около 1,5 тыс. чистопородных животных, говорит Бодров. До кризиса, вспоминает он, рентабельность производства доходила до 40%. Теперь, хотя продажи не снизились, она сократилась до 20%. Причинами Бодров называет рост стоимости ГСМ, тарифов на электроэнергию и увеличение расходов на контрольно-разрешительную документацию. Одно только приведение всех документов в соответствие техрегламенту обошлось более чем в 100 тыс. руб., сетует директор. А торговые сети не разрешают повышать отпускные цены и применяют к хозяйству санкции за нестабильность поставок, жалуется он: «Перед массовым окотом мы надаиваем 70-80 л/сут., а летом надои доходят до 350-400 л/сут. Ритейлорам такой график неудобен, и зимой они часто штрафуют нас за недопоставку». Хотя, конечно, и с нынешней рентабельностью все равно выгодно работать, признает Бодров.
Еще один крупный по сравнению с другими игрок — ферма «Лукоз» из Марий Эл (2,3-2,5 т/сут., план — 3 т/сут.). Она основана в начале 2000-х годов и принадлежит Сернурскому сырзаводу. Его владелец и учредитель «Лукоза» Владимир Кожанов решил, занявшись козоводством, диверсифицировать основной бизнес — переработку молока КРС, — выпуская нишевый продукт. Он купил в Израиле оборудование и переоснастил одну из линий предприятия под мелкотоннажное производство козьего молока и сыра. Чтобы реализовать проект, потребовалось собственное стадо. «Козоводческих хозяйств в России и сейчас не много, а восемь лет назад коз держали только частные подворья, — рассказывает Кожанов. — Естественно, собирать по дворам непроверенное молоко мы не стали, решив завести свое стадо». Племенных коз зааненской породы закупали у ставропольского НИИ козоводства, а также приобретали разнопородный молодняк в местных хозяйствах и оплодотворяли его племживотными.
Теперь почти все стадо соответствует стандарту зааненской породы. Средний надой в 2009 году — 940 л (начинал «Лукоз» с 240 л, а в 2008-м было 896 л), доволен бизнесмен. В год «Лукоз» производит 520 т молока. Стадо доят на установке типа «параллель» 2х24, предназначенной для КРС и переоборудованной для коз. На ферме работают 15 человек. Молоко поставляется на Сернурский сырзавод по тарифу 40-45 руб./л и потом продается минимум по 60 руб./кг. Однако и затраты высокие, замечает Кожанов, из-за чего себестоимость в 3,5 раза выше, чем коровьего молока, — 32-35 руб./л. В планах «Лукоза» - увеличение дойного поголовья до 2 тыс. коз, чтобы в 2011 году удвоить производство молока до 1 тыс. т, а к 2012-му — приблизиться к 2 тыс. т. «Приневское» (Ленинградская область, производство — 1,1-1,2 тыс. л/сут., надой — 3-4 л/сут.) в 2007 году инвестировало в фермы коз 60 млн руб., в том числе 40 млн руб. кредитов. Расчетный срок окупаемости проекта — 6 лет. «Мы сразу сделали ставку на полную механизацию: купили доильный зал SAC (Дания), рассчитанный на 2 тыс. коз и оснащенный системой компьютерного управления стадом», — рассказывает руководитель цеха животноводства Михаил Романов. Ферму обслуживают 4 человека. Мощность зала позволяет увеличить стадо втрое — сейчас у хозяйства 708 дойных коз. Вместе с ростом поголовья расширится ассортимент продукции, планирует Романов: к молоку и мягким сырам добавят еще два вида сыра. Сырье перерабатывается на собственном заводе «Приневского». Пастеризованное и расфасованное в пакеты молоко продается в Санкт-Петербурге по 66 руб./л. Себестоимость сырья — 23-25 руб./л.
Продажи
Фермеры-козоводы выходят со своей продукцией в крупные сети, в том числе федеральные. «Надежда» с 2000 года работает с «Ашаном» и «Перекрестком». «Рассрочка в ритейле — 70 банковских дней. А закупочная цена на наше молоко за последние три года повысилась всего на 3%, тогда как солярка подорожала вдвое, — недоволен Бодров. — Но тем не менее мы будем продолжать работу на московском рынке».
Продукция «Лукоза» (торговая марка «Сернурский сырзавод») продается в «Алых парусах», «Азбуке вкуса», «Глобусе Гурмэ», «Седьмом континенте», «Виктории», «Смарте», «Радуге» и др. Сначала продукты из молока коз компания реализовывала только в своем регионе — городе Йошкар-Оле, затем вышла в соседние области и впоследствии — в московские супермаркеты.
Сейчас основные бренды пастеризованного козьего молока, которые продаются в Москве, — «Надежда», «Лукоз» и «Виренея», а стерилизованного — «Чистая линия», перечисляет Бодров.
