Журнал «Агроинвестор»
в 2009 году Рынок сельхозмашин сократится до $1,6 млрд
Рынка в классическом понимании сектор самоходной сельхозтехники в 2009 году собой не представляет: основной спрос генерирует «Росагролизинг», льготное предложение которого ограничено российскими и белорусскими машинами. Госкомпания выкупает до 50% продукции отечественных комбайновых и тракторных заводов. Продажи импортной техники в стоимостном выражении откатились на пять с лишним лет назад. Вклад протекционистских мер (рост пошлин и отказ от субсидирования кредитов на приобретение западных машин) в сокращение продаж участники рынка оценивают в 20%. Аграрии планируют выбирать между покупкой отечественной техники и западных брендов, собранных в России.
С 14 февраля этого года в течение 9 месяцев (до середины ноября) действует постановление правительства «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов комбайнов». Согласно этому документу ввоз импортной агротехники облагают пошлиной в 15% ее таможенной стоимости, но не менее €120/кВт мощности двигателя. Мера распространяется не только на новые машины, но и на те, с момента выпуска которых прошло более трех лет. До февраля ставка была 5%, но не менее €100/кВт. Протекционизм в отношении отечественных агромашиностроителей поддержал Россельхозбанк: с 2009 года он прекратил выдачу аграриям льготных кредитов на приобретение зарубежной техники. 2/3 ставки рефинансирования ЦБ по кредитам другие госбанки теперь возмещают тоже только при условии закупки отечественной техники.
Рухнули все
Эффект введения повышенной пошлины усилили экономический кризис и девальвация рубля в ноябре-феврале почти на 50% в сочетании со снижением платежеспособности растениеводческих хозяйств: зерно в сезоне 2009/10 сельхозгода (начался 1 июля) дешевое, из-за чего аграрии отказываются от обновления машинно-тракторного парка либо минимизируют закупки. В результате выручка компаний, реализующих в России импортную технику, в январе-июне 2009 года рухнула в 6 раз на $3 млрд в сравнении с тем же периодом 2008-го (данные ассоциации сельхозмашиностроителей «Росагромаш»). По информации ассоциации, зерноуборочных комбайнов ввезли на 90% (227 единиц), а кормоуборочных — более чем на 98% (5) меньше против первого полугодия 2008 года.
Отечественные предприятия тоже пострадали от падения продаж, но благодаря господдержке и ограничению конкуренции за тот же период заработали «всего» вдвое меньше. «Если в прошлом году мы выпускали около 100 машин в месяц, то сейчас — примерно 50 машин, — подтверждал в сентябре в интервью «Ведомостям» гендиректор «Кировского завода» Георгий Семененко. — А в июле вообще была плановая остановка конвейера».
Весь рынок сельхозтехники за январь-июнь 2009 года в денежном выражении обвалился в 3,5 раза, составив чуть больше €1 млрд, подсчитали в «Рос-агромаше». По итогам года импортеры комбайнов получат еще большее падение продаж — в 10 раз, строит мрачные прогнозы исполнительный директор центра «СовЭкон» Андрей Сизов.
Пошлины продлят
Президент «Росагромаша» и совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин настаивает на постоянном введении действующей пошлины. В апреле «Союзагромаш» прогнозировал, что эти меры позволят в 2010 году увеличить выпуск отечественных тракторов и комбайнов на 35%, а доля российских производителей на внутреннем рынке составит более 60%. Но уже в октябре Бабкин скорректировал прогноз увеличения роста отечественного производства до 10%. «Единственный путь — введение этих пошлин на длительную перспективу», — поддерживает Бабкина гендиректор «Петербургского тракторного завода» (ПТЗ, «дочка» «Кировского завода») Александр Крикунов. Михаил Болотин, владелец концерна «Тракторные заводы» (КТЗ; Красноярский комбайновый и Волгоградский тракторный заводы), в июне попросил премьера Владимира Путина продлить нынешний режим таможенно-тарифной защиты рынка.
