Журнал «Агроинвестор»
В 2008/09 сельхозгоду вывоз зерна превысил 20 млн т. Может ли Россия увеличить экспорт?
В 2009 году Россия собрала более 108 млн т зерна. Таких урожаев не было с начала 1990-х годов (предыдущий рекорд — 116,7 млн т). Экспорт по итогам 2008/09 сельхозгода — более 20 млн т — тоже стал рекордным. Могли вывезти больше, до 32 млн т, утверждают эксперты и трейдеры. Но помешали проблемы с инфраструктурой, падение цен на зерно и кризис. Перспективы экспорта урожая-2009 пока неочевидны: сезон стартовал с 40%-ного падения цен на мукомольную пшеницу. Мировой спрос сейчас сдержанный, а у основных стран-потребителей высокие урожаи и большие переходящие остатки зерновых.
В 2008/09 зерновом году (завершился 30 июня) Россия экспортировала более чем в 60 стран 17,5 млн т пшеницы, 3,2 млн т ячменя, 1,3-1,4 млн т кукурузы, 452 тыс. т муки и 15,5 тыс. т ржи, рассказывает вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут. Отечественное зерно приобретали в основном страны Средиземноморья и Ближнего Востока, являющиеся его традиционными покупателями. «[В прошлом сезоне] мы вышли и на новые рынки — Африки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона», — добавляет Корбут. Регионы-поставщики были теми же, что в предыдущие годы: Ростовская область, Ставропольский и Краснодарский края, территориально близкие к портовым мощностям и благодаря этому имеющие возможность минимизировать логистические издержки, объясняет эксперт.
Сколько экспортировали
По подсчетам Алексея Федотенкова, директора департамента стратегического маркетинга «Русагротранса», в завершившемся сельхозсезоне из России экспортировали 22 млн т зерна. Этот объем, по его данным, включал 17,4 млн т пшеницы (в том числе 0,6 млн т муки в зерновом эквиваленте), 3,2 млн т ячменя и 1,4 млн т кукурузы. «Это абсолютный рекорд для нашей страны, — говорит топ-менеджер. — Ее доля на мировых рынках пшеницы и ячменя [по итогам сезона] составила 14%». «В идеале», добавляет Федотенков, можно было вывезти примерно 32 млн т: был собран большой урожай зерна. Продать больше помешала нехватка элеваторных, а главное, портовых мощностей, напоминает он: «Суммарная пропускная способность наших портов — порядка 20 млн т».
Самые большие партии, продолжает Федотенков, купили Египет (5,4 млн т, около 25% экспортного объема), Турция (2,4 млн т, 11%) и Саудовская Аравия (1,5 млн т, 7%). Российское зерно экспортировали также в Иран, Бангладеш, Пакистан и Индонезию. «Появились новые потребители — Перу и Куба, — говорит Федотенков. — Хотя последняя скорее условный покупатель, так как получает наше зерно по программе гуманитарной помощи: подписан договор на 200 тыс. т, а [по состоянию на июль] отгрузили 25 тыс. т». После длительных переговоров был подписан договор о продаже Бразилии 2 млн т из интервенционного фонда. «Бразилия же поставит нам соевый шрот и сою», — уточняет Федотенков. Впрочем, это зерно еще не отгружено, оговаривается он. 2 млн т — крупная партия, ее оформление требует множества согласований.
Ведущий эксперт ИКАРа Олег Суханов называет немного большую, чем Федотенков, цифру экспорта — 22,7 млн т, включая муку в пересчете на зерно. Вывезено 18 млн т пшеницы, 1,4 млн т кукурузы и 3,3 млн т ячменя, подытоживает он. В 2008/09 сельхозгоду экспорт зерна увеличился приблизительно на 61%. Как и другие эксперты, Суханов не сомневается, что можно было продать больше (до 30 млн т), если бы не инфраструктурные ограничения. Среднегодовая экспортная цена пшеницы (4 класс, FOB Новороссийск) составила, по данным ИКАРа, $190/т.
Федеральные и локальные операторы рынка активно экспортировали зерно. «Международная зерновая компания» (МЗК, дочерняя структура международного трейдера Glencore) в завершившемся сезоне заняла первое место, вывезя более чем в 30 стран 3,2 млн т. МЗК продавала в основном пшеницу 4 класса, рассказывает директор по маркетингу Николай Демьянов. Прошлый сезон начался с $270-280/т на FOB, а к концу пшеница подешевела до $180-190/т, вспоминает он. Часть поставленного зерна — около 150 тыс. т — МЗК вырастила самостоятельно на своих землях в Ставропольском крае и Ростовской области.
