Отвертка вместо импорта

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Кризис и государство меняют планы западных машиностроителей в отношении России

, , CNH, — неполный список западных корпораций, начавших собирать свои модели в России либо планирующих такие проекты в 2010 году. Аграрии рассчитывают, что эти машины будут дешевле ввозимых, а их качество — сравнимо с последними. Они надеются, что под покупку такой техники госбанки начнут выдавать субсидированные кредиты, а производители — предоставлять скидки и дополнительные услуги-опции. Пока, впрочем, локализуемые агромашины не всегда дешевле «родных», но при этом могут требовать более частого ремонта.

В минувшем году правительство всеми силами защищало рынок агротехники от импорта протекционистскими мерами и предоставляло преференции отечественным производителям. С 14 февраля в течение 9 месяцев действовали повышенные — 15%, но не менее €120/кВт мощности двигателя — таможенные пошлины на комбайны (новые и те, с момента выпуска которых прошло более трех лет). До февраля ставка была 5%, но не менее €100/кВт. 14 ноября пошлину продлили до июля 2010 года. В начале 2009-го аграриям перестали одобрять льготные кредиты на приобретение зарубежной техники. 2/3 ставки рефинансирования ЦБ и другие госбанки теперь возмещают только при условии покупки отечественных агромашин. «» сосредоточился на массовом (до 50% производимых объемов) выкупе техники у российских машиностроителей. Объединяющий их «» в конце ноября предложил сделать 15%-ю пошлину постоянной и распространить ее на прицепную технику, чтобы «поддержать производство машин внутри Таможенного Союза». Правда, эта идея поддержки пока не получила, а в Мин-экономразвития в декабре намекали, что протекционизм уже становится неэффективным (см. цитату зам-министра Андрея Слепнева на стр. 12.

В результате импорт всех видов импортной агротехники в 2009 году рухнул в несколько раз, составив в январе-октябре 28% ($802 млн) от уровня того же периода 2008-го ($2,9 млрд). По итогам 2009 года в «Рос-агромаше» ожидают аналогичного, в процентах, падения импорта, который в денежном выражении должен составить порядка $1 млрд. Кроме того, более чем 30%-ная девальвация рубля в конце 2008 — начале 2009 года значительно увеличила рублевые цены на и без того дорогую импортную агротехнику.

В западных компаниях рассказывают о сокращении продаж в прошлом году на десятки процентов. К примеру, снизил их за пределами США и Канады на 28% в натуральном выражении. В 2009 финансовом году (1 ноября 2008-го — 31 октября 2009 года) корпорация ждет падения чистой выручки во всех странах мира до $23,1 млрд против $28,4 млрд. По данным , в 2009 году продажи основных игроков российского рынка прицепных агромашин упали в среднем на 30% (в штуках). в 2008 году реализовала около 2 тыс. единиц, а в 2009-м — только 1,5 тыс. А сегмент дорогостоящей, от 70 тыс./шт., прицепной техники рухнул первым из-за низкой покупательной способности клиентов, сократившись на 50-60% в натуральном выражении, сетует торговый представитель Илья Царьков.

Примеры проектов

С изменением правил игры на российском рынке западные компании вновь начали заявлять о намерениях собирать и/или локализовывать свои модели в нашей стране, а также запускать здесь ранее объявленные проекты. Первым, еще в 2003 году (см. врез), открыл производство , который долго оставался единственным западным производителем самоходной техники, разместившим здесь свои сборочные линии. Введение 15%-ной пошлины, рассказывает представитель в Германии Василина Некрасова, не привело к удорожанию производимых в Краснодаре машин, но повысило стоимость импортируемых. Однако упали цены на сырье, в первую очередь металл, что помогло удержать цены на свои машины «на уровне 2008 года». А стоимость производства «даже снизилась», уверяет Некрасова, не уточняя, впрочем, на сколько. Средняя реализационная цена краснодарского комбайна , по ее оценке, — €200 тыс. Трактора, собранные в России, на 15% дешевле аналогичных с заводов корпорации во Франции. «Сейчас мы предлагаем трактор Atles, собранный в Краснодаре, за €115 тыс.», — приводит пример Некрасова.