Делать действующие пошлины постоянными глава правительства не настроен. «Навсегда закрывать рынок от импорта […] техники было бы неправильно», — сформулировал он свою позицию еще в июле. А вот продление 15%-ной пошлины со специфической составляющей €120/кВт еще на 9 месяцев вполне вероятно. Комиссия правительства по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике в октябре рекомендовала пролонгировать действующую ставку.
Агромашиностроители довольны господдержкой. Только благодаря мерам, предпринятым правительством, в 2009 году удается поддерживать приемлемый, со скидкой на кризис, уровень продаж, подчеркивают в «Агромашхолдинге» (сбытовое подразделение КТЗ, продает технику под брендом «Агромаш»). Компания, по собственным данным, за первые шесть месяцев 2009 года реализовала 726 комбайнов и 3,25 тыс. тракторов, в то время как в прошлом году продажи составили 1,36 тыс. и 4,95 тыс. единиц. Таким образом, продажи комбайнов «Агромашхолдингом» упали примерно на 45%, тракторов — на 35%. О примерно 40%-ном (в натуральном выражении) падении производства в секторе сельскохозяйственных тракторов говорит и директор Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ) Николай Щельцын: с января по сентябрь 2008 года продано 20,3 тыс. единиц, за те же месяцы 2009-го — примерно 11,7 тыс.
От остановки производств российских машиностроителей спас «Росагролизинг». «То, что продано, реализовали благодаря господдержке», — согласен Щельцын. В первом полугодии «Росагролизинг» по прямому указанию Путина выкупил у одного только «Ростсельмаша» комбайнов на 5 млрд руб. По словам Крикунова, доля продаж машин ПТЗ через «Росагролизинг» в 2009 году выросла до 50%. Всего госкомпания с января по октябрь приобрела для хозяйств более 15 тыс. единиц тракторов, комбайнов и почвообрабатывающей техники более чем на 22,8 млрд руб., ответили в пресс-службе «Росагролизинга» на запрос «Агроинвестора». Чтобы отечественная техника продавалась лучше, авансовый платеж за нее снизили до 0%. Агромашины по федеральному лизингу можно брать на 15 лет, а удорожание, по данным компании, составляет 2,3% в год. В 2010 году «Росагролизинг» сохранит объемы закупок, обещает замгендиректора Станислав Алейник. Программы коммерческих операторов намного дороже. К примеру, «Номос-Лизинг» в июле предлагал ростовским хозяйствам агромашины на срок до трех лет с 20-30%-ным авансовым платежом и средним за год удорожанием 6-12%.
Главными причинами падения рыночных продаж агротехники Щельцын называет рост стоимости кредитов, усложнение требований банков к залогам и снижение платежеспособности заемщиков. Все это так, не отрицает замгендиректора компании «Евроагропоставка» (дистрибутор производителя сельхозтехники Same Deutz-Fahr) Роман Кузнецов. «Но если отбросить факторы, связанные с кризисом, то одно только введение пошлин сократило продажи [импортных сельхозмашин] на 20%», — указывает он.
Мнения покупателей
Агрофирма «Россия» (Владимирская область) обрабатывает 500 га земли, на которой выращивает 13 тыс. т/год картофеля. По словам директора Степана Гинина, вся техника у него зарубежная (Grimme и Claas), в том числе четыре картофелеуборочных комбайна и шесть тракторов мощностью 100-280 л.с. Он уверяет, что импортные машины потребляют ГСМ на 30% меньше российских, а их производительность при этом выше в несколько раз. В прошлом году Гинин планировал расширить производство до 20 тыс. т/год, построить под эти объемы новое хранилище и увеличить количество техники, докупив по два комбайна и трактора «проверенных марок». Но протекционистские меры властей, совпавшие по времени с девальвацией, лишили компанию возможности развивать бизнес, сетует он. «Теперь мы не в состоянии покупать технику», — огорчается Гинин. Работать на отечественной он отказывается: уверен, что альтернативы импорту нет. Директор подсчитал, что даже при условии льготного кредитования западные машины сейчас окупаются за 8 лет, а при коммерческих ставках (30% годовых) — минимум за 15 лет. Но проблема не только в удорожании кредитов, говорит Гинин: несубсидируемые кредиты выдают только на пять лет. Глава хозяйства готов расширять производство при двух условиях — снижении пошлины на импортную технику до прошлогоднего уровня и наличии 8-10-летних кредитных программ на покупку агромашин. «Тогда мы удвоим производство», — обещает Гинин. Но пока вместо приобретения новых комбайнов и тракторов ему приходится ремонтировать существующие, которым 6-7 лет. Однако и здесь приходится экономить, возмущается Гинин: «Стоимость запасных частей увеличилась на 40-50%, а на некоторые позиции цены выросли даже на 100%». По словам Кузнецова из «Евроагропоставки», спрос аграриев на запчасти и комплектующие снизился на 60%.
