Медведев разовьет инфраструктуру

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

До конца года правительство должно определиться с господдержкой экспорта и развитием элеваторной сети

При такой, как сейчас, инфраструктуре и логистике сложно увеличить экспорт зерна до 30-50 млн т, а хранить его вообще негде, заявил в октябре Дмитрий Медведев. Он поручил правительству до конца года представить программу развития инфраструктуры и логистики, а до 25 ноября определиться с субсидированием процентов по инвесткредитам на модернизацию и строительство элеваторов. Элеваторные мощности следует наращивать прежде всего в ЮФО и на Дальнем Востоке, распорядился президент. На юге нужен новый портовый элеватор стоимостью $200 млн, а вкладываться в дальневосточную инфраструктуру сейчас вряд ли целесообразно, говорят участники рынка.

В октябре на посвященном итогам сбора урожая-2009 совещании в Орловской области Медведев назвал несовершенство инфраструктуры одним из факторов, сдерживающих развитие агросектора. «Что нам мешает? Это […] инфраструктурные ограничения — не только элеваторные, — объяснил он. — Второе — недостаточное использование возможностей внутреннего потребления, третье — это технологическое отставание» (все цитаты президента — www.kremlin.ru).

Будем строить

В России необходимо построить 300 современных элеваторов, инвестировав в них $1,5-2 млрд, подсчитал Медведев. «Если у нас будет такой объем элеваторных мощностей, тогда мы будем чувствовать себя уверенно», — считает президент. По его замыслу, новые элеваторы нужны, чтобы страна могла экспортировать ранее озвученный им объем зерна — примерно 50 млн т/год через восемь-десять лет, а 30-40 млн т — «в ближайшей перспективе».

В этом же году экспортный потенциал России составит около 20 млн т, знает Медведев. Этого недостаточно, говорит он, но нет эффективной логистики: мощности по хранению, а также транспортировочные «изношены и недостаточны». «Только по Центральному федеральному округу существующие возможности позволяют длительно хранить не более 40% собранного урожая», — недоволен глава государства. А зерно 2008 года, которое было вовремя складировано, по его словам, «как лежало, так и лежит на элеваторах».

В этом году тоже хороший урожай — 93 млн т, по предварительной, октябрьской, оценке . Власти опасаются повторения ситуации прошлого сезона, когда из-за отсутствия мощностей хранения было потеряно минимум 5 млн т из 108 млн т. Причем инфраструктурные ограничения есть «во всей цепочке» - от элеваторов до портовых терминалов, сокрушается Медведев. Те же портовые мощности рассчитаны на 20 млн т зерна, тогда как будут вывозить до 50 млн т/год, привел он пример. «В ближайшие годы нам предстоит удвоить перевалочные мощности» и диверсифицировать их, резюмировал президент. Сейчас зерно поставляют на экспорт в основном из портов Причерноморья. 50% объема вывозится через глубоководный порт Новороссийск. Ставится задача экспортировать зерновые в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но инфраструктура не готова. Мощность трех портов Дальнего Востока (Находка, Владивосток и Ванино) составляет только 2 млн т, говорит Медведев. «Это ничего [по сравнению с тем, что требуется]», — подытожил он на совещании.

Доложить к новому году

В ДВФО и других регионах следует вводить новые перевалочные мощности, элеваторы, развивать подъездные пути, распорядился Медведев. Он рассчитывает, что этим займется » (), как раз и созданная для развития инфраструктуры, а также частные инвесторы. «На государственном финансировании мы всех задач не решим», — предупредил президент.

Через 10 дней после совещания он поручил правительству до 31 декабря написать программу развития инфраструктуры и «логистического обеспечения» агросектора. Особое внимание, говорится в перечне поручений, стоит уделить модернизации действующих и строительству современных мощностей хранения и первичной переработки, а также созданию «технологических условий» для роста экспорта зерна. Меры его увеличения должны предусматривать расширение инфраструктуры, в том числе строительство портовых элеваторов в ЮФО и Дальневосточном округе, обновление старых и ввод в эксплуатацию новых вагонов-зерновозов. До 25 ноября правительство должно решить, как субсидировать из федерального бюджета часть процентной ставки по целевым кредитам на модернизацию/строительство мощностей хранения зерна.

