Журнал «Агроинвестор»
Что лучше — лизинг или кредит?
Смотря что с чем сравнивать. Кредиты на приобретение агротехники субсидируются (2/3 ставки покрывает центр, 1/3 — регион), а лизинговые контракты — нет. Покупателям импортных сельхозмашин этот инструмент дает свободу выбора: по федеральному лизингу можно купить в основном российские модели, а коммерческий в несколько раз дороже льготного кредита. По сравнению с коммерческим лизингом выгодны даже несубсидированные кредиты, утверждают аграрии. К частным лизингодателям обращаются компании, которым техника нужна быстро либо отказал банк. Плюсами федерального лизинга участники рынка называют небольшое удорожание техники. Они мечтают, чтобы «Росагролизинг» включил в свой реестр западные трактора и комбайны, а также ввел скидки для постоянных клиентов.
По мнению гендиректора «Союзагромаша» Евгения Корчевого, ни одна лизинговая компания, привлекающая финансовые ресурсы с рынка, не может предложить аграриям технику на условиях, схожих с государственным «Росагролизингом». «Федеральный лизинг сейчас самый дешевый для сельхозпроизводителей», — констатирует он.
«Росагролизинг» - номер один
Это логично: уставный капитал «Росагролизинга» (27,32 млрд руб. в 2007 году) сформирован из дешевых бюджетных денег и у компании есть возможность устанавливать тарифы на свои услуги ниже инфляции. С 2008 по 2009 год уставный капитал «Росагролизинга» за счет средств пятилетней госпрограммы развития АПК увеличат еще на 12 млрд руб. По данным с официального сайта компании, срок расчетов по договорам на комбайны и тракторы составляет до 7 лет, авансовый платеж — от 7%, удорожание техники — 2%/год и 19,7% за весь срок действия контракта. За автомобильную технику можно рассчитываться до 10 лет при таком же авансовом платеже, годовом и общем удорожании в 5,3% и 53,2%. Для лизинга почвообрабатывающих комплексов и машин условия такие же, как и автомобилей, но удорожание более чем в два раза ниже — 2,4%/год и 24% на весь срок договора.
Коммерческим компаниям крестьяне платят за лизинг больше. «Уралсиб», например, оценивает удорожание агротехники не менее чем в 7%/год, а «Главлизинг» - в 8-15%/год (в рублях). Технику в «Главлизинге» можно взять на 3-5 лет. В проценты включены все налоги, страховка и консалтинговые услуги, уточняют в этой компании. Но условия так называемого коммерческого лизинга несопоставимы с предлагаемыми государственным «Росагролизингом». В секторе лизинга сельхозтехники он бесспорный лидер: по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в первые девять месяцев 2007 года компания заключила договоров больше чем на 3,65 млрд руб. Обороты других операторов ниже минимум в несколько раз (см. таблицу). В 72 регионах «Росагролизинг» представляют 200 операторов, а получателями его техники и племскота в первом полугодии 2007 года значились более 5 тыс. сельхозкомпаний, напоминают в «Эксперте РА».
Другие клиенты
В коммерческих компаниях признают, что по конечной стоимости предлагаемой крестьянам техники «Росагролизинг» вне конкуренции. Поэтому они стараются привлекать клиентов индивидуальным подходом, оперативностью и возможностью заключить контракт на сельхозмашины, которых нет в перечне госкомпании, ограниченном в основном российской техникой. Елена Гущина, гендиректор ЛК «Уралсиб» (семь лет на рынке агролизинга), говорит, что у них с «Росагролизингом» разный потребитель, поэтому и о конкуренции с госоператором говорить нельзя. «Если отечественные комбайностроители готовы предложить конкурентоспособную технику, то с тяжелыми тракторами и многофункциональными агрегатами сложнее», — приводит она пример. Хозяйства часто приобретают такие агрегаты по импорту, а его предлагают коммерческие лизингодатели.
В «Уралсибе» можно взять техники на $7-300 тыс. сроком до 4 лет и с авансом от 20%. «К нам часто обращаются в разгар уборочных работ, когда старая техника выходит из строя или если сельхозпредприятию отказано в кредите, — объясняет Гущина. — Коммерческий лизинг в этом плане более оперативен». У «Уралсиба» есть скоринговая программа, позволяющая за три дня принять решение о предоставлении объекта в лизинг, уверяет она. Для сравнения, средний срок рассмотрения заявок «Росагролизингом» - две недели с момента согласования гарантийного обеспечения, предоставления клиентом полного комплекта документов и заявки (данные с сайта rosagroleasing.ru). А в тюменском агрохолдинге «Кримм» рассказали, что три года назад «Росагролизинг» задержал поставку в хозяйство грузовиков «МАЗ» на два месяца.