Другой международный игрок, Bunge, в 2008/09 сельхозгоду, как и в 2007/08-м, занял четвертое место по объему экспорта зерновых из России (более 1,3 млн т). 80% заняла пшеница, закупавшаяся у агропроизводителей ЮФО, Центрального Черноземья и Поволжья. Ее поставляли в страны Северной Африки, Восточного Средиземноморья и Южного Востока, перечисляет коммерческий директор российского офиса Bunge Дмитрий Филатов. Он утверждает, что компания могла продать больше, однако помешали резкое снижение цен осенью 2008 года и «непрогнозируемые действия государства в качестве покупателя пшеницы на интервенциях». Логистические проблемы тоже остались, признает Филатов, но они не были первостепенными.
Valars (355 тыс. га пашни в России и на Украине) экспортировала, по собственным данным, около 3 млн т зерна из России, Украины и Казахстана. Так же как и Bunge, реализовать больше помешало падение цены и спроса в октябре-ноябре 2008 года. «Пока у всех был кредитный шок, рынок просто отсутствовал, — вспоминает председатель совета директоров Valars Кирилл Подольский. — А в мае экспорт сильно осложнился из-за скандала с Египтом». Местные чиновники задержали крупную партию российского зерна, утверждая, что оно не соответствует декларированному качеству и требованиям безопасности.
Краснодарская компания «Экспресс-агро» реализовала 100 тыс. т пшеницы, кукурузы, ячменя и гороха. 70% объема ушло на экспорт. Зерно у «Экспресс-агро» приобретали Valars, Cargill, Bunge, «Кубаньхлебопродукт», «Краснодарзернопродукт-Экспо» и др. А вот в «Сибирском аграрном холдинге» (САХО, в 2008 году произвел 250 тыс. т) сочли экспортные поставки невыгодными, особенно после того как осенью зерно подешевело. Часть урожая группа продала государству на интервенциях, а основной объем переработала в муку для собственной сети хлебозаводов.
Сколько вывезем
Эксперты и участники рынка пока затрудняются давать подробные прогнозы объема экспорта в новом сезоне. Они не исключают, что закупки российского зерна снизятся: вследствие экономического кризиса сократится мировой спрос на зерновые, а производство пшеницы в мире хоть и упадет, но это снижение полностью компенсируют высокие переходящие запасы. Если погода будет благоприятной, то урожай-2009 будет на уровне среднего за последние 5-7 лет, и экспортный потенциал страны с учетом рекордных переходящих остатков (около 18 млн т) составит 18-20 млн т, подсчитывает Корбут. Но это еще не значит, что его удастся реализовать, предупреждает он. Корбут отмечает, что в странах, являющихся основными покупателями нашего зерна, ожидаются большие урожаи. Это тоже один из факторов падения спроса, говорит он. Кроме того, на мировых рынках явная тенденция к ослаблению цен, добавляет эксперт. На 7 июля, приводит он пример, экспортная цена продовольственной пшеницы в глубоководных портах Новороссийска и Туапсе упала до $174/т, в портах Азовского моря — до $154/т. За неделю с начала нового сезона зерно подешевело более чем на $20/т, говорит Корбут.
Экспорт в наступившем сельхозгоду может сократиться, соглашается с Корбутом Федотенков из «Русагротранса». Основной риск — дефицит элеваторных мощностей, полагает топ-менеджер. «Они загружены переходящими запасами 2008/09 сельхозгода и интервенционным зерном, а новый урожай закладывать некуда, — сетует он. — На одном только Ставрополье не хватает 0,7 млн т емкостей». Недостаточно и портовых терминалов, продолжает Федотенков, оценивая дефицит этих мощностей в 12 млн т. Валовый сбор зерна в 2009 году может составить 90-94 млн т, в том числе 56-58 млн т пшеницы против 63,8 млн т в 2008-м и 17-18 млн т ячменя (23,2 млн т), предполагает он. Этот объем ниже прошлогоднего, но тоже достаточно большой, а значит, инфраструктурные проблемы усугубятся, считает Федотенков.
Турция — второй после Египта покупатель отечественного зерна (в прошлом сезоне приобрела более 2 млн т, см. таблицу «Кому продаем») — в 2009/10 сельхозгоду закупит меньше, так как собрала большой урожай, говорит Федотенков. Египет, скорее всего, сохранит объемы закупок, думает он, тем более что у России на 2009/10 сельхозгод есть квота на ввоз в эту страну 3 млн т. А в 2010/11 сельхозгоду активизируются продажи зерновых в страны АТР, надеется Федотенков. Так, у Японии «очень большой интерес» к нашей пшенице, знает он, но пока поставкам в эту и другие страны тихоокеанского региона мешает почти полное отсутствие инфраструктуры. Помочь трейдерам с инфраструктурой, создав «дальневосточный зерновой коридор», обещает первый вице-премьер Виктор Зубков (см. врез «Осваивать Восток»).
