Слово «конопля» вызывает у обывателя негативные ассоциации. Однако технические сорта этого растения — экологичный материал для производства тысяч различных товаров и ценное экспортное сырье. Ведь знаменитая по учебникам истории пенька, которую Россия продавала всему миру, — материал из конопляных стеблей. Предприниматель Михаил Дубровин — один из пионеров, который сейчас возрождает эту отрасль в России и уже успешно развил несколько бизнесов, связанных с товарами из технической конопли. А главное — сумел поменять массовое отношение к конопле, которая теперь все меньше ассоциируется с любителями запрещенных веществ.
Бизнес как образ жизни
Склонность к предпринимательству у Михаила проявилась еще в третьем классе школы: продавал «Кириешки», наклейки и прочие мелочи. Затем увлекся фотографией, и уже в студенческие времена, в 2014 году, открыл в Нижнем Новгороде первый собственный фотосалон, успешно совмещая бизнес и обучение в университете. В итоге сеть фотосалонов разрослась, но этой инициативой бизнесмен себя не ограничивал — параллельно проводил авторские туры по Европе, создал настольную игру «Монополия. Узнай свой город», реализовывал ивент-проекты.
Поворот произошел в 2018 году — Дубровин познакомился с основой своего будущего бизнеса — технической коноплей.
«Продал фотобизнес, потому что стало скучно, некуда было разбежаться. Узнал о конопле и понял, что может все сложиться. Это и польза для общества, и зарождающийся новый рынок, маркетинг. Сама идея и миссия меня захватили», — рассказывает он.
Михаил стал человеком, который на базе интернет-магазина смог масштабировать бизнес на федеральный уровень: обеспечил необходимые мощности склада и поставок, расширил ассортимент за счет новых партнеров, проработал юридические вопросы и сформировал привлекательную для потенциальных контрагентов рыночную модель.
«У меня был опыт развития франшизы, поэтому сразу было стремление развивать бизнес именно по этому вектору. Тем более в сообществе множество людей, которые бы хотели заниматься таким делом, им нужна была только возможность. Эффективнее было найти сторонников, нежели стараться продвигать идею своими силами», — отмечает Михаил Дубровин.
В итоге компания Hemp for Life стала успешным агрегатором, которая представляет и товары собственного производства, и других поставщиков. Данный опыт в индустрии создал прецедент и позволяет другим компаниям с большей уверенностью заниматься коноплеводством публично.
От хипстеров до бабушек
Первый магазин открылся в Нижнем Новгороде, следующим городом стал Санкт-Петербург. Со временем вокруг бизнеса сформировалась своего рода субкультура и сообщество из более чем 60 тыс. последователей. Экспансия продолжилась в 2020 году — кризис из-за пандемии стал для Дубровина и его компаньонов окном возможностей: появились новые партнеры, увеличились обороты оптового сбыта. В результате за год открылось 16 новых магазинов — Сочи, Хабаровск, Казань, Омск, Алматы, Великий Новгород и другие.
Собственное производство Hemp for Life представлено аксессуарами, сумками и другими товарами из ткани. Популярнее всего носки и шапки, которые, по отзывам клиентов, облегчают головную боль. Изготовляется продукция в Непале — там выращивается сырье и вручную на ткацких станках производятся товары. Делать это в России пока нет таких возможностей — первый завод по производству ткани из конопли пока только строится. Кроме того, другие партнеры, российский и зарубежные, обеспечивают магазинам Hemp for Life ассортимент косметики и еды.
«В России сейчас с каждым годом увеличиваются посевы технической конопли и заготавливается семечка, костра. Часть идет в пищу, из нее делают конопляное масло, на основе этого масла также производится косметика», — рассказал предприниматель.
Целевая аудитория самая разнообразная — спортсмены, использующие конопляный протеин, хипстеры, сторонники здорового образа жизни и даже пенсионеры, которые в период расцвета советского коноплеводства работали на полях.
Закон суров
Одна из главных проблем, с которой сталкивается бизнес, — это законодательные ограничения. Так, невозможно использовать логотип в виде листа растения — это изображение запрещено. Поэтому пришлось ограничиться в маркетинге словом «конопля».
Важно понимать, что чисто физически из технических сортов конопли невозможно сделать наркотик из-за предельно низкого содержания тетрагидроканнабиола. Промышленную коноплю можно выращивать в России абсолютно законно с 2007 года при наличии соответствующей лицензии. Однако за время многолетних гонений площади посевов сократились почти до нуля. А ведь когда-то СССР лидировал в мире, в конце 1920-х годов возделывалось почти миллион гектаров.