В компании «Синко» Самарской области 80 комбайнов и 162 трактора. Вся техника отечественная. На 2009 год было запланировано приобретение на 41 млн руб. десяти ростсельмашевских комбайнов «Вектор» и «Дон-1500», одиннадцати тракторов МТЗ и ДТ-75, вспоминает замдиректора сельхоздепартамента «Синко» Андрей Зорин. Но затраты на технику пришлось оптимизировать. Хозяйство ограничилось покупкой в лизинг двух комбайнов «Нива-Эффект», восемнадцати тракторов МТЗ и одного ДТ-75 общей стоимостью примерно 15 млн руб. Цены на комбайны «Ростсельмаша» «сначала держались» на уровне 2008 года, но в мае выросли на 17-20%, сожалеет Зорин. Импортная техника, продолжает он, теперь дорогая «как с точки зрения покупки, так и в эксплуатации». В планах компании на 2010 год — приобретение десяти комбайнов и десяти тракторов. Все агромашины, как и нынешние, будут отечественными, обещает Зорин.
У сельхозхолдинга «Агрогард» (187 тыс. га земли в семи центральных, черноземных регионах и в ЮФО) 845 тракторов и 226 комбайнов. Большую партию техники компания успела купить до кризиса: в 2008 году на собственные средства приобрела за 1,1 млрд руб. 49 тракторов John Deere, New Holland и «Атлас», а также 51 западный комбайн. Причина покупки импорта — низкая производительность отечественной техники, в то время как у компании интенсивное растениеводство, говорит гендиректор «Агрогарда» Сергей Пронин.
Теперь в холдинге корректируют планы: 1 млрд руб., запланированный на пополнение парка агромашин в 2010 году (компании нужно еще 100 тракторов и комбайнов), частично потратят на закупки у «Росагролизинга». Но предпочтение все равно будет отдано моделям, собранным в России из импортных комплектующих, настаивает Пронин, уточняя, что имеет в виду тракторы John Deere и Claas. Не исключает директор и приобретения отечественных комбайнов. «Тракторы я бы в любом случае выбрал западные, а вот зерно- уборочные комбайны «Ростсельмаша» в последнее время выходят на должный уровень качества», — говорит Пронин. «Это раньше я безоговорочно отдал бы приоритет импортной технике, а теперь [с введением повышенной пошлины] ситуация поменялась», — добавляет он.
Ограничения на ввоз техники нельзя назвать чрезмерно жесткими, рассуждает Сизов из «СовЭкона», это мировая практика. Но намного эффективнее было бы, как это сделали в автопроме, сочетать протекционизм с привлечением западных технологий. Например, иностранные сельхозмашиностроители могли бы взять на себя обязательство локализовать местное производство минимум на 30-40%, а взамен государство предоставило бы им возможность ввозить по нулевой ставке компоненты для своих российских сборочных мощностей, предлагает Сизов. По данным Claas, собранный в Краснодаре комбайн компании на €20-25 тыс. дешевле такого же импортного.
2010 год будет лучше
На 2010 год аналитики «Росагромаша» прогнозируют увеличение продаж сельхозтехники на 10-20% в натуральном выражении.