Выручить максимум

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Как аграрии увеличивают прибыль с гектара

В условиях кризиса участники рынка ищут возможность повысить доходность агробизнеса и снизить затраты на единицу площади. Они стараются лучше соблюдать технологии, экономят на удобрениях и семенах, увеличивают производительность труда и внимательно следят за рыночной конъюнктурой, выбирая оптимальное время для продажи урожая.

Ценовая конъюнктура прошлого сезона привела к сокращению выручки с гектара, констатирует Дмитрий Рылько, гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (). Цены на ГСМ, семена и удобрения были высокими, а сельхозпродукция дешевела, объясняет он. В результате по кукурузе и подсолнечнику выручка снизилась на 50-60%, приводит пример Рылько.

Оптимальный возврат — 50%

Участники зернового рынка свою выручку и доходность пока не подсчитали. «Мы продали еще не все, что собрали», — говорит Павел Миклухин, гендиректор компании «Сибирский хлеб» (Новосибирская область). К маю, надеется он, зерно подорожает примерно на 50%, и можно будет заработать больше, чем реализовав урожай сейчас. В первой половине 2008 года «Сибирский хлеб» выручил 20 тыс. руб./га пшеницы при затратах на обработку почвы 10 тыс. руб./га.

Показатель прибыли и выручки с гектара — один из основных критериев оценки сельхозпредприятия при его покупке инвестором. В инвесткомпании «ИПФ-агро» говорят, что готовы приобретать только те активы, которые действительно прибыльны. Чтобы сделать вывод о состоянии предприятия, которое его интересует, «ИПФ-агро» оценивает его по двум показателям — доходу с гектара и издержкам на гектар. Возврат вложенных средств должен быть не менее 50-60%, уточняет Игорь Федотов, исполнительный директор «ИПФ-агро».

Такую отдачу можно получить не во всех регионах. Например, в Саратовской области при средней цене на продовольственное зерно в 5 тыс. руб./т и урожайности 20 ц/га прибыль с гектара в 2008 году составляла всего 4-5 тыс. руб. «Таким образом, доход был около 10 тыс. руб., а расходы — 5-6 тыс. руб., — подсчитывает Федотов. — Но чтобы компания нас заинтересовала, прибыль должна быть в 1,5-2 раза больше». В Орлов-ской области — втором регионе, где ведет свой бизнес «ИПФ-агро» - средняя урожайность равна 30 ц/га, средний доход — 15 тыс. руб./га. Обеспечить нужную доходность, по расчетам Федотова, могут только те аграрии, которые получают около 40 ц/га. «Нашим требованиям [по выручке и прибыли] в двух областях удовлетворяют всего лишь около десяти хозяйств, из них к продаже готовы пять», — резюмирует Федотов.

Чтобы увеличить выручку, считает он, аграриям нужно повышать урожайность и класс получаемой пшеницы. А выросшие в последнее время затраты можно снижать за счет роста производительности труда. Также важно поднять добавленную стоимость продукции, например, снизив засоренность зерна или поставляя его для переработки на крахмал, рассуждает Федотов.

В тюменской агрофирме «Кримм» повышением добавленной стоимости как раз и занимаются. Сейчас компания получает с гектара зерновых 6-7 тыс. руб. Но в этом году, после ввода собственного семеноводческого комплекса, сможет зарабатывать на 30% больше, строит планы гендиректор фирмы Геннадий Рязанов. На строительство этого предприятия «Кримм» в 2008 году потратил 155 млн руб., для завершения работ требуется еще 60 млн руб. Инвестиции окупятся, уверяет он. «Затраты на производство товарной и семенной пшеницы примерно одинаковы, но когда мы начнем подрабатывать семена на своем комплексе, их цена возрастает на порядок», — говорит Рязанов.

Перемены к лучшему

Общих для всех агропроизводителей рецептов роста выручки и прибыли не существует, объясняет Рылько. Некоторые решения, актуальные для одного региона, не будут работать в другом. Например, «Кримм», чтобы увеличить выручку с гектара, продает ранний картофель. «Мы начинаем собирать его 20 июля, тогда как большинство производителей делают это не раньше 1 августа. При продажах свежего картофеля нового урожая «Кримм» опережает конкурентов на 10 дней», — говорит Рязанов. Урожайность овощей, собранных в сентябре, на 30% выше, признает он, однако и стоят они на 40-60% дешевле ранних. Такая схема работы позволяет «Кримму» получать 40 тыс. руб. с гектара картофеля, доволен Рязанов. На росте выручки сказывается и увеличение посевов. В этом году картофелем компания засеет примерно на 350-400 га больше, чем в 2008-м.