Интерес растет
По наблюдениям Бодрова из «Надежды», в последнее время растет интерес инвесторов к «относительно крупным» (500-2000 тыс. животных) проектам производства товарного козьего молока и продукции его переработки. В России разработана техническая документация на продукты из козьего молока, что сделало возможной его заводскую переработку, объясняет Рыбалова из ИКАРа. «В последние 1,5-2 года мы все чаще получаем на рассмотрение проекты мегаферм с поголовьем от 1 тыс. коз», — рассказывает инженер-проектировщик компании GEA Farm Technologies Павел Жадобин. Конкретных инвесторов он не называет, уточняя только, что такие проекты планируются в Башкортостане, Татарстане, Краснодарском и Ставропольском краях, Московской, Нижегородской, Псковской, Калужской, Кемеровской областях и в регионах Черноземья.
К примеру, курский предприниматель Вячеслав Смирнов решил создать ферму, рассчитанную на 1 тыс. коз с возможностью расширения до 1,5 тыс. Для этого он приобрел в Курском районе области 522 га и здания бывшего откормочного комплекса КРС. В проект предполагается вложить 60 млн руб., в том числе 20% собственных средств. 80% Смирнов рассчитывает взять в кредит у Россельхозбанка под залог приобретенных земель. Затраты будут включать в себя реконструкцию фермы, приобретение нового или подержанного доильного зала (DeLaval или SAC) параллель 2х36 и постройку малотоннажной перерабатывающей линии пастеризованного молока и мягкого сыра. Окупится проект в течение 5-6 лет, надеется Смирнов.
Если рассматривать экономику такого бизнеса, абстрагируясь от конъюнктуры рынка, то он очень выгоден, рассуждает Андрей Даниленко, предправления Национального союза производителей молока. «Цена козьего молока в 2,5-3 раза выше коровьего: в зависимости от региона она составляет от 50 до 90 руб./л, — приводит он цифры. — При этом себестоимость — в среднем 20-40 руб./л». Жадобин оценивает окупаемость проектов молочного козоводства в 5-6 лет против 10-12 лет при вложениях в молоко КРС. У коз быстрее воспроизводство, поясняет он (покрывать их можно уже в возрасте 7-8 месяцев), а молоко продается минимум с 40%-ной маржой. Рентабельность высока, пока рынок дефицитен, указывает Рыбалова: «Если в эту неосвоенную нишу придет большое число инвесторов, такой маржи уже не будет». Внутри козоводческого сектора еще почти не освоены сегменты сухого молока и детского питания, добавляет Кожанов.
Проблемы и риски «Одна из проблем козоводческого бизнеса — мелкотоварность, — говорит Кожанов. — Небольшие объемы сложно перерабатывать, а значит, и расширять ассортимент. Получая менее 300 л/день, есть смысл продавать только пастеризованное молоко. Более сложными продуктами — йогуртами, сырами
Бодров из «Надежды» называет «главной проблемой» сектора отсутствие качественного племпоголовья для разведения товарного стада. Самая популярная и высокоудойная порода молочных коз — зааненская. Но если реализовывать крупный проект, то будет невозможно найти в России сразу 2 тыс. таких животных и тем более — более редких коз нубийской породы, которых в стране «наберется не больше сотни», говорит Бодров. А распространенная в России беспородная коза, продолжает он, для промышленного козоводства подходит мало из-за низкой продуктивности: надои составляют максимум 500 л за лактацию. Даже если при улучшенном содержании таких животных можно рассчитывать не более чем на 700 л, так что окупаться стадо будет долго, заключает Бодров. Он советует закупать зааненских козлов для поглотительного скрещивания (0,5-2 тыс. руб./гол.) плюс часть стада приобретать за границей. Цена породистой козы, вместе с доставкой из Европы, — около $1 тыс., из США — $3 тыс.
Сергей Черногоров, технический директор компании «Трансфэр-Агро», обращает внимание на отсутствие в нашей стране культуры потребления козьего молока, влекущее за собой трудности при продажах. Из-за того, что не сформирован спрос, не распространены технологии переработки, на молзаводах нет специализированных линий, не налажен маркетинг, на рынке отсутствует оборудование для козоводства, перечисляет он. Интерес к вложениям у бизнеса имеется, но реально заниматься молочным козоводством решаются немногие, подытоживает Черногоров. Сложностей с продажами хватает, подтверждает Бодров.
Несетевые магазины редко берут на реализацию продукцию козоводства: срок хранения пастеризованного молока — максимум 12 дней, а покупателей меньше, чем в торговой сети. А крупные не хотят работать с фермерами из-за небольших объемов, которые аграрии способны им предложить. Поэтому «экономически целесообразно» производить минимум 5-10 т козьего молока в день, считает Даниленко. Но с другой стороны, в этом случае придется содержать большое стадо и что-то делать со шлейфом. К примеру, у зааненской козы рождается три козленка, из которых только один женского пола. В секторе КРС таких животных продают как племенных или откармливают. Но на племенных коз в России пока нет устойчивого спроса, как и на мясо этих животных.