Хорошая идея

Инфраструктура рынка изношена и дефицитна, подтверждает президент Аркадий Злочевский. Сейчас в стране около 1 тыс. предприятий по хранению зерна, рассчитанных на 95 млн т единовременно. Из них мощности элеваторного типа составляют 64 млн т. Гарантировать сохранность зерна и его качество, по данным , могут не более 25% действующих элеваторов. Чтобы только привести их в порядок, необходимо инвестировать до 500 млн руб., подсчитывает Злочевский. Строительство нового элеватора он оценивает в $200/т хранения. Таким образом, элеватор емкостью 50 тыс. т обойдется в $10 млн.

Нехватка портов — действительно сдерживающий экспорт фактор, согласен с Медведевым Николай Демьянов, замгендиректора «Международной зерновой компании» (МЗК; крупный трейдер, российская «дочка» ). Из-за дефицита глубоководных портовых мощностей в России сейчас самые высокие тарифы на перевалку экспортного зерна, сетует он. «У нас перевалка тонны зерна стоит $25, в соседней Украине — $13-16, в Европе — $7. Более того, кабинет министров Украины сейчас намерен снизить стоимость тарифов на перевалку на 20-50%, чтобы украинское зерно стало более конкурентоспособным на мировом рынке», — говорит Демьянов.

По оценке МЗК, через глубоководные российские порты можно отгружать на экспорт не более 11 млн т/год, а экспортный потенциал только Южного федерального округа — 15 млн т. Поэтому на юге необходим хотя бы еще один портовый элеватор на «глубокой воде», считает Демьянов. По оценке представителя другой компании-экспортера зерна, стоимость такого элеватора может составлять $100-200 млн в зависимости от сложности проекта. Злочевский из согласен с этой оценкой.

Проект строительства портового элеватора на Дальнем Востоке более спорный, считают участники рынка. Например, группа «» () с 2006 года заявляет о намерении инвестировать в строительство перевалочного комплекса в ДВФО. Выбрана площадка, бизнес-план предусматривает мощность 3 млн т/год, требуется $50 млн, а финансировать проект готов ВТБ, рассказывал «» в 2007 году владелец компании Павел Скурихин. Но до создания комплекса, который теперь может разместиться в порту Владивосток и осваивать 1,5 млн т/год, еще далеко: в октябре 2009 года только подписал с Владивостокским морским торговым портом (ВМТП) соглашение о намерениях. Но ВМТП не хочет строить зерновой терминал без гарантий полной загрузки. «Чтобы начинать строительство […], мы должны быть уверены в стабильном грузопотоке, — говорится в сообщении компании. — Если экспорт зерновых будет менее 1 млн т/год, то реализация проекта не имеет смысла». А перевалить 1 млн т/год ВМТП может и на действующих мощностях.

В таких проектах нет экономического смысла, соглашаются экспортеры зерна. «В Сибири при хорошем урожае экспортный потенциал составляет 1-2 млн т зерна в год. Но затраты на доставку и его перевалку в портах Владивосток или Новороссийск будут сопоставимы с себестоимостью», — считает представитель одной из компаний. Злочевский, напротив, уверен, что у дальневосточных проектов есть будущее. Япония — крупнейший потребитель зерна в мире, рассуждает он. В год она покупает 17 млн т кукурузы и 6 млн т пшеницы. Если возродить земледелие в Приамурье и выстроить экспортную инфраструктуру, то Россия сможет побороться за японский рынок с США, уверен Злочевский. Кроме Японии потенциальными рынками сбыта российского зерна он называет Малайзию, Индонезию, Вьетнам и Таиланд. Все эти страны не имеют мощностей по хранению зерна и предпочитают ритмичные гарантированные поставки, предлагая более высокие, чем в других странах, цены, добавляет президент Зернового союза.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»