Журнал «Агроинвестор»
Для чего свиноводам новый союз
Крупнейшие российские производители свинины - более 70 игроков рынка — учредили Национальный союз свиноводов. Руководить им доверили федеральному чиновнику и бывшему переработчику мяса. Учредители союза не скрывают, что он станет альтернативой существующему отраслевому объединению — «Россвинопрому». Они напишут долгосрочную программу развития сектора, будут содействовать его индустриализации и убедят правительство ограничить импорт живых свиней.
На учредительное собрание в Москву приехали представители 105 свиноводческих холдингов, малых и средних предприятий из 50 регионов. В союз вошли 75 компаний. Руководителем в должности председателя совета директоров свиноводы единогласно выбрали представителя власти — замминистра сельского хозяйства Александра Беляева. Гендиректором союза стал Юрий Ковалев, ранее возглавлявший крупные мясоперерабатывающие предприятия «Кампомос» и «Царицыно». В совете директоров 11 человек: топ-менеджеры большинства ведущих свиноводческих компаний, в том числе «Эксимы», «Черкизово», «Талины», «Белгранкорма», «Агро-Белогорья», а также руководители других союзов — птицеводческого Владимир Фисинин и мясного Мушег Мамиконян. Из крупнейших игроков в союз не вошел «Мираторг», состоящий в Национальной мясной ассоциации и входящий в топ-3 российских производителей свинины. У холдинга нет цели стать участником как можно большего числа отраслевых объединений, сказал «Агроинвестору» гендиректор компании Александр Никитин, дав также понять, что «Мираторг» предпочитает самостоятельно лоббировать свои интересы.
Главой союза должна быть независимая и компромиссная фигура, объясняют свиноводы факт избрания госчиновника председателем совета общественной организации. Виктор Бирюков, владелец «Талины», считает, что отраслевому бизнес-сообществу требуется «проводник между бизнесом и государством». Беляев — независимая фигура, способная разрешать возможные противоречия между членами союза и необходимая «для баланса государственных и частных интересов», высказывает свое мнение гендиректор «Черкизово» Сергей Михайлов. Председатель Ассоциации отраслевых союзов АПК (АССАГРОС) Виктор Семенов уверен, что Беляев — временная фигура на посту главы совета директоров. «Не хватит замминистров, чтобы возглавить все союзы и ассоциации, — говорит он. — Это скорее исключение, на данный момент оправданное сложностью стоящих перед свиноводством проблем».
Создали альтернативу
В союз могут войти компании, выращивающие свиней и разделяющие его задачи (см. врез), объем производства значения не имеет, подчеркивает Ковалев. В последние годы свиноводство активно развивается, поэтому необходима общественная организация, которая представляла бы интересы отрасли в органах власти, поясняет он. Да и самому бизнес-сообществу нужна «площадка для дискуссий», добавляет Ковалев. По его словам, создание союза также отвечает интересами госструктур — правительства и Минсельхоза: власть готова активнее содействовать развитию сектора, однако ей недостаточно вести диалог с отдельными, пусть даже крупными, компаниями.
Создавшие союз игроки рынка считают его альтернативой «Россвинопрому», действующему с 1997 года. В него, говорится в пресс-релизе «Сибирской аграрной группы» (Томская область; состоит в новом союзе вместе с дочерним СК «Уральский»), «входило большинство свинокомплексов страны, построенных еще в советские годы, но не входили новые современные крупные производства». Да и участники «Россвинопрома», утверждают в САГ, были недовольны его работой. То же говорит гендиректор тульского племхоза «Лазаревское» Федор Романовский, компания которого входит в «Россвинопром». Чтобы по закону о развитии сельского хозяйства «быть легитимной» и вместе с государством участвовать в регулировании рынка, организация должна объединять 2/3 производителей, напоминает он. Ассоциации это не удалось, сожалеет Романовский. По собственным данным, в «Россвинопром» входит до 90 хозяйств, на которых приходится 60% промышленного производства свинины. Однако в пересчете на общее количество выращиваемой свинины это не более 1/3, признает гендиректор «Россвинопрома» Валерий Шарнин. Вступать в новый союз директор «Лазаревского» намерен, только если государство делегирует новой ассоциации часть полномочий.
Шарнин не согласен с оценками деятельности своей ассоциации. Она вполне результативна и заключается в «создании условий для эффективной работы хозяйств», объясняет он. Методы этой работы — проведение конференций, семинаров, обучение специалистов, племенная работа, поиск инвесторов, содействие модернизации свинокомплексов, консалтинговые услуги участникам ассоциации, перечисляет Шарнин. Он говорит, что не планирует корректировать работу «Россвинопрома» либо объединяться с новым союзом.
Сергей Юшин, руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации, приветствует создание союза. «Впервые о необходимости действенного объединения свиноводов заговорили два-три года назад, — вспоминает он. — Я тоже считаю, что давно пора было учредить его с чистого листа. Нельзя вкладывать в отрасль миллиарды рублей, не имея эффективного общественного органа». Семенов допускает, что оба союза смогут сосуществовать, если разделят функции. Есть несколько секторов — например, молочный, мясной и хлебопекарный, — где сейчас по два или несколько союзов. Впрочем, не исключено поглощение одной организации другой, говорит Семенов. Всего в российском агропродовольственном комплексе, по данным АССАГРОС, более 40 союзов и ассоциаций, созданных в последние 15 лет.