Дополнительный залог в «Уралсибе» не требуется, продолжает Гущина, а получатель может выбрать график выплат: убывающий, равномерный либо с учетом сезонности. По ее наблюдениям, «в последнее время» вырос спрос на прицепное, навесное оборудование и посевную технику. В 2007 году «Ураслиб» заключил договоры лизинга сельхозтехники на $80 млн (6% портфеля).
В «Главлизинге», пять лет занимающемся сельхозтехникой, тоже чаще всего заключают с аграриями контракты на западные машины. Коммерческий директор компании Андрей Звягинцев говорит, что клиентов привлекает быстрота рассмотрения, оформления сделок и отсутствие дополнительных залогов. «Росагролизинг» требует обеспечения сделки не только приобретаемым (оно и так являются собственностью лизингодателя), но и уже имеющимся у заемщика оборудованием/техникой, рассказали «Агроинвестору» сразу в нескольких сельхозкомпаниях. К тому же федеральному оператору нужна банковская либо региональная бюджетная гарантия. В «Росагролизинге» отказались от комментариев.
Как и у «Уралсиба», у «Главлизинга» 20%-ный аванс. В залог берут приобретаемую технику. Требования к лизингополучателю — не менее двух лет работы и положительный баланс. В 2007 году компания заработала на лизинге сельхозтехники $52 млн (48 сделок, 30% портфеля). В 2008-м планируется заключить c аграриями договоры на $80 млн.
На взгляд покупателя
В большинстве хозяйств, с которыми удалось связаться, корреспонденту «Агроинвестора» рассказали, что их устраивают условия «Росагролизинга». «АНП-Скопинская нива» (Рязанская область) работает с госкомпанией с 2004 года, закупая всю сельхозтехнику и оборудование для ферм только у нее.
Главным недостатком федерального лизинга крестьяне называют отсутствие возможности приобрести импортные сельхозмашины. «Росагролизинг» предлагает ограниченный набор техники, которая есть в его реестре, — говорит гендиректор «Кримма» Геннадий Рязанов. — А небольшие коммерческие структуры всегда могут принять индивидуальный заказ на нужную мне машину». В «Росагролизинге» он с 2002 по 2006 год брал «КамАЗы», «МАЗы», комбайны «Дон», российские гусеничные и колесные трактора.
Импортные агрегаты, в том числе комбайны, трактора и самоходные опрыскиватели John Deere, «Кримму» предоставляет «Тюменская агропромышленная лизинговая компания» (ТАЛК). Причем сделки с «Росагролизингом», утверждает директор, ненамного дешевле «коммерческих»: иногда он даже задумывался, чьи условия выгоднее. «Изначально [федеральный лизинг] выглядит замечательно, но когда начинаешь считать сам, не можешь выйти на объявленный лизингодателем процент удорожания техники, — удивляется Рязанов. — Стартовая цена «КамАЗов», предложенная нам «Росагролизингом» два года назад, была на 3% выше рыночной. А удорожание почему-то рассчитывалось без учета 25%-ного аванса».
Предложения госкомпании были бы намного интереснее, если бы хорошо зарекомендовавшим себя и постоянным клиентам предоставлялись оптовая скидка и «свобода выбора техники», мечтает глава «Кримма». Импортные сельхозмашины, признает он, приходится ждать очень долго — 3-4 месяца. Поэтому Рязанов заключает договора с ТАЛКом и другими лизингодателями в октябре. Тогда западная техника, в том числе тракторная, приходит в срок, рассчитал он.
В кубанском хозяйстве «Суворова» довольны сотрудничеством с «Росагролизингом». Два года назад компания по 75 тыс. руб./гол. купила у него 200 австралийских голштино-фризов, за которых будет 5 лет выплачивать по 698 тыс. руб. в квартал. В 2008 году гендиректор «Суворова» Александр Пелих хотел приобрести по федеральному лизингу еще и сельхозтехнику на 15 млн руб. Однако не нашел в предложении «Росагролизинга» отечественных аналогов нужных ему машин: мощных погрузчиков Caterpillar, прессов для заготовки кормов и косилок Crone. В реестре госкомпании были белорусские погрузчики, но Пелиха не устроила их производительность, качество и надежность. Прессы предлагались российские, но их директор даже не стал рассматривать. «Импортная техника надежнее, особенно кормозаготовительная», — уверен он.
