Журнал «Агроинвестор»
Ее ветслужба теперь сама оценивает качество поставляемого в Россию мяса
Россельхознадзор впервые отозвал своих инспекторов из страны, являющейся крупным поставщиком мяса на наш рынок, доверив оценку его качества и безопасности бразильской ветслужбе. Теперь сотрудники фитосанитарного ведомства будут приезжать в эту страну в основном для аттестации поставщиков скота и выборочной проверки грузов. Это не означает ослабления надзора за импортом, подчеркивают чиновники: отозвав сотрудников из Бразилии, Россельхознадзор начнет более тщательно проверять мясо в лабораториях на российской границе.
В начале 2000-х годов основными экспортерами мяса в нашу страну были США и ЕС. Однако несколько лет назад североамериканские и европейские трейдеры начали снижать поставки. Россия переориентировалась на государства Латинской Америки с их высоким экспортным потенциалом — Бразилию, Аргентину, Уругвай и Парагвай, вспоминает пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко. Однако во многих новых странах-поставщиках не было современных ветслужб, способных гарантировать качество и безопасность продукта на уровне российских стандартов, поэтому было решено отправить туда наших ветеринарных специалистов. Они изучали эпизоотическую обстановку и инспектировали местные перерабатывающие компании, заинтересованные в экспорте своего мяса и мясных продуктов.
Инспектора уехали на границу «Оказалось, что в Бразилии не все штаты благополучны по заболеваниям животных, — рассказывает Алексеенко. — И не все предприятия могли производить продукцию, соответствовавшую российским ветеринарно-санитарным требованиям. Отбирая лучших поставщиков, мы максимально снижали биологические риски при импорте местного мяса». Россельхознадзор не только инспектировал экспортеров, но и знакомил со своими требованиями Секретариат по защите растений и животных (SDA) Бразилии.
Потратив на консультации несколько лет, к 2008 году в российском ветеринарном ведомстве пришли к выводу, что теперь SDA способен самостоятельно контролировать выработку мяса и мясных продуктов, предназначенных для экспорта в нашу страну. Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт и глава SDA Инасио Афонс Крец подписали протокол об условиях поставок животноводческой продукции. По нему полномочия по осмотру мясного сырья в бразильских портах передаются SDA. Поставлять его в Россию разрешено только с предприятий, аттестованных для экспорта Россельхознадзором.
Теперь сотрудники этого ведомства будут прибывать в Бразилию только «по мере необходимости», говорит Алексеенко, в том числе для аттестации и переаттестации предприятий и хозяйств-поставщиков скота, а также выборочной проверки отправляемых к нам грузов. «Отзыв инспекторов из Бразилии не означает, что мы отказываемся от пограничного лабораторного мониторинга прибывшего из этой страны мяса на предмет его качества и безопасности», — замечает Алексеенко. Наоборот, его «существенно усилят», обещает он: в случае выявления несоответствий мяса российским требованиям предприятия-производители такой продукции лишатся статуса экспортеров.
Только безопасность
Эксперты одобряют решение Россельхознадзора. В ИКАРе надеются, что новый порядок работы с SDA позволит проверять больше бразильского мяса, ведь теперь за инспекцию отвечают сами бразильцы, а у них нет таких бюджетных ограничений, какие были у наших инспекторов, командированных в Латинскую Америку. При этом у российских ветеринаров осталось право проверять местные мясные бойни и запрещать экспорт из штатов с неблагополучной фитосанитарной обстановкой. По данным ИКАРа, в феврале Россельхознадзор уже воспользовался этими полномочиями, приостановив ввоз говядины из провинции Мату-Гросу (один из крупнейших в Бразилии производителей мяса КРС).
Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин считает, что новые ветправила не повлияют на объем и цену импортного мяса, так как касаются только безопасности поступающей из Бразилии продукции. Он, впрочем, не исключает, что некоторым желающим получить право поставки мяса в Россию придется потратиться на установку современного оборудования и улучшение санитарного состояния. «Но в любом случае все они играют по рыночным правилам, и их себестоимость никого интересовать не будет», — уверен Юшин. По информации ассоциации, сейчас аттестовано несколько десятков бразильских предприятий. Еще 40-43 могут пройти аттестацию в марте.
Импорт мяса из Бразилии «гипотетически» может сократиться лишь в том случае, размышляет он, если в ходе переаттестации компаний неожиданно выяснится, что их технологическая оснащенность снизилась и гарантий безопасности, которые они в состоянии предоставить, уже недостаточно. Но такого не будет, считает Юшин: «Если поставщики из Бразилии заинтересованы в нашем рынке, то в их же интересах максимально быстро модернизировать предприятия, не соответствующие российским нормам». Тем более что бразильцы работают на растущем рынке. Мировая торговля мясом в ближайшие 10 лет увеличится на 20%, ожидают в НМА. Россия будет крупным импортером говядины и свинины еще 5-7 лет, а мяса птицы — минимум 3-4 года.
Для более точной оценки эффективности нового порядка контроля над ввозом бразильского мяса в НМА советуют подождать еще не менее полугода. За это время накопится статистика возвращенных бразильцам товарных партий, не соответствующих нашим санитарно-ветеринарным нормам.