В «Сибирском хлебе» решили максимизировать выручку, сэкономив на обработке земли. В этом году компания собирается заняться органическим земледелием, в том числе перейти на гребневой посев, органические удобрения и отказаться от обработки почвы пестицидами. «Раньше у нас органическое земледелие было на 60% полей, а сейчас хотим довести до 90%, — рассказывает Миклухин. — Это позволит сократить расходы на обработку почвы на 30-40%. К тому же мы не будем привлекать агротехнику из соседних хозяйств, обойдемся своей. Раньше же обрабатывали арендованными машинами примерно 25% пашни. Не неся этих расходов, мы сможем сократить затраты на обработку почв еще на 20-30%».

Увеличить выручку с гектара на 30% планирует и компания «Агроинтел» (40 тыс. га угодий). Но экономить на возделывании земли не стоит, уверен гендиректор Андрей Чалков, иначе эффект будет противоположным. «Упрощать технологию нельзя, — говорит он. — Это ведет к потере финансов, а не к увеличению денежного потока, так как негативно сказывается на урожайности. Вопрос эффективности — не сумма затрат на гектар, а себестоимость тонны [полученного с него зерна]. Сейчас наша компания не видит необходимости сокращать расходы. А вот логистику мы решили усовершенствовать. Для этого поменяли структуру управления, например, создали службу качества». В ней работают сотрудники, оценивающие соблюдение технологий «как независимые эксперты», говорит Чалков.

Выручку с гектара в этом году «Агроинтел» тоже собирается существенно увеличить: по оценке Чалкова, примерно на 30%. Сделать это он хочет не только благодаря более эффективной логистике, но также за счет лучшего соблюдения технологий и роста качества урожая. Например, в компании проанализировали, какие поля плохо обрабатываются фунгицидами. Теперь вносить их станут тщательнее, обещает директор. «В 2009 году зерновые семена у нас составят до 60% [сбора], тогда как раньше было 30%, а значит, увеличатся выручка и прибыль, — продолжает Чалков. — Сравните: фураж стоит около 4 руб./кг, продовольственное зерно — порядка 6-10 руб./кг, а семена мы продаем не дешевле 12 руб./кг».

К сожалению, некоторые показатели, от которых зависит выручка, не зависят от сельхозпроизводителя, к примеру, те же цены на зерно, признает Чалков. И все равно планировать выручку можно, считает он, а чтобы заработать на агрокультурах максимум возможного, следует внимательно изучать конъюнктуру рынка, советует он. В течение сезона цены на отдельные виды продукции изменяются в разы. Владея нужной информацией и анализируя ее, можно выбрать оптимальный момент для реализации товара. «Необходимо учиться правильно угадывать будущие цены и вовремя продавать», — соглашается Рылько. Только нужно помнить, что цена прошлого урожая не может быть основой для прогнозирования цены нового, добавляет он.

В холдинге «Титан Агро» (Омская область) считают, что основной способ увеличения выручки с гектара — повышение производительности труда. «В России есть все предпосылки, чтобы в сельском хозяйстве она стала в 1,5-2 раза выше, чем сейчас, — уверен директор по развитию компании Сергей Рябов. — Да и в кризисе есть плюсы — возможность дешевле, чем раньше, выкупить земли, так как многие хозяйства теперь от них отказываются». Сейчас «Титан Агро» делает ставку на технологии глубокой переработки растительного сырья на своем биотопливном заводе и сохранение квалифицированных специалистов. А вот экономить на средствах защиты растений, удобрениях и ГСМ в компании не будут.

Цитата

Дмитрий Рылько, гендиректор ИКАРа:
«Что касается технологий, то есть общие решения, позволяющие максимизировать выручку с гектара. Это рост инвестиций [в интенсификацию агропроизводства] из расчета на гектар, сокращение так называемых паров, минимальная обработка почв, оптимизация севооборота».

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»