Журнал «Агроинвестор»
Промышленное производство орехоплодных культур в России совершенно не развито, хотя спрос на орехи стабильно растет. Северный Кавказ и Юг страны оптимальны для выращивания фундука и грецкого ореха. Заложенный однажды ореховый сад может приносить прибыль своему владельцу более сотни лет
Свой первый сад фундука один из крупнейших российских переработчиков орехов и сухофруктов «Орехпром» (Краснодарский край) заложил задолго до введения эмбарго на поставки импортного сельхозсырья и продовольствия. В 2006 году тема импортозамещения еще не была популярна на политическом уровне, но уже тогда учредитель компании Аслан Хашир решил, что собственная сырьевая база поможет снизить риск зависимости от зарубежных поставок и повысить доходность основного бизнеса. «Переработкой орехов и производством из них готовой продукции как для кондитерской промышленности, так и для торговых сетей мы начали заниматься в начале 2000-х», — вспоминает он. По его словам, орехи — очень интересный товар: они долго хранятся и не требуют для хранения никаких особо сложных условий, из них можно производить широкий спектр продукции с добавленной стоимостью, спрос в мире динамично растет, а еще это просто экологически чистый и полезный продукт.
Первый, но уже не единственный
Практически весь объем сырья (в 2017 году заводы компании переработали 5,2 тыс. т орехов) «Орехпром» закупает за рубежом. Это постоянный риск, связанный с волатильностью курсов валют. «По фундуку мы сначала рассчитывали на те сады, которые тогда еще сохранялись на юге страны и Северном Кавказе. Но вскоре убедились, что объемы уменьшаются, за посадками никто не следит и увеличивать их не хочет», — рассказывает Хашир. Промышленное производство лесных орехов в России отсутствовало. Хотя страна в зависимости от года, по данным The International Nut and Dried Fruit Council Foundation (INC), импортирует 7-13 тыс. т очищенного фундука.