Импортеры все оценили
Импортеров мяса устраивают введенные Россельхознадзором правила, хотя они и замечают, что новый порядок еще не до конца отработан. «Митлэнд» привозит из Бразилии по 3-5 тыс. т мяса в месяц. В компании не ждут заметных изменений на российском рынке от введения новых правил импорта мяса из этой страны. При этом в «Митлэнде» замечают, что бразильские чиновники «еще не совсем готовы» самостоятельно оценивать безопасность мяса, из-за чего возникают такие бюрократические проволочки, как затягивание экспортерами сроков оформления документов. Поэтому некоторые российские импортеры получают товар позже, чем рассчитывают. В январе, когда Россельхознадзор и SDA только подписали протокол, такие задержки, по данным «Митлэнда», составляли от 2 до 10 дней. Ведь если раньше бразильская сторона могла оперативно получать разъяснения наших ветврачей, присутствовавших в портах отгрузки мяса, то теперь все вопросы решаются только на уровне Минсельхозов обеих стран. Но в компании уверены, что новые процедуры быстро «войдут в норму» и говорят, что сами с задержками не сталкивались.
В компании «Мираторг», закупающей в Бразилии до 10 т говядины, свинины и мяса птицы в месяц, подтверждают, что задержки в оформлении были у других импортеров, однако сама компания с такими трудностями не сталкивалась. По словам гендиректора «Мираторга» Александра Никитина, обеспокоены в основном бразильские контрагенты, вынужденные выплачивать штрафы из-за нерасторопности своих чиновников. Новый порядок проверки мяса, произведенного в Бразилии, гарантирует российским компаниям получение безопасного продукта, не сомневается он.
Будет ли у Бразилии своя квота
Переработчики, использующие бразильское сырье при производстве мясных продуктов, ввода новых правил ввоза мяса из этой страны почти не заметили. «Подписание протокола Россельхознадзором и SDA затрагивает наш бизнес лишь формально, — говорит директор по закупкам компании «Царицыно» Алексей Баранов. — Бразильское мясо мы напрямую не закупаем, приобретая его у российских трейдеров. Берем по 400-500 т/мес. Этот объем небольшой и никак не влияет на цену конечной продукции компании».
Игорь Кофман, председатель совета директоров мясной корпорации «Евросервис», тоже работающей с бразильскими поставщиками, как и Баранов, считает, что на его компании решение Россельхознадзора не отразится. А вот принцип поставки мяса из этой страны вполне может измениться, допускает он. «Сейчас при распределении квот Бразилия входит в категорию «другие страны», — напоминает Кофман. — Но если она берется так внимательно и тщательно, как обещает, осуществлять контроль над безопасностью мяса, то можно будет вести речь о предоставлении этой стране отдельной квоты». Уже сейчас бразильские поставщики реализуют в России примерно в 4 раза больше мяса, чем им определено квотой, знает Кофман. Вместе с тем даже при получении Бразилией своей квоты импорт мяса в нашу страну оттуда не увеличится, если только им не заменят поставки из других регионов — таких как ЕС, предполагает пожелавший сохранить анонимность топ-менеджер крупной мясной компании. Квота Евросоюза сейчас выбирается лишь наполовину, напоминает он.
В Россельхознадзоре не исключают, что в случае успешного сотрудничества с бразильской SDA новую схему проверки качества мяса распространят на другие страны Латинской Америки, у которых Россия закупает мясо и произведенные из него продукты.
Экспортер
Бразилия — крупнейший поставщик мяса на российский рынок
15% — средняя доля в импорте говядины *
70% — средняя доля в импорте свинины *
10 тыс. т мяса ввезла Россия из Бразилии в 2000 году **
950 тыс. т — столько мяса мы закупили у Бразилии в 2007-м **
* ИКАР.
** Россельхознадзор.
Россельхознадзор избавился от промпереработки
Вместе с новым порядком контроля над импортом бразильского мяса Россельхознадзор ввел норму, по которой все ввозимое на территорию России мясо должно соответствовать стандартам свободной реализации. Кроме него ранее декларировалось еще и мясо для промышленной переработки (перед использованием оно должно подвергаться тепловой обработке при температуре до 120 градусов). Представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко рассказывает, что до конца года его ведомство проведет аудит бразильских предприятий, ранее аттестованных для экспорта этого мяса. Если SDA гарантирует соблюдение ими стандартов свободной реализации, то таким компаниям разрешат продолжить поставки мяса в Россию.
Как вспоминает Сергей Юшин из Национальной мясной ассоциации, понятие «мясо для промпереработки» ввели в 1990-е годы, когда страну захлестнул поток импорта, не всегда соответствовавшего российским санитарным и ветеринарным нормам. В свободную реализацию оно не допускалось. Но сейчас разделение импортного мяса на два вида себя не оправдывает: разница в их цене не превышает 2-5 руб./кг, качество тоже схожее. Поэтому Россельхознадзор лишь узаконил сложившуюся ситуацию: «Если мясо безопасно для потребителя, то он сам решает, что с ним делать — продавать «в чистом виде» или пускать в переработку».
Переход на импорт мяса только по стандартам свободной реализации незначительно повлияет на цены, уверен Юшин. Они складываются под воздействием не сертификации, а глобальных рыночных факторов: вспышек эпидемий скота в странах-поставщиках, наличия/отсутствия стабильного спроса на мировом рынке, временных ограничений на экспорт/импорти т. д. , поясняет глава НМА. В течение года оптовые цены на мясо могут подниматься или снижаться на 20-30%, но не зависят от того, какого оно качества. В мясном холдинге «Царицыно» тоже считают, что после прекращения ввоза продукции для промпереработки цена на мясо не вырастет больше чем на 3-5%.
Российским переработчикам мяса будет проще работать с сырьем, ввозимым по единому стандарту, доволен Юшин. «Предположим, что завод заказывает 20 т окорока или корейки, но спрос на последнюю падает, — рассуждает он. — Раньше, купив мясо для промпереработки, предприятию пришлось бы решать, как распорядиться этим товаром. А теперь можно просто реализовать эти излишки по своему усмотрению».