Варианты развития
Есть две стратегии инвестирования в козоводство, формулирует Даниленко: мегапроекты и фермы с небольшой переработкой или обработкой (хотя бы пастеризатором). «Существует и третий путь — диверсификация, — дополняет Рыбалова. — То есть козоводство может быть дополнительным доходом основного производства, прежде всего для крупных хозяйств». По такой модели работают «Лукоз» и племзавод «Приневское».
Традиционные производители молока (содержащие КРС), впрочем, относятся к козоводству скептически. Руководитель агрохолдинга «Трио» (Липецкая область) Евгения Уваркина считает, что российский покупатель не готов массово потреблять козье молоко. «Промышленное козоводство — далекое будущее, — думает она. — Сначала нам нужно выйти на серьезный индустриальный уровень в традиционном сегменте [молока коров]». Диверсифицировать бизнес Уваркина намерена по-другому: собирается начать проект по выращиванию картофеля. «Я тоже не готов развивать новое направление», — поддерживает Даниленко из Национального союза производителей молока, также возглавляющий компанию «Русские фермы». Он хочет сконцентрироваться на увеличении эффективности комплексов КРС, которыми управляет его группа. Риск козоводства — сбыт молока, и он важнее высокой маржи, говорит гендиректор «Зеленоградского» (Московская область) Юрий Валецкий. Наращивать производство молока коз будут в первую очередь фермеры, предполагает он.
Что в Европе
По данным FAO, в мире насчитывается более 700 млн домашних коз, которые дают 12 млн т молока в год. Лидеры по производству и потреблению — страны Азии (Индия, Бангладеш, Пакистан — более 22%) и Средиземноморья (Португалия, Испания,
Франция, Греция, Италия и др. — 18%). В России производится всего 400 тыс. т/год козьего молока.
В Европе козоводство стало распространенным видом фермерства, рассказывает Павел Жадобин из GEA Farm Technologies. Спрос на козье молоко и продукции из него «ощутимо растет» в ЕС с начала 2000-х годов, знает он, и объясняется общемировым интересом к натуральному и экологически чистому продовольствию. Более того, в последние 10 лет под козоводство перепрофилировали бизнес многие свиноводы, говорит Жадобин. К тому же потребление козьего молока — часть европейской культуры питания, добавляет Андрей Даниленко. По его оценке, во Франции, Греции, Италии, Испании и Голландии доля козьего (учитывая сыры) составляет не менее 15−20% от общего объема потребления молока.
Как кормить и содержать
«На мой взгляд, козы в содержании сложнее КРС: сильнее реагируют на стрессы — тепловые, шумовые и пр.», — говорит Михаил Романов из «Приневского». По его словам, козы почти не болеют, но часто умирают. Особенно трудно сохранить молодняк: козленка приходится выпаивать в первый день жизни по 6−8 подходов, держать в помещении температуру не ниже +12 градусов
и т. д. Большинство трудностей возникает не из-за прихотливости коз, а отсутствия специалистов, которые могли бы организовать содержание и правильный уход за этими животными, не согласен Бодров из «Надежды».
Как и коровам, козам для поддержания высокой продуктивности требуются комбикорм и грубые объемистые корма. Из трав козы употребляют в пищу разнотравье, козлятник, тимофеевку, райграс, клевер, то есть те же травы, которые пригодны для КРС. На одну голову, по расчетам Бодрова, нужно 1−2,5 кг комбикорма и 2 кг сена в день, не считая сенажа (зимой), кормовых добавоки т. д.
Пастбищное содержание выгоднее стойлового, но требует профессиональной борьбы с паразитами, ухода за травостоем, организации загонной пастьбы (изгороди, «электропастухи») или найма пастухов. Стойловая технология, наоборот, позволяет быстро избавиться от паразитов, организовать круглогодичное однотипное кормление (сеном или сенажом), но животным придется организовывать моцион. К тому же корма в этом случае придется заготавливать или покупать не на 200−240 дней, как при пастбищном содержании, а сразу на весь год.
Потребительские достоинства
Молоко коз зааненской породы обладает хорошими вкусовыми свойствами и достаточным набором витаминов, рассказывают участники рынка. При правильном и достаточном кормлении эти животные дают до 1−1,2 тыс. л молока за лактацию (на пике продуктивности — до 5−6 л/сут.). Козы нубийской породы менее продуктивны — 800−900 л за лактацию, но их молоко качественнее. Его жирность составляет 5%. Поэтому данную породу в Европе используют для производства сырья, перерабатываемого в сыр.
Питательная ценность козьего молока в сравнению с молоком КРС на 30−40% выше. При производстве сыра оно дает больший выход, чем коровье, так как его жирность — до 5% — часто выше, чем у последнего (до 4,2%).