Журнал «Агроинвестор»
Инфраструктура — одна из главных проблем для инвесторов
Недостаточный уровень развития инфраструктуры увеличивает издержки и препятствует развитию бизнеса, жалуются участники агрорынка. Производителям мяса в прошлом году не хватало боен, зерновикам — перевалочных мощностей, вагонов и элеваторов. Значительная часть бюджетов новых инвестпроектов уходит на подключение к электрическим и газовым сетям, дороги, строительство жилья
Большой урожай зерновых в 2008 году сделал очевидной нехватку элеваторных мощностей. По данным Российского зернового союза (РЗС), они составляют 95 млн т, еще 102 млн т теоретически могут хранить сельхозпроизводители. Но использовать можно только 40%, замечает Аркадий Злочевский, президент РЗС. В Тамбовской области на элеваторах размещается лишь 1 млн т при валовом сборе в прошлом году 3 млн т. Еще 1 млн т могут хранить у себя производители, оговаривается Сергей Воропаев, начальник облуправления сельского хозяйства (источник — газета «Тамбовская жизнь»). И все же 1 млн т «зависает в воздухе», сокрушается он, но тут же добавляет, что в будущем году перед аграриями поставят задачу собрать 4,2 млн т.
Надо договориться о «переброске» урожая в незернопроизводящие регионы, предложил в ноябре первый вице-премьер Виктор Зубков. Он поручил Минтрансу и Минсельхозу в недельный срок разработать и внести предложения об этом в правительство. Но спустя неделю механизм перераспределения урожая все еще был на стадии обсуждения. Чиновники предлагали использовать интервенции и льготные транспортные тарифы, чтобы стимулировать перевозку зерна из ЦФО (Воронежской, Курской, Тамбовской областей) в Северо-Западный федеральный округ, северные регионы ЦФО и Поволжья.
В 2009 году ситуация с хранением может быть еще хуже, предупреждает Андрей Сизов-младший, исполнительный директор «СовЭкона». По его прогнозу, в стране соберут 90 млн т. А элеваторных мощностей станет меньше: часть будет занята запасами зерновых этого сезона — 22-25 млн т, включая 7-9 млн т госзерна, которые не продадут на рынке, объясняет Сизов.
Из-за дефицита мощностей выросла стоимость услуг, говорит он. Например, в некоторых регионах Черноземья элеваторы осенью повысили тарифы на 100%. «Стоимость хранения выросла с 50-70 руб./т в месяц до 70-100 руб./т, незначительно подорожала и приемка на элеваторах», — уточняет Сизов. По данным участников рынка, цены еще выше. Предприятиям «Руссагропром-холдинга» в Вологодской, Московской, Ленинградской областях и Краснодарском крае приходилось платить за хранение 150-200 руб./т в месяц, говорит Владимир Алгинин, гендиректор компании. Высокая стоимость хранения — одна из причин, по которым он старается не пользоваться услугами элеваторов: почти все зерно продает сразу или хранит на своих складах. Правительство стремится снизить инфраструктурные издержки при внутренних и экспортных перевозках зерна. В числе предложений — снижение стоимости услуг экспедиторских компаний и перевалки экспортного зерна.
Невозможно вывезти
Но низкое качество услуг по хранению не единственная проблема. Производителям и трейдерам не хватает транспорта и специализированных портов. Для перевозки зерна используют 12,5 тыс. вагонов, подсчитывает Злочевский. При этом инвентарный парк хопперов — 32,5 тыс. Еще больше вопросов вызывает качественный состав парка. К 2015 году, прогнозирует Злочевский, наступит срок списания для 57% вагонов. Найти инвесторов для покупки новых непросто: при стоимости 2,75 млн руб. вагон окупается больше 10 лет.
Вывести на рынок 4,2 тыс. зерновозов обещает новая транспортная компания — «Русагротранс», которая будет специализироваться на перевозке зерна. О ее создании договорились в 2008 году «Первая грузовая компания» (ПГК) и «РусТрансКом». Перевозчик начнет работать в I квартале 2009 года. Помимо покупки зерновозов, он построит 5 и модернизирует 17 элеваторов, рассчитанных на 1,5 млн т зерна. К 2013 году новый оператор может контролировать 50-60% рынка зерноперевозок.
