Яйцо в натуре

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Пищепрому еще долго придется импортировать яичные ингредиенты

Россия производит больше яйца, чем может потребить, однако на импорт в сегменте яичных b2b-продуктов для пищевых предприятий приходится 50-70% рынка. Отечественные ингредиенты дорогие либо некачественные, сетуют в продовольственных компаниях. Но птицефабрикам невыгодно инвестировать в глубокую переработку сырья, тем более в кризис: вложения (до €10 млн) окупаются до 10 лет, рентабельность — всего 3-7%.

Наталья Сохина

По данным , сейчас перерабатывается 10-12% производимых в стране 40 млрд/год яиц. В последние годы данный показатель почти не меняется. То есть на переработку приходится примерно 4,5 млрд яиц. Но это с учетом некондиционного яйца и продукции с насечкой, с которой работают в основном небольшие фабрики (производство — 70-100 млн шт./год). Из 4,5 млрд на крупных предприятиях может перерабатываться около 1,5 млрд яиц в год, прикидывает гендиректор компании-поставщика оборудования для птицефабрик. Оптимальна переработка 20-25% яйца, уверен президент Владимир Фисинин.

Спрос

Но рассчитывать на заметный рост переработки не приходится. По прогнозу ИКАРа, благодаря увеличению спроса на недорогой белок, потребление яйца и приготовленных из него переработанных продуктов будет расти, но медленно — в среднем на 2%/год. Сейчас рынок стагнирует. В 2009 году производство яиц прибавит не более 1 млрд, прогнозируют в Ленптицепроме (см. таблицу). В 2012-м, по оптимистичному сценарию ИКАРа, потребление яйца не превысит 275 шт. на человека против 256 шт./год сейчас.

В кризис инвестиционная привлекательность бизнеса по переработке яйца резко снизилась: сокращается потребление пищевых продуктов, где оно используется, а значит, и их производство. По подсчетам коммерческого директора ленинградского «Роскара» Сергея Шведкова, с конца 2008 года по сентябрь 2009-го производство майонеза в стране сократилось на 25-30%, кондитерских изделий — на 10-15%. Максимум, что возможно, — возвращение к докризисному объему потребления, думает он. Но существенного роста спроса на переработанную продукцию Шведков в ближайшие годы не ждет.

Впрочем, дело не только в объемах. В2b-потре-бители яичной продукции жалуются не на ее нехватку, а на высокие цены и низкое качество. Пример — яичный порошок. Большую часть отечественные фабрики делают из насечки, а не из качественных товарных яиц. В сентябре поставщики в размещенных в Интернете прайсах предлагали такой продукт дешево — от 43 руб./кг. Но пищевым компаниям требуется порошок с высокими потребительскими характеристиками (в том числе с растворимостью не менее 91%). А его можно купить в три раза дороже — минимум за 115 руб./кг. При нехватке качественных российских аналогов яичные ингредиенты приходится импортировать.

У отечественных производителей закупается в основном сырое яйцо, рассказывает президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон. Ранее при изготовлении пастил, мармеладов, зефиров и безе добавляли сухой белок, но только импортный, вспоминает он: отечественный белковый порошок обладал низкими пенообразующими качествами. После девальвации рубля в конце 2008 — начале 2009 года импорт подорожал. Теперь кондитеры и хлебопеки переходят на российскую продукцию, знает Кацнельсон. Однако вместо порошка и других готовых полуфабрикатов они покупают натуральное яйцо, предпочитая перерабатывать его самостоятельно. Стоимость отечественных и импортных ингредиентов, если они качественные, почти идентична, добавляет Надежда Казакова, директор центра техрегулирования Нижегородского масложиркомбината.

Импортные ингредиенты закупают все потребители продуктов переработки яйца, опрошенные «Агроинвестором». При почти отсутствующем ввозе в страну столовых яиц (по данным ИКАРа, 538,9 млн, или 1,4% от российского производства в 2008 году) в перерабатывающих сегментах импорт доминирует. В натуральном выражении сухой желток занимает около 70%, сухой белок — более 50% внутреннего потребления, приводит примеры Шведков.

Участники рынка говорят и о нехватке обработанного яйца. HoReCa (отели, кафе и рестораны) потребляет небольшое количество яиц — по данным консалтинговой компании «Грифон» за 2008 год, примерно 2% объема. В переработанном яйце предприятия сектора не нуждаются, объясняет совладелец сети стейк-хаусов «Торро Гриль» Кирилл Мартыненко, но хотели бы покупать натуральное вымытое. Мыть самим накладно, сетует он: по действующим нормативам, закупающие сырое яйцо компании общепита должны оборудовать помещения для его мойки. А содержать любые дополнительные площади дорого, поясняет Мартыненко. Дешевле доплатить за мойку поставщикам: одному ресторану, в меню которого нет завтраков с омлетами, требуется 30-50 яиц в день. Однако о птицефабриках, оказывающих такую услугу, Мартыненко не слышал. Приходится организовывать обработку самим, разводит он руками.