Пелих согласен, что финансовые условия у «Росагролизинга» самые привлекательные: «6%-ное удорожание за 5 лет — это немного». Но коммерческие компании быстрее, не больше чем за неделю, оформляют контракты, а главное, дают в лизинг западные сельхозмашины, констатирует он. «Росагролизинг» не может предоставлять импортные машины, а нам нужны именно они», — разводит руками калужский фермер Андрей Давыдов. Сейчас его хозяйству требуется легкая техника — два квадроцикла Yamaha стоимостью более 153 тыс. руб. каждый, — чтобы осматривать пастбищные заграждения. «Их протяженность — 23 км, но они расположены в низинах, где на тяжелой технике не проедешь и пешком не пройдешь, — рассказывает Давыдов. — К тому же на этих машинах удобно перегонять скот. Однако в России квадроциклы не выпускаются».
Кредит лучше
С развитием субсидируемых государством кредитных программ все больше аграриев предпочитают лизингу сельхозтехники кредиты. Особенно привлекательным кредитование стало после запуска нацпроекта «Развитие АПК», по которому федеральный бюджет компенсирует 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас — 10,25%), а большинство регионов — оставшуюся 1/3. В результате плата за кредит не превышает нескольких процентов годовых. Чем не альтернатива и федеральным, и коммерческим лизинговым программам? В первом случае аграрии получают свободу выбора, во втором — в несколько раз более дешевый инструмент финансирования покупки. Причем банки не требуют от заемщиков гарантий и залогов, кроме приобретаемой техники. «Все, что не подлежит льготному кредитованию — оборудование для хранения мяса, холодильные камеры, автотранспорт — можно приобретать в лизинг. На покупку же сельхозтехники, даже российской, выгоднее брать кредиты: они субсидируются», — рассуждает Давыдов. В феврале он взял в Сбербанке трехлетний кредит (1 млн руб.) на покупку мини-трактора Т-30, косилки Klever, ворошилки ГВР-6 и ГАЗ-3307 для перевозки скота. С учетом субсидий удорожание этих машин составит всего 2,75% в год, говорит фермер.
Подсчеты Рязанова из «Кримма» тоже не в пользу лизингодателей. Кредит Сбербанка, даже не субсидированный, на 7% дешевле коммерческого лизинга. Убедившись в этом, Рязанов в этом году занял в Сбере 180 млн руб. и приобрел на них картофелеуборочные комбайны Grimme, трактора John Deere, оборудование для семеноводческих и зерновых комплексов. Технику компания не покупает по лизингу уже два года подряд. «Это когда мы не имели залогов и кредитной истории, другого пути обзавестись техникой не было», — вспоминает Рязанов. Теперь он собирается брать ее только в кредит: так, в октябре планирует приобретение еще нескольких Grimme, John Deere и грузовых автомобилей.
Пелих из «Суворова» в 2006 году брал у коммерческого лизингодателя европейские прессы, валкообразователи и ворошилки на общую сумму 4,1 млн руб. Срок контракта был два года, выплаты — 345 тыс. руб./мес., удорожание — 20%/год. «Для нас это дорого», — делает вывод Пелих и не исключает, что начнет брать импортную технику в кредит на 3-5 лет. А решение кредитоваться в РСХБ под покупку российского комбайна «Дон-680» он уже принял. «Кредит, как и лизинг, предоставляется на три года, — объясняет он. — 2/3 ставки субсидирует федеральный бюджет. РСХБ предлагает нам кредит под 14% годовых. С учетом субсидирования останется заплатить только 5% — вполне привлекательное условие в сравнении с лизингом».
Топ-менеджер краснодарской агрокомпании, пожелавший остаться неназванным, рассказывает, что его хозяйство покупает технику на кредиты Сбера и РСХБ. Кроме отсутствия волокиты, это на 4-5% дешевле, считают в компании. Трехлетний целевой кредит обходится в 10% стоимости техники, а лизинговый контракт, заключенный на такой же срок, с учетом страховки и аванса делает машину дороже на 14-15%. Последний раз лизингом в хозяйстве пользовались в 2002 году: на пять лет взяли в «Росагролизинге» «КамАЗы» и «Доны». За это время, утверждает топ-менеджер, удорожание машин и комбайнов составило 50%. Причем лизингодатель каждый год якобы менял коэффициент удорожания, ссылаясь на инфляцию. Из-за того что комбайны оставались у него в залоге, на них были московские госномера. В Краснодаре технику приходилось ставить на временный учет, а после окончательного расчета с лизингодателем — снимать комбайны с учета в столице и регистрировать их в Краснодаре. На это, по словам топ-менеджера, ушло 3 месяца.