Специализированных мощностей не хватает и в портах. Чтобы расширить экспортные возможности, Новороссийский морской торговый порт в июле запустил новый терминал по перевалке зерновых и масличных ежемесячной мощностью 550 тыс. т. Это позволит НМТП увеличить перевалку зерна до 1,32 млн т — на 91% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Инвестиции в строительство комплекса составили $82,6 млн. А в 30 портах Дальнего Востока инфраструктуры для зерновиков вообще нет. К тому же с 1 января 2009 года отменена 50%-скидка на перевозки из Сибири и Дальнего Востока на расстояния более 1 тыс. км. Из-за этого может стать невыгодной транспортировка зерна даже за Урал.
Дефицит вагонов, отсутствие портовых терминалов в ДВФО и их нехватка на Черном море мешают аграриям осваивать новые рынки сбыта, соглашается Павел Скурихин, председатель совета директоров «Сибирского аграрного холдинга» (САХО). «Отсутствие инфраструктуры по отгрузке зерна в дальневосточных портах делает невозможным экспорт через этот регион», — объясняет он. Власти согласны. «Одной из проблем экспорта в Сибири» называет отсутствие портов министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. По его словам, сейчас рассматривается предложение по строительству портов и элеваторов для хранения зерна на экспорт. Деньги и предложения уже есть, сказал Гордеев в октябре.
Нехватка транспорта сопровождается высокой стоимостью услуг, жалуются аграрии. Посчитать затраты на перевозку трудно, говорит Сизов: стоимость зависит от места отправления и назначения, качества зерна, его цены и других факторов. Чтобы довезти тонну зерна из Алтайского края до Владивостока, нужно заплатить 2 тыс. руб., до Мурманска — 1,6 тыс. руб., приводит пример Владимир Калошин, директор ГУП «Алтайагропрод». Зерно, объясняет он, оплачивается по тарифам 2 класса, которые на 10-30% выше тарифов на грузы 1-го (руда, строительные и сыпучие материалы, уголь). Сельхозпроизводители Сибири давно добиваются смены классности грузов для агропродукции, но пока тарифы не снижаются. В 2008 году, продолжает Сизов, появилась еще одна составляющая затрат: с экспортеров стали брать 250 руб./т за подачу вагонов на экспорт. Расходы на перевалку зерна из-за растущих тарифов увеличились за год на 25-30%, рассказывает Скурихин.
Убойный вопрос
У мясного рынка свои проблемы — не хватает боен и складов. В последние 15 лет бойни только закрывались. Мощности сохранившихся изношены на 50-90%, они не отвечают ветеринарным, санитарным, экологическим и технологическим требованиям. Их нужно закрывать, считает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. Большинство боен рассчитано на производство охлажденных полутуш, в лучшем случае — четвертин, знает он. Шкуры, кишки, кровь, пригодные для переработки, получают не все. А на Западе бойни производят больше 100 наименований сырья, сравнивает Юшин.
Строительство убойных мощностей, хоть и медленно, но идет. Необходимость в этом видят производители мяса и его переработчики. Виталий Моисеев, директор ГУП «Промышленный» (откорм КРС, Алтайский край), рассказывал «Агроинвестору» в декабре, что наладил убой еще 12 лет назад. Благодаря продаже кожи, копыт и крови компания зарабатывает на 10 руб./кг больше, чем если бы не имела бойни.
Мегабойню на 2 млн гол./год в Белгородской области должен запустить в январе этого года «Мираторг». Строительство заняло два года, окупить вложенные средства компания рассчитывает за 6-7 лет. В убой инвестируют и те, у кого нет своего стада. Мясокомбинат «Велком» ввел бойню (100 гол./час) в 2004 году. Строительство заняло год и обошлось в €10 млн, срок окупаемости — 15 лет. Инвесторам, желающим реконструировать и строить бойни, помогает государство: компании, вкладывающие в инфраструктуру мясного рынка, могут рассчитывать на кредитные субсидии в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ.