Как отмечает Михаил Дубровин, госструктуры в большинстве относятся к такому бизнесу адекватно и во многом поддерживают: «За последние года три произошли позитивные сдвиги. В том числе благодаря активному развитию такого бизнеса, как наш, ситуация с развитием коноплеводства обсуждается государством, больше освещается в СМИ. Даже Госнаркоконтроль выступает за то, чтобы по всей стране сеять техническую коноплю. Этому масса причин, и главная — она переопыляет марихуану, и в радиусе 15 км наркотические сорта не могут расти».
Сломать предрассудки
Стереотипы — одна из преград в развитии конопляного бизнеса. Возникали сложности с торговыми площадями: арендодатели с неохотой шли на диалог из-за непонимания и опасений санкций со стороны государства. Приходилось плотно общаться и порой путем долгих переговоров решать задачу с арендой мест для магазинов.
Решение предприниматель видит в просветительской работе, которой и сам с удовольствием занимается, не боясь публичных выступлений. Так, в 2020 году Михаил Дубровин победил на бизнес-стендапе «Свои грабли», где нужно было рассказать о своем деле в юмористическом ключе.
«Стараюсь об этом говорить на радио, писать где только можно. Многое нужно поменять в законодательстве. Мы сейчас выступаем за разграничение терминов в документах, использование различных терминов — например "конопля" и "марихуана/каннабис", чтобы была ясность и понимание различий, тогда бы и работать было гораздо проще», — комментирует Дубровин.
В 2021 году бизнесмен начал писать книгу «Я — конопля», где от имени растения будет описана вся история — о роли конопли в жизни тех или иных народов, интересные факты о возможностях для экономики и бизнеса.
Новые горизонты
Собственными силами Михаил Дубровин открыл еще одно дело — компанию Hempany по производству наполнителя туалетов для животных из молотого стебля конопли без всяких химических добавок. Производство базируется в Нижегородской области, а сырье поступает из Мордовского пенькозавода.
Такого продукта раньше в России попросту не выпускалось. Сейчас он немного дороже обычного наполнителя, однако гораздо экологичнее, более комфортен для животных и хватает его на более долгое время. Да и по характеристикам превосходит аналоги — впитывает жидкость в 4 раза лучше древесных материалов и в 12 раз лучше соломы. Продукт можно безопасно использовать для хомяков или морских свинок, а также для кошек и птиц и прекрасно подходит лошадям.
Планы на будущее
В перспективе у Михаила Дубровина — расширять бизнес, увеличивать ассортимент, в том числе за счет товаров для животных, есть запросы на поставку в Европу и США (но в первую очередь, заполнить отечественный рынок, что позволит удешевлять продукцию).
Возможно, говорит предприниматель, есть варианты заняться непосредственно выращиванием конопли, ведь рынок для этого сырья очень широк. Из конопли возможно производить до 25 тыс. наименований товаров: продукты питания, медицинские изделия, косметику, одежду, строительные материалы и пр. При этом производство безотходное — каждая часть растения идет в дело.
Конопля имеет важное сельскохозяйственное значение: вырастает за сезон, не высушивает землю, может расти в разных климатических условиях. Неоценимый вклад получает экология — растение вырабатывает кислород гораздо эффективнее деревьев, активно очищает почву от тяжелых металлов, и даже пшеница на полях после конопли растет на 15% лучше.
Бизнесмен отмечает, что в Европе, где отрасль шире развита, крайне мало площадей для посева, поэтому конопля может стать хорошей экспортной статьей для России. Дубровин считает, что это фактически «новая нефть» - ведь из нее можно производить аналог пластика, и биотопливо. Известно, что еще в 1930-х годах Генри Форд сделал автомобиль из конопляных материалов, который ездил на биотопливе, изготовленном из масла растения. А в наше время китайская армия переходит на обмундирование из конопляной ткани, которая гораздо практичнее, экологичнее и прочнее хлопковой.
Секрет успеха
«Я не знал другого пути в жизни, кроме бизнеса. Работал по найму, можно сказать, пару раз в жизни — первый в 10 классе в автосервисе у соседа, второй — снимался в фильме у Никиты Михалкова, — делится Михаил Дубровин. — Свою цель вижу в развитии бизнеса, личности и в той миссии, которую мое дело несет для общества. Постоянное развитие, желание построить что-то успешное дает интерес к жизни».