Кризисная рентабельность

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Заставляет переработчиков корректировать планы

Начавшийся в прошлом году экономический кризис ударил не только по аграриям. Участники рынка, которые перерабатывают сельхозпродукцию — сахарные заводы, мясокомбинаты, производители муки и круп, — тоже говорят о снижении рентабельности. Чтобы сохранить норму прибыли, они планируют снижать затраты, поднимать цены и выпускать больше недорогой продукции.

Пищевых продуктов в России производят все меньше, сообщает . Сокращение объемов началось в августе (-0,2%), продолжалось в сентябре (-3,4%), в октябре отмечался незначительный рост (+0,4%), а в ноябре падение продолжилось (-8,7%). Индекс уверенности предпринимателей, занятых в обрабатывающих производствах, тоже снижается с июля: его падение к концу года составило 25%. Впрочем, опрошенные «Агроинвестором» участники рынка пока не собираются уменьшать объемы производства, а напротив, планируют рост. Они уверены, что в связи с кризисом спрос может перераспределиться в пользу менее дорогих продуктов, но это повлияет только на структуру, а не на величину доходов. Некоторые игроки не исключают, что падение рентабельности продолжится, и готовятся работать в новых условиях.

Мясной сектор: спрос сохраняется

Рентабельность реализации мясных продуктов за 12 месяцев 2008 года по сравнению с 2007-м даже выросла, гордится Сергей Вершинин, начальник управления аналитической информации агрохолдинга «». Он признает, впрочем, что с июня по октябрь в группе зафиксировали снижение рентабельности на 10%. Изменения Вершинин объясняет резким, всего за четыре месяца, подорожанием сырья: говядины — на 20%, свинины — на 25%, шпика — на 60%. Но финансовые показатели «Талины» пострадали не так сильно, как у некоторых других переработчиков, считает Вершинин. Холдингу помогла собственная сырьевая база: у него несколько свинокомплексов в Мордовии и Ульяновской области.

Чтобы компенсировать расходы, мясопереработчики в 2008 году подняли цены на колбасные изделия и мясные деликатесы на 20-25%. А «Талине» к тому же удалось на 7-10% сократить издержки, добавляет Вершинин. Как менеджмент компании снижал расходы, он, правда, не рассказывает. Благодаря оптимизации себестоимости и использованию собственного сырья «Талине» в декабре прошлого года удалось повысить маржу на 20% из расчета на килограмм продукции по сравнению с декабрем 2007-го, радуется Вершинин.

Однако борьба с издержками, предупреждает он, не должна отражаться на маркетинговой активности. Бороться за потребителя, имея ограниченные средства, приходится не только с другими переработчиками, но и со всеми производителями продуктов питания, сетует Вершинин. «Снижение доходов населения приведет к росту потребления хлебопродуктов, которые будут замещать более дорогие — в первую очередь животноводческие», — соглашается Александр Корбут, вице-президент . В компании «Имтеп», например, прогнозируют 20%-ный рост продаж круп.

Пока общий спрос на продукцию «Талины» не снизился, замечает Вершинин, но темпы роста в премиум- и верхнем ценовом сегментах (деликатесы, сырокопченые колбасы и др.) падают. Учитывая перераспределение спроса, группа корректирует свою стратегию, отказываясь от «бурного роста по всем направлениям» в пользу сокращения издержек и «умеренного роста в наиболее доходных секторах». Ожидания «Талины» по увеличению выручки в 2009 году скромнее, чем результаты 2008-го. «В прошлом году мы показали рост реализации на 33% к 2007 году, а в денежном выражении прибавили 65%. Выручка по мясоперерабатывающему блоку была 4,3 млрд руб.», — вспоминает Вершинин. Аналогичного увеличения выручки в этом году он уже не ждет, а назвать прогнозные цифры затрудняется. «Годом без рентабельности» называет 2008 Михаил Попов, гендиректор Останкинского комбината. Рентабельность его предприятия снизилась до 5% по EBITDA, хотя минимум в секторе переработки мяса должен быть 10%, говорит он. Падение доходности Попов объясняет ростом стоимости сырья, доходившим до 50%, и увеличением на 40% издержек производства — зарплат, стоимости комплектующих, материалов и т.д. «Во всем мире повышение цен на сырье остановлено, а у нас за счет роста курса доллара, евро и больших объемов импорта мясо продолжает дорожать», — недоволен Попов.

Увеличивать рентабельность в 2009 году в будут, вводя более производительное оборудование, сокращая издержки и увеличивая объем производства. «Тем более что спрос на наш товар не падает даже в условиях снижения покупательской способности», — говорит Попов. «В прошедшем году мы произвели 145 тыс. т продукции, а в этом собираемся сделать 160 тыс. т, за счет чего прибыль по EBITDA вырастет на 10% [до 15%]», — добавляет он. В 2008 году выручка была 16 млрд руб. в перерабатывающем сегменте и 2 млрд руб. — в сырьевом.

Мясной рынок сильно зависит от импорта, подтверждает гендиректор аналитического центра «» Андрей Сизов. Сейчас, когда укрепляются доллар и евро, дорожает и ввозимое в страну мясо, а выручка у его переработчиков рублевая. Рост цен на сырье заставляет их повышать стоимость своей продукции, что пока не приводит к заметному падению спроса, констатирует эксперт. Но если доходы населения будут быстро снижаться, то мясные компании потеряют часть покупателей, предупреждает Сизов: «Сначала сократится спрос на красное мясо, а затем и на более дешевое куриное».