Дорого подключить
Наличие инфраструктуры — один из первых моментов, который рассматривается при разработке бизнес-плана. Ее отсутствие увеличивает стоимость проекта, говорит Елена Тюрина, гендиректор Института аграрного маркетинга. Недостаток хороших дорог и прочей инфраструктуры может вынудить инвесторов отказаться от привлекательных площадок вблизи регионов сбыта, признает она. Необходимость создавать инфраструктуру значительно усложняет осуществление инвестиционных планов, объясняет Тюрина. Строить дороги за свой счет аграрии не должны, уверена она, это, скорее, задача местных властей.
Владимир Прохоров, руководитель свиноводческого подразделения «Мираторга», доволен, что его компании помогает белгородская обладминистрация: «Когда мы начинали возведение наших свиноводческих комплексов, встал вопрос о строительстве дорог. Власти пошли нам навстречу, оказав необходимую помощь». Значительная статья расходов — подключение газа и электроэнергии. «Во всех городах, где мы работаем, а сейчас в стадии строительства свыше 30 хлебозаводов, сталкиваемся с дефицитом мощностей», — жалуется Скурихин из САХО. Холдингу приходится оплачивать ТУ по подключениям, стоимость зависит от регионов и количества мощностей. За подключение 800 кВт для овощехранилища в одном из регионов придется платить 32 млн руб., сетует топ-менеджер другого агрохолдинга.
Доля расходов на проведение инженерных сетей составила 800 млн руб., или 30-35%, затрат на строительство свинокомплексов «Мортаделя». Комплексы компании во Владимирской области общей мощностью 48 тыс. свиней строились с нуля, к ним пришлось подводить дороги, электричество, газ. Проблем с прокладкой инфраструктуры у предприятия не было, утверждает Владимир Епишин, директор сельхознаправления «Мортаделя». «Система работает просто: выполняешь все технические условия, платишь «бешеные» деньги и инфраструктурой обеспечен», — иронизирует он.
На подключение к электросетям новых теплиц тратится 30% инвестиций, говорит основатель «Белой Дачи» (тепличные комплексы) Виктор Семенов. Он настаивает на отмене платы за подключение к электросетям для сельхозпроизводителей. «Провести [коммуникации] не трудно, но дорого, — соглашается Алгинин. — Это существенная составляющая затрат, ведь мы строим молочные фермы на новом месте». Прокладку электрических и газовых сетей должны брать на себя поставщики этих услуг, считает он. «Появляется объект-потребитель, который будет платить большие суммы, и поставщики услуг должны быть заинтересованы, чтобы предприятие как можно быстрее заработало», — объясняет он.
В некоторых регионах подключение к сетям субсидируется. Например, программа развития АПК Белгородской области предусматривает понижающий коэффициент 0,68 для расчета стоимости присоединения, рассказывают в «Мираторге». Благодаря этому 1 кВт энергии на строящихся объектах стоит около 17 тыс. руб. А в подведении газа к свинокомплексам участвуют региональные газовики. «Белгородоблгаз» берет на себя 63% общих затрат на такие работы, рассказывает Прохоров. Программа развития АПК Волгоградской области тоже предусматривает частичную компенсацию затрат на инфраструктуру: строительство подъездных путей, ЛЭП, газопроводов, объектов водоснабжения для животноводческих ферм и комплексов в случае их строительства или реконструкции.
Но с подключением к энергосетям проблемы аграриев не заканчиваются. Дискриминационными называет Семенов пятилетние договора с энергетиками, в которых записаны ежедневные нормы потребления газа и почасовые лимиты потребления электроэнергии. Их необходимо заменить хотя бы на ежемесячные, считает он. Семенов также ждет смягчения санкций за просрочку платежа. «Нужно запретить отключения на всех производствах с непрерывным циклом выращивания живых организмов: теплицах и птицефабриках», — настаивает он.