Журнал «Агроинвестор»
В год агробизнес переплачивал по 8 млрд руб. за услуги Россельхознадзора
Минсельхоз стал первым министерством, который проверила ФАС. Как оказалось, не зря: у ведомства 270 функций, из которых 64 избыточных. Самые большие претензии к фито- и ветконтролю, которыми ведает Россельхознадзор. Но теперь агробизнесу станет легче: вследствие сокращения лишних полномочий МСХ административная нагрузка на него снизится на 70%, обещает Елена Скрынник.
Завершив начавшуюся в конце прошлого года проверку, ведомство Артемьева нашло у федерального Минсельхоза 64 избыточных функции/полномочия. «Мы проверили практически все нормативные акты, которыми руководствовалось министерство, Россельхознадзор и Роспотребнадзор, и попытались проанализировать, что там вредное, — рассказывал в январе Артемьев. — Самое вредное убираем, например, функцию сплошного контроля» (цитата — РБК). В числе полномочий, которые предложено аннулировать, глава ФАС также упомянул контроль Минсельхоза над экспортом зерна.
Путин поддержал
Премьер Путин поддержал идею сокращения функций МСХ, а действующий ветеринарный и фитосанитарный контроль на совещании по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере сельского хозяйства признал полностью неэффективным (см. врез). Услуги Россельхознадзора, по его данным, обходятся бизнесу минимум в 8 млрд руб./год.
Только в 2009 году на получение справок Россельхознадзора предприниматели, «по самым скромным подсчетам», истратили 4 млрд руб., подсчитал премьер, которого цитировал www.premier.gov.ru. «А еще примерно такую же сумму, — объяснил он, — истратили на различные справки и бумажки на региональном уровне. Это не считая растущих из года в год расходов на разного рода экспертизы, которые навязываются со стороны госучреждений». Госорганы совмещают государственные функции и коммерческие услуги, возмущался премьер на совещании.
Будет оптимизация
Контрольно-надзорные функции теперь будут «оптимизированы», а финансовая и административная нагрузка на агрокомпании сократится на 70%, отчиталась министр сельского хозяйства Елена Скрынник. Для этого, по ее словам, придется изменить «50% [ведомственных] нормативных актов». К следующему году глава Минсельхоза обещает реализовать «новые подходы» к работе фито- и ветеринарной служб. Одним из новых подходов будет централизация полномочий (примерно такая же, о которой в январе объявили, начиная реформу МВД): формальный повод — устранение их дублирования на федеральном уровне и в регионах. «В ветеринарном контроле будет выстроена четкая вертикаль», — говорит Скрынник. Так, руководителей ветслужб субъектов Федерации станут назначать и отстранять от должностей по представлению центра. С ним же нужно будет согласовывать структуру ветеринарных органов исполнительной власти регионов и выдачу последними обязательных предписаний об отмене актов в сфере ветеринарии.
По мнению Скрынник, бизнес также должны порадовать нововведения в сфере карантина: устанавливать ограничения (например, на перемещение скота) можно будет только при введении карантина в регионе, причем принять его сможет лишь федеральный орган — Россельхознадзор. Так же будет приниматься решение о компенсации затрат при забое животных. Кроме того, по словам министра, ее ведомство предложило отменить карантинные сертификаты, запретить проверки фитосанитарных документов сотрудниками ГИБДД и проверку продукции, которая не может содержать вредных организмов. Ранее Россельхознадзор пытался контролировать такую продукцию: к примеру, в июле прошлого года выпустил документ, предписывавший проверять ввозимые в страну транспортные средства на предмет наличия остатков опасных растений и насекомых (подробнее см. врез).
Правильно решили
Всего у Минсельхоза сейчас около 270 функций, некоторые из них просто не нужны, комментирует начальник управления ФАС Людмила Солонцова. Например, министерство должно контролировать выращивание агрокультур, которые на территории России не произрастают, говорит она. Идея передать часть функций на федеральный уровень правильная, поддерживает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Сейчас, поясняет он, приходится получать дублирующие друг друга справки при перемещении животноводческой продукции даже на небольшие расстояния. Отмена бесполезных справок повысит эффективность сельхозрынка, считает Кирилл Подольский, гендиректор агрохолдинга Valars Group (зерновой трейдер): «Часть документов, которые приходится получать, не нужны, а страдают сельхозпроизводители, поскольку на них переносятся все издержки».
Использованы материалы газеты «Ведомости»
Иномарки и трупы насекомых
Подержанные транспортные средства, ввозимые в страну с 15 июля, будут проходить фитосанитарный контроль, объявили в 2009 году Россельхознадзор и ФТС. Это преду-смотрено новым перечнем подкарантинной продукции и товаров, подлежащих госфитоконтролю (его утвердил Россельхознадзор и согласовала ФТС). Инспектор службы проводил визуальный осмотр, а при наличии оснований техника задерживалась на срок до 20 календарных дней для проведения лабораторных анализов и экспертиз согласно закону «О карантине растений». Подозрения могут вызвать остатки растений, насекомых, грунт в автомобиле, перечисляли чиновники Россельхознадзора. Все таможенные посты получили указание не допускать ввоза транспортных средств без санкции этой службы. Однако в конце августа ФАС пришла к выводу, что перечень незаконен.
Прямая речь
Путин об агроконтроле и надзоре
«Если мы хотим улучшить деловой климат […], надо менять […] содержание самого контроля и надзора. […] Необходимо продолжать твердую линию на снижение административных барьеров, повышать прозрачность правового регулирования, избавляться от размытых правовых норм, вокруг которых «кормятся», как правило, всякие жулики. […] Высокие административные издержки снижают конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с импортом, во многих случаях подавляют бизнес-инициативу […]. Порой доходит до абсурда. Например, при перевозке партии импортных фруктов или овощей по маршруту Санкт-Петербург-Челябинск нужно получать каждый раз новый сертификат в каждом месте, где выгружается хотя бы один ящик продукции. Кстати, по стране этих сертификатов за год выдается более 1 миллиона. Такое же положение с цветами, с посевным материалом и так далее. Тем самым формируется огромный коррупционный рынок. […] Ветеринары даже «в глаза не видят» частенько контролируемую продукцию. Просто из раза в раз формально переписывают бумажки, документы и штампуют их. При этом по-прежнему существуют так называемые «серые» хозяйства, в которых производство продовольствия (прежде всего, конечно, это мясная продукция) идет вообще без всякого контроля, с нарушением элементарных санитарных требований и правил. Вот вам и контроль, и надзор».