Суханов из ИКАРа предполагает, что в наступившем сельхозгоду экспорт зерна снизится до 17 млн т. В первые месяцы сезона-2009/10 экспортная цена установится ниже себестоимости зерновых, вследствие чего в июле-августе трейдеры почти не будут вывозить зерно, прогнозирует он. По крайней мере до января не нужно ждать высоких экспортных цен и стабильного спроса, считает Суханов. Крупнейший рынок — египетский — пока фактически недоступен: экспортерам крайне тяжело выполнять новые требования к качеству пшеницы, установленные этой страной по договоренности с Россельхознадзором. Так, клопом-черепашкой может быть заражено максимум 1% зерна, из которого состоит товарная партия, приводит пример Суханов. «На юге найти такое зерно трудно, а везти его из Сибири дорого, — сетует он. — В последние два сезона Египет занимал по объемам поставок из ЮФО первое место. Теперь возникла опасность потери этого рынка».
Большие, чем в прошлом сельхозгоду, урожаи, продолжает Суханов, получат Узбекистан, Таджикистан и Иран. Поэтому в нынешнем сезоне мы не будем отгружать туда крупные партии. Однако начать закупку наших зерновых может Бразилия — при условии, что российские операторы обеспечат высокое качество пшеницы (не ниже 3 класса), говорит эксперт. 4 класс, который мы обычно отгружаем, бразильцам не нужен, уточняет он. Впрочем, поставки в эту страну — скорее перспектива следующих сезонов, признает Суханов: «Уже очевидно, что в нынешнем эту нишу займут США и Канада. У нас, судя по первым результатам уборочной, не будет [достаточного объема пшеницы необходимого Бразилии] качества, а логистика дорогая».
Трейдеры увеличат продажи
Все крупные экспортеры, опрошенные «Агроинвестором», в 2009/10 сельхозгоду собираются увеличить поставки или продать за рубеж столько же зерна, сколько в предыдущем сезоне. Ситуация в зерновом секторе сейчас сложная, соглашается с экспертами Филатов из Bunge. Египет закрыт, на внутренний рынок давит новый урожай, а предложение явно превышает спрос. В начале июля продовольственная пшеница 4 класса (FOB Новороссийск) торговалась всего по $160/т, недоволен он. Тем не менее, в Bunge рассчитывают на укрепление цен, планируя по итогам сезона увеличить экспорт почти на миллион тонн — до 2,3-2,4 млн т. САХО в этом году увеличил посевы в два раза до 213 тыс. га. В группе хотят собрать 550 тыс. т зерна, из которых 200-250 тыс. т отгрузить на экспорт, делится замгендиректора холдинга Андрей Кузнецов. Подольский из Valars рассказывает о намерении реализовать в 2009/10 сельхозгоду до 4 млн т российского, украинского и казахстанского зерна против 3 млн т в прошлом сезоне, а площадь земель своей компании в нашей стране и на Украине — увеличить на 65 тыс. га до 420 тыс. га. «Будем пытаться конкурировать с глобальными игроками на всех направлениях, где продается черноморская пшеница», — говорит Подольский.
МЗК в новом сезоне хотела бы продать столько же, но по факту объемы экспорта могут сократиться, признает Демьянов. Его смущают низкие стартовые цены на зерно и недостаточный спрос: «Начинаем со $160-165/т пшеницы, да еще при очень слабом внешнем спросе. Кроме того, страны-покупатели нашей пшеницы имеют запасы [зерна предыдущего сезона] и получили неплохие урожаи».
Осваивать Восток
В мае первый вице-премьер Виктор Зубков заявил, что «в будущем» Россия увеличит поставку зерна в страны АТР, создав «дальневосточный зерновой коридор». Он нужен для поставок на внешний рынок высококачественного сибирского зерна, пояснил он. Также замглавы правительства поддержал идею строительства на Дальнем Востоке «мощного современного зернового терминала».
Участники рынка и эксперты одобряют эту идею. Если на Дальнем Востоке будет создана нужная инфраструктура, то для наших трейдеров откроется рынок Филиппин (уже сейчас туда поставляют российский фураж), Японии, Индонезии, Малайзии, мечтает Федотенков из «Русагротранса». Потенциальных спрос стран АТР на отечественное зерно может составлять порядка 3 млн т/год, не исключает он. Правда, придется жестко конкурировать с австралийской и американской пшеницей, признает Федотенков. АТР — один из наиболее емких и быстрорастущих мировых рынков зерна, подтверждает Александр Корбут из РЗС: «В Азии растет потребление продукции животноводства, спрос на зерно увеличивается с каждым годом». По мнению Корбута, экспортировать по дальневосточному коридору продовольственную пшеницу высокого качества можно из Курганской, Омской, Новосибирской областей, Алтайского и Красноярского краев.
По данным «Русагротранса», сейчас из портов Дальнего Востока отгружают около 100 тыс. т зерна (прямая перевалка). Из-за ограниченного предложения австралийской пшеницы азиатские страны в этом году начали присматриваться к сибирской, знает Федотенков. По его словам, они готовы начать с закупок нашей пшеницы «небольшими контейнерными партиями».