Сахарники ждут высокой пошлины

Прибыль производителей сахара тоже сокращается. Из-за роста кредитной нагрузки и необходимости инвестировать в модернизацию производства, которой в последние годы занялись все крупные сахарные заводы, многие предприятия закончили год без прибыли, знает гендиректор «Русской сахарной торгово-промышленной компании» (РСТПК) Андрей Чернышев. Ему удалось заработать «небольшую прибыль» - в основном на прессованном рафинаде, производимом на входящем в РСТПК Тульском сахарорафинадном заводе.

Для развития сахарным заводам, по мнению Чернышева, необходима 10%-ная минимальная рентабельность. Но до этого показателя производителям сахара далеко. Средняя рентабельность его реализации, по данным и Союзроссахара, снизилась с 23% в 2005 году до 2,3% за первые 10 месяцев 2008 года. У липецкого «Сахарного центра», перерабатывающего до 500 тыс. т свеклы в год, рентабельность в 2008 году получилась вообще отрицательной, около минус 10%. «С января цены на сахар растут, достигая уже 20 руб./кг. Рентабельность тоже должна повышаться, но мы все запасы свеклы уже переработали и сахар продали», — разводит руками Игорь Икармин, гендиректор «Сахарного центра». Компания реализовала его по 13-14 руб./кг при себестоимости около 16 руб./кг. Но другого выбора не было, уверяет он: нужно было возвращать кредиты, оплачивать электроэнергию и выдавать зарплаты.

Переработчики оказались в невыгодных условиях из-за внутренних цен на сахар, соглашается Чернышев. Они, напоминает глава РСТПК, зависят от уровня таможенных тарифов на сахар-сырец: чем выше пошлина, тем дороже сахар на российском рынке. Действовавшую в 2008 году пошлину — $140/т — Чернышев считает слишком низкой. Поэтому и свекловичный сахар, продолжает он, почти не дорожал, хотя затраты на его производство постоянно увеличивались. А вот в 2009 году, с 1 июля, пошлину повысят до $180-270/т и внутренняя цена тоже укрепится, надеется Чернышев. При среднегодовом курсе 35,1 руб./$, прогнозируемом Минэкономразвития, можно рассчитывать на 20-21 руб. за килограмм свекловичного сахара, прикидывает он. При таком уровне пошлин на переработанный продукт будут «предсказуемые экономические условия» для посева и уборки сахарной свеклы, говорится в сообщении Минсельхоза.

Цены на сахар и сырье для его производства должны вырасти благодаря не только увеличению пошлины, но и укреплению валютных курсов, добавляет Евгений Иванов, ведущий аналитик ИКАРа. По его мнению, свекла в 2009 году подорожает минимум на 40%. Он советует аграриям расширять посевы свеклы и увеличивать ее урожайность, прогнозируя замещение импорта отечественным сахаром: «Сейчас мы производим 3,5 млн т сахара в год, а потребляем около 5,8 млн т. При вполне реальном 7%-ном ежегодном росте производства Россия через 7-8 лет сможет почти обходиться без ввозного сахара».

Нужны кредиты

Высокой рентабельности — больше 20% — ожидает в 2009 году Сергей Бигачев, коммерческий директор группы «Имтеп» (переработка зерна, масличных, сахарной свеклы и производство сельхозпродукции). В 2008 году его компания не снизила прибыль в рублях, а вот в долларах она уменьшилась. Приемлемой для перерабатывающих предприятий Бигачев называет 15%-ную рентабельность: она позволяет поддерживать производство и вкладывать в развитие.

Спрос на продукцию «Имтепа» стабилен, но его структура меняется, говорит Бигачев. Хлебозаводы закупают менее качественную муку, начав использовать больше разрыхлителей и других ингредиентов, заметил он. Бигачев ожидает, что основным покупателем муки станет население: «Раньше до 60% произведенного объема забирала промышленная переработка и только 40% — мелкооптовые фирмы, работающие с конечным потребителем. На них будет приходиться до 70% нашей муки». Благодаря этому рентабельность может вырасти, так как в мелком опте она выше, чем при поставках промышленности. Структура потребления масла в этом году тоже изменится: покупатель будет присматриваться к региональным торговым маркам, которые на 20% дешевле федеральных, добавляет Бигачев.

Проблема номер один для переработчиков сельхозсырья — не изменение спроса, а зависимость от дорожающих и малодоступных кредитов. «Банкам сейчас выгоднее играть на [курсах] доллара и евро, чем выдавать реальному сектору долгосрочные кредиты, — соглашается Бигачев. — Краткосрочные же нам самим неинтересны». Ставки выросли на 5-7%, подтверждает Вершинин из «Талины». Из-за сложности с получением кредитов у компании в прошлом году были кассовые разрывы. Кредиты теперь обходятся до 22% годовых, а выдаются в среднем на год, говорит Икармин из «Сахарного центра». По его словам, в таких условиях переработчикам сложно рассчитывать на рентабельный бизнес, в том числе потому, что у них нет возможности реконструировать мощности, а значит, делать себестоимость продукции конкурентоспособнее. По данным Союзроссахара, увеличение мощности сахарного завода на 1 тыс. т/сут. в ходе модернизации обходится в 300 млн руб. Инвестиционные кредиты нужно выдавать на 5-7 лет, а сроки возврата краткосрочных «в связи с сезонностью сахарного бизнеса» должны быть не меньше 1,5 лет, подытоживает Икармин. Он подсчитал, что его компании нужно на модернизацию два-три года и $10 млн.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»