Журнал «Агроинвестор»
На целую птицу приходится до 50% рынка бройлеров
Бройлер занимает почти 80% в российских ресурсах мяса птицы, подсчитали эксперты Института аграрного маркетинга. В 2007 году его внутреннее производство превысило объем импорта, и участники рынка теперь больше конкурируют между собой, чем с ввозной птицей. Максимальный рост демонстрируют агрохолдинги и компании, выпускающие больше 10 тыс. т мяса в год. Средние и мелкие игроки постепенно теряют свои позиции на рынке.
В 2007 году ресурсы мяса бройлера на российском рынке увеличились на 20,6% (больше чем на 400 тыс. т) и составили 2,65 млн т. В потреблении мяса птицы бройлер занимает 80%, среднедушевое потребление в прошлом году — 18 кг (рост на 20%, или на 3 кг по сравнению с 2006-м).
Бройлерные доли
Основным фактором формирования рыночных ресурсов является рост отечественного производства: зависимость рынка от импорта в 2007 году была 44,8%. А, например, в 2004 году она составляла 57,4% (см. диаграмму «Бройлерный баланс»). Начиная с того же 2004 года производство всех видов мяса птицы превышает объем импорта. На бройлерном рынке внутреннее производство наиболее заметно выросло в 2007 году, в то время как ранее оно (в натуральном выражении) было ниже или равно объему импорта.
В структуре производства лидируют тушки. Их доля в валовом объеме — 49%, в том числе охлажденных — 29%, замороженных — 20%. На долю частей пришлось 25,8% производства (охлажденное мясо — 13,8%, заморозка — 12%). Процент фарша и субпродуктов составил 3,2% и 9,7%, доля глубокопереработанной продукции выросла до 8,6%. Реструктуризированные полуфабрикаты занимают 3,8% рынка.
Лидеры рынка
По данным Института аграрного маркетинга (ИАМ), на долю 12 крупнейших фабрик приходится более 50% общероссийского производства бройлерного мяса (почти все они представлены в табл. «Топ-10»). Из холдингов лидером по производству является «Черкизово», которому принадлежат «Петелинская» и «Куриное царство». Всего на рынке сейчас работают 23 агрохолдинга, специализирующихся на курином мясе. Так, в 2007 году на них пришлось 71,5% российского объема производства данной продукции. 69,4% отечественных компаний в прошлом году увеличили производство. У 4,8% предприятий его объем остался на уровне 2006 года, еще у 14,5% птицефабрик он снизился. Максимального прироста достигли лидеры рынка и компании, выпускающие больше 10 тыс. т мяса в год. Это говорит об ускорении консолидации активов в бройлерном секторе. А вот стагнация и падение наблюдаются в основном на предприятиях, доля которых в общероссийском объеме не превышает 1%.
Птица для себя
Опрос участников бройлерного рынка, проведенный ИАМ, выявил неоднородность специализации птицефабрик на производстве тушек и частей. У разных компаний доля тушки в общем объеме колеблется от 2% до 81,5%. Большинство фабрик производят как охлажденные, так и замороженные тушки, причем объем первых растет: в 2007 году он увеличился на 24,6% — до 59,5% этого сегмента в натуральном выражении. Соотношение объемов охлажденных и замороженных тушек у компаний сильно разнится. К примеру, у предприятий-лидеров на охлажденный продукт приходится от 10,5% до 100% производства тушки.
Выпуск переработанной продукции из мяса бройлера в 2007 году вырос на 6,4%. Российские фабрики ориентируются на производство полуфабрикатов, доля которых в общем объеме переработки превышает 70%. Второе и третье места занимают полуфабрикаты глубокой переработки и фарш — 21% и 8%.
Максимальные объемы тушек (46,8% производства) птицеводы реализуют в своих областях. В частности, 26,3% завозят в Москву и 26,9% — в другие регионы. На столицу и прочие субъекты Федерации ориентируются прежде всего ведущие компании, площадки которых находятся в Центральном федеральном округе, в том числе в Московской области. В Москву они поставляют 15-97%, в другие области вывозят 3-60% полуфабрикатов. Средние и удаленные от ЦФО предприятия почти всю птицу реализуют в своих регионах.
Конкуренция и продажи
По словам опрошенных производителей, самая высокая конкуренция сейчас в сегменте тушек. Участники опроса оценили ее в 4,21 балла по 5-балльной шкале. Немного ниже (4,19) она среди производителей полуфабрикатов из тушек. Чем глубже переработка, тем ниже конкуренция: в сегменте тушек ее уровень считают высоким 48% респондентов, частей тушек — 41%, реструктуризированных полуфабрикатов — 13%. В последнем секторе 61% производителей, впрочем, затрудняются оценить конкуренцию, так как сами не делают этот продукт либо он занимает на их предприятиях небольшую долю.
Большинство опрошенных отмечают, что конкуренция между российскими фабриками и импортерами птицы снижается. Ее нынешний уровень они оценили в 2,27 балла против 3,2 балла в 2006 году. Намного сильнее, по их мнению, конкуренция между местными производителями и федеральными лидерами.
Самые распространенные на нашем рынке способы реализации мяса бройлеров — через посредников (48% предприятий) и собственные торговые точки (46%). Напрямую с розницей работают 38% производителей. 36% компаний реализуют продукцию через торговые дома холдингов, в состав которых они включены. Региональные малые и средние фабрики (до 15 тыс. т бройлеров в год) используют больше каналов реализации, чем крупные. Растет доля производителей, имеющих собственные бренды. 55% из них делают продукцию с названием, отличным от наименований своих предприятий.
Материал основан на исследовании Института аграрного маркетинга «Российский рынок мяса бройлера: лидеры рынка, уровень конкуренции и стратегии развития»