Цели и задачи
В свиноводстве сейчас много проблем, требующих координации действий игроков рынка, высказывается Мамиконян. В их числе — раздробленность отрасли и низкая конкурентоспособность. По данным Мясного союза, более 50% свинины в стране (1,2 млн т) производят тысячи мелких ЛПХ. Это означает, что генетика, конверсия кормов, себестоимость и качество значительного объема российского мяса не соответствуют современным требованиям, говорит Мамиконян.
Ковалев рассказывает, что участники союза помогут Минсельхозу написать целевую программу развития свиноводства до 2020 года. С участием его экспертов программу сформулируют «в ближайшее время», обещает он, затрудняясь, впрочем, сказать, когда это произойдет. Кроме того, Национальный союз свиноводов готов помочь чиновникам в выработке критериев выдачи кредитов на развитие и модернизацию комплексов, дотаций/субсидий на племработу и приобретение кормов.
Таможенно-тарифное регулирование импорта тоже нужно корректировать, говорили свиноводы на учредительном собрании союза. Больше всего их беспокоит рост ввоза в страну живых свиней. После того как правительство с 2009 года сократило внеквотный импорт свинины на 200 тыс. т, а пошлину на нее увеличило с 40% до 75% (но не менее €1,5/кг), ввоз живых животных резко увеличился. Поставлять их можно фактически без ограничений: пошлина — всего 5% таможенной стоимости. В России их забивают и продают мясо как произведенное внутри страны. Если в 2003 году привезли 25 тыс. свиней, то в 2008-м — уже 603 тыс., а только за январь-май 2009-го — 367 тыс. По итогам года может быть ввезено столько животных, что в пересчете на мясо получится 100 тыс. т, переживает гендиректор мясокомбината «Останкино» Михаил Попов. Если импорт живых свиней не остановить, то к концу года квота будет превышена минимум на 20%, поддерживает его Ковалев. Предложения членов союза — включить живых свиней в мясную квоту или в несколько раз увеличить пошлины на их ввоз.
Не по закону
Владелец «Талины» Виктор Бирюков называет задачами союза, кроме выработки мер по контролю над импортом и лоббирования отраслевой программы, «повышение генетического потенциала племенных свиней, качества производимой свинины, внедрение в мясопереработку интенсивных ресурсосберегающих технологий». В САГ считают, что новая ассоциация должна полностью взять на себя нормотворческую работу для отрасли, «как это делается во всем мире». Однако для этого союзу нужно получить права общественных организаций, записанные в 16 статье закона о развитии сельского хозяйства (участие в разработке нормативных актов, целевых программ, выработка рекомендаций для госорганов). Но это невозможно, если союз не объединяет производителей минимум 2/3 объема продукции своего сектора.
Выполнить требование закона свиноводам будет сложно: в отличие от птицеводства, их сектор не консолидирован. По данным Мясного союза, промышленными производителями свинины сейчас являются около 100 компаний. 50% из них — новые комплексы, созданные по мировым стандартам меньше 10 лет назад. Примерно столько же хозяйств, существующих более 20 лет и производящих мясо по старым технологиям. Все вместе они производят не более 800 тыс. т (27%) из 2,2 млн т отечественной свинины. В союзе, впрочем, не ставят себе цели объединить 2/3 игроков к какому-либо конкретному сроку. Легитимность новой организации подтверждается фактом ее госрегистрации, а наличие определенного числа участников сейчас не главное, объяснил «Агроинвестору» Ковалев.
Зачем собрались
Задачи нового союза:
Внедрение в производство новейших достижений науки, современной генетики и технологий.
Помощь регионам, где свиноводство «отстает в развитии».
Поддержка создания новых предприятий и модернизации существующих.
Содействие отраслевой специализации: разделению свиноводческих компаний на племенные и откормочные предприятия.
Развитие инфраструктуры, поддержка строительства боен и комбикормовых заводов.
Рост конкурентоспособности отечественного свиноводства, поэтапное снижение импорта.
Производство свинины, доступной для всех слоев населения.
Союзов прибыло
Кроме Национального союза свиноводов, в последние два месяца стало известно о создании еще нескольких агросоюзов. В июне прошло учредительное собрание Курского областного зернового союза. Инициатива принадлежала региональной администрации, курским хозяйствам и кооперативам, производящим зерно, а также инвестиционной компании «Русский дом». Союз объединяет более 60 участников. Одна из целей — более активное участие местных аграриев в государственных интервенциях.
В Краснодарском крае, тоже в июне, объединились производители свинины, птицы, говядины, мяса нутрий и кроликов. Они образовали Мясной союз Кубани. Руководство новой ассоциации обещает защищать «общие имущественные интересы» всех участников — от ЛПХ до индустриальных производителей — «на краевом и федеральном уровне», пишет «Деловая газета. Юг».