Не хотят перерабатывать «Можно прогнозировать рост доли продукции глубокой переработки [на российском рынке] - в первую очередь жидкой: белка, желтка, меланжа и др.», — писали в мае 2008 года в исследовании рынка яйца аналитики Института аграрного маркетинга. К 2012 году, предполагали они, в переработанном виде будет реализовываться до 17% производимых в стране яиц вместо 10-12% в 2008-м.

Однако кризис многое изменил: участники рынка предпочитают не вкладываться в переработку яйца. Крупных стартапов в последний год не было, говорит Шведков: «Незачем наращивать объемы на снижающемся рынке». В Ленинградской области не вводят новые перерабатывающие мощности, подтверждает гендиректор Ленптицепрома Юрий Трусов. По его словам, дело не только в кризисе: при нынешнем спросе достаточно действующих, которые в области рассчитаны на 600-700 млн яиц в год. Яйцо в регионе перерабатывают «», и «Приморская». Они делают яичный порошок, жидкие меланж, желток и белок.

Птицеводы других регионов тоже не заинтересованы в переработке. Енисейская фабрика Алтайского края производит 90 млн яиц в год. Ее директор Виталий Савилов почти весь этот объем реализует в скорлупе. Несколько лет назад он установил оборудование за 500 тыс. руб., чтобы делать из некатегорийного яйца и насечки сухой порошок. Его покупают мясокомбинаты и масложировые заводы Алтая и Кемеровской области. Другие птицефабрики края тоже не производят продукции переработки, кроме яичного порошка, утверждает Савилов.

Для чего вкладываться в переработку, если натуральное яйцо может быть рентабельнее яичных продуктов, не понимают участники рынка. По оценке «Роскара», рентабельность переработки яйца составляет не более 3-7%. Удмуртская фабрика «Воткинская» (80 млн яиц в год, входит в « групп») реализует дистрибуторам яйцо по 21,5 руб./дес., рентабельность — 10%. Десяток яиц, обогащенных йодом или селеном, продается на 1 руб. дороже. Яйцо «Роскара» еще дороже — 37 руб./дес.

Долго окупать

Чтобы окупить перерабатывающую линию, нужно производить не менее 1 млн яиц в день, подсчитывает Шведков из «Роскара». По данным Ленптицепрома, средняя стоимость оборудования для полного цикла переработки сырья (жидкие и сухие белок, желток, меланж) — $5 млн. Сергей Черепанов, представитель в СНГ группы Sanovo-Staalkat (производит оборудование для сортировки, упаковки и переработки яиц), оценивает стоимость одной перерабатывающей линии минимум в €70 тыс.

Если компания намерена делать жидкие яичные продукты, то она должна вложить в оборудование от €1 млн, сухие — от €3 млн, рассказывает другой его поставщик. Для производства продукции «повышенного качества» - обладающей высокой растворимостью, пенообразованием и с дополнительными ингредиентами — €3 млн придется умножить на три, прикидывает топ-менеджер компании Praxis Engineering. «Линия пастеризации белка, «горячая» комната для мойки яиц, переработка с двумя сушками — эти мощности обходятся в €6-7 млн, — перечисляет он. — Добавьте стоимость зданий, инфраструктуру. Получится €10 млн».

Инвесторов, желающих тратить такие деньги, сейчас немного, делает вывод он: проще установить в старом помещении дешевую меланжевую линию и производить низкобюджетный продукт, конкурируя с другими компаниями только по одному показателю — цене. Неудивительно: проекты переработки яйца, в отличие от его производства, не входят в программы льготного кредитования. Инвестиции окупаются долго — по оценкам опрошенных производителей и поставщиков яйца и оборудования, 7-10 лет. И все же наличие на внутреннем рынке больших объемов сырья «естественным образом» приведет к развитию перерабатывающих проектов, верит Черепанов из Sanovo (см. врез). По расчетам одного из поставщиков оборудования, емкость рынка оборудования для переработки яйца до 2009 года составляла $10 млн.

Что впереди

Птицефабрики производят вареные яйца без скорлупы, фасуют их в ведра и заливают маринадом. Этот продукт, говорит Черепанов, может быть востребован в сфере быстрого питания — в гостиницах, сетевом общепите и т. д. Данной технологией интересуются несколько фабрик в Сибирском федеральном округе, знает он. По словам Черепанова, «перспективное будущее» у производства жидкого и порошкового желтков с добавлением соли (8-11%), в том числе для предприятий, выпускающих майонез. Жидкий белок с содержанием сахара (до 50%) могут покупать кондитеры. «Боровская» (Тюменская область) и «Роскар» производят порошковый белок с заданными функциональными свойствами — повышенным пено-
образованием или гелеобразующей способностью (связывание влаги).

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»