Серьезные планы по освоению российского рынка у . В июне компания заявила о намерении инвестировать в российское производство $500 млн до конца 2015 года. В сентябре ее совет директоров одобрил первые вложения — $125 млн. Планируется ввод нового производства сельхоз- и лесозаготовительной техники в подмосковном Домодедово, на площадке с готовой инфраструктурой. Первые трактора и комбайны должны сойти с конвейера в конце 2010 года. Объемы производства в компании сейчас не комментируют. В октябре о намерении создать еще одно производство в Калужской области рассказывал глава администрации Анатолий Артамонов, оценивая возможные инвестиции корпорации в $80 млн. Правда, пока из-за кризиса этот проект приостановлен, сожалел губернатор. В российском представительстве «» не смогли прокомментировать планы компании относительно калужского региона.

С 2005 года производством в России своей прицепной техники занимается немецкая компания , купившая самарскую «Евротехнику». «Локализация производства [моделей ] на «Евротехнике» в среднем составляет порядка 30-40%. А по ряду машин этот показатель достигает 80%», — говорит Царьков. В числе локализованных машин — распределители минудобрений, зерновые сеялки, сцепки, стерневые культиваторы и т. д. «Основной достигнутый эффект — сокращение транспортных расходов», — добавляет гендиректор

ООО «Амазоне» Евгений Жилкин: для покупателей собранные здесь агрегаты дешевле немецких на 10%. Сколько вложено в проект локализации, он не раскрывает. После покупки «Евротехники» заявляла о намерении инвестировать в этот актив €5 млн. 70% российских продаж в 2009 году пришлось на технику, произведенную на самарской площадке.

Один из последних проектов по сборки в России импортных агромашин — завод (), введенный в августе в Московской области. В производство инвестировано около €1 млн и €2 млн — в склад запчастей. Площадка проектной мощностью 2 тыс. тракторов и 0,5 тыс. в год зерноуборочных комбайнов рассчитана на сборку 4 моделей тракторов мощностью 150-270 л.с. и стоимостью €72-150 тыс. В планах на 2010 год — выпуск 330 тракторов и 20 комбайнов 56-й серии. Топ-менеджеры надеются на локализацию производства минимум в 40%. Но пока производитель не может выбрать российских поставщиков: его не устраивает низкое качество предлагаемых ими комплектующих.

CNH International (входит в Fiat Group, Италия) в 2010 году будет реализовывать совместный проект с «КамАЗом». В октябре председатель совета директоров CNH Global N.V. Серджио Маркионе и председатель совета директоров «КамАЗа» Сергей Чемезов подписали соглашение о создании двух СП в соотношении 50 на 50%. Одно из них — по производству сельскохозяйственной техники. Начало сборки планируется на конец весны. В России будут собираться тракторы New Holland T-8000 мощностью 248-325 л.с. и комбайн серии CSX-7000. Всего в 2010 году CNH намерена выпустить в России 100 комбайнов и 225 тракторов. Директор по маркетингу и рекламе «КамАЗа» Ашот Арутюнян затруднился назвать размер инвестиций партнеров в проект, уточнив только, что его компания вносит в СП производственные площадки, будет поставлять «некоторые узлы и агрегаты». «К концу 2010 года надеемся достичь минимум 10%-ной локализации», — говорит Арутюнян. Финальная локализация агромашин составит 30%.

Купить не против

Опрошенные «Агроинвестором» сельхозпроизводители согласны приобретать технику, которую западные корпорации планируют собирать в нашей стране, рассчитывая, что она будет дешевле импортируемой, но такого же качества.

У агрофирмы «Детчинское» (Калужская область) более 15 самоходных, прицепных импортных машин и столько же российских тракторов. Гендиректор компании Павел Савин говорит, что работать на иностранной технике удобнее и эффективнее: «Единственный ее минус — высокая стоимость обслуживания». Намерения западных предприятий открывать в нашей стране сборочные площадки он поддерживает. Савин согласен покупать такие машины при условии, что сохранится «первоначальное качество» зарубежных моделей. В этом директор до конца не уверен — комбайн Mega, собранный в ЕС, безотказно служил «Детчинскому» семь сезонов, а у такой же машины краснодарской сборки уже через год произошел отказ, и она потребовала внепланового сервиса. «Будем брать только ту технику, аналогов которой у нас не производится и которая войдет в госреестр для поставки на льготных условиях», — добавляет он, объясняя, что купил бы, например, смеситель-кормораздатчик.

Директор подмосковной агрокомпании, заготавливающей корма и возделывающей картофель, эксплуатирует импортные трактора и комбайны, в том числе и . 15 единиц этой техники обрабатывают 2,5 тыс. га. Из российских машин используют только 20 тракторов МТЗ и К-700. В хозяйстве планируют обновление парка тракторов и настроены выбрать из зарубежных моделей, но собранных в России. Как и Савин, директор объясняет свой выбор возможностью получить под такие закупки субсидируемый кредит. Покупать трактора, сделанные в СНГ, руководитель не хочет: «У нас в 2009 году при уборке кукурузы сломались все МТЗ-1221. Справились только с помощью иностранных машин».

Валерий Солопов, гендиректор «Тамбовагропромхимии» (одно из бизнес-направлений — растениеводство) обрабатывает 10 тыс. га 100 самоходными и прицепными машинами. В числе импортных агрегатов — два свеклоуборочных комбайна, гусеничный трактор и погрузчик свеклы. «Вся эта техника дорогая, но очень производительная, а главное, качественная: кроме сервиса в конце сезона, она не требует обслуживания», — делится впечатлениями Солопов. В 2010 году он, несмотря на трехкратный рост таможенных пошлин, купит еще один мощностью от 500 л.с., посевной комплекс и плуг к нему. Высокие цены директора не пугают. «Банки тоже начинают снижать требования по кредитам и проценты по ним, — знает он. — Сбербанк сейчас предлагает 14-16% годовых в рублях. Да и производители агротехники в кризис сговорчивее — предлагают дисконт к цене или, к примеру, бесплатную поставку запчастей. А с дилером можно договориться о рассрочке платежа». Как и другие аграрии, он позитивно относится к возможной сборке западных брендов в России, рассчитывая, что зарубежная техника станет доступнее по цене. Отверточную сборку Солопов считает гарантией того, что качество агромашин не снизится. «Потенциал у нашего рынка огромный, — рисует перспективы представитель «Росагромаша» Максим Шорохов. — Достаточно вспомнить, что 40 млн га сельхозземель у нас запущены и не обрабатываются». Однако, предупреждает он, спрос на сельхозтехнику в нашей стране восстановится только вместе с восстановлением сократившейся в 2009 году из-за низких цен на зерно рентабельностью растениеводства. «Если нам будут давать хорошую цену за зерно и молоко, то мы сможем покупать новую технику», — поддерживает его Савин из «Детчинского»

Собрал первым

В 2003 году Claas ввел крупноузловую сборку на арендуемых мощностях, а в 2005-м — на собственной площадке. Землю под строительство компании предоставила на условиях долгосрочной аренды кубанская краевая администрация. Claas раньше других западных производителей начал собирать самоходную технику в нашей стране потому, что первым из иностранных компаний наладил в 1995 году поставку в Россию своих машин и к моменту открытия завода сформировал хороший портфель продаж, считает президент ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «Асход» Павел Репников.
Расчетные инвестиции в российское производство зерноуборочных комбайнов Claas составили около €20 млн и еще €500 тыс. -
в производство тракторов. В Краснодаре немецкий концерн делает зерноуборочные комбайны Mega и Tucano (проектная мощность линии — 1 тыс. шт./год), а также колесные тракторы Atles. Общий объем их производства в 2009 году составил 1 тыс. шт., локализация — 30-40%. При этом цена продаж комбайнов российской и немецкой сборки одинаковая, подчеркивают в Claas. В планах — переход на полный технологический цикл, в том числе раскрой и лазерную обработку металла, изгиб и сварку комплектующих, окраску, локализацию большей части комплектующих. В этот проект в ближайшие два года предполагается инвестировать 2 млрд руб.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»