Журнал «Агротехника и технологии»
Китайские компании «пошли за покупками» в прямом смысле слова по команде. Если присмотреться, то становится очевидным, что сельскохозяйственные активы по всему миру скупают именно государственные концерны. Такое распоряжение дала китайская компартия
Недавно китайский государственный химический концерн ChemChina предложил акционерам химического концерна Syngenta AG выкупить их компанию за $43 млрд. Совет директоров швейцарской компании уже одобрил эту сделку и порекомендовал акционерам дать на нее согласие. Еще бы: предложенная цена считается рекордной для китайских компаний (американская Monsanto давала $46 млрд, но предложение было отклонено), а сама сумма составляет около 17 годовых прибылей до вычета всех расходов. Это вдвое больше, чем обычно предлагают за такие компании. В России у китайцев тоже есть свои интересы, но пока больше на словах, чем на деле.
«В последней «пятилетке» Китая значительное внимание уделяется международной экспансии в сельском хозяйстве. В результате мы видим масштабные приобретения по всему миру (Израиль, Австралия, Новая Зеландия, США, ЕС и развивающиеся рынки)», — констатирует генеральный директор консалтинговой компании «СовЭкон» Андрей Сизов.
Например, еще одна крупная сумма, выложенная китайскими компаниями за сельскохозяйственный актив, составила $4,7 млрд. Во столько был оценен американский свиноводческий гигант Smithfield, приобретенный Поднебесной в 2013 году.
В России столь масштабных сделок пока не наблюдается. Но нашумевших историй «международного сотрудничества» с восточным соседом хватает. Например, в том же 2013 году Zhongding Dairy Farming собралась строить у себя в Китае огромный комплекс на 100 тыс. коров. Молоко при этом должно было пойти на экспорт в Россию. Но так как сельхозугодий для выращивания кормов для такого большого поголовья в провинции Хэйлунцзян, где строится комплекс, не нашлось, корма решили выращивать в России. Для этого Zhongding Dairy Farming планирует арендовать на российском Дальнем Востоке значительные площади земли. Правда, о сумме инвестиций в молочный комплекс еще не сообщалось, так что, стоит ли ждать появления этой компании в России, еще до конца не ясно.
Напротив, другая компания — «Хуаэ Синбан» — летом прошлого года взяла в аренду почти на полвека (!) 115 тыс. га залежных земель и пастбищ в Забайкальском крае за 1,5-2 млрд руб. на все время пользования. Китайцы собираются выращивать кормовые и зерновые культуры, травы для фармакологии, развивать скотоводство, птицеводство и животноводство.
Эта договоренность об аренде земель далеко не единственная. Практика сдачи сельхозугодий «напрокат» китайцам довольно распространена в нашей стране. Однако в случае с «Хуаэ Синбан» срок аренды — полвека — пугает. Казалось бы, что в этом плохого, надо лишь жестко контролировать исполнение арендатором договора. Но в том-то и дело, что за этим в нашей стране следят далеко не всегда. А между тем всем хорошо известно, что китайцы, уходя с арендуемых полей, оставляют после себя «выжженную землю», на которой, возможно, уже ничего никогда не вырастет.
Словом, покупкой российских компаний китайцы пока не очень интересуются, предпочитая использовать свободные площади для организации нового производства, или же просто рассматривают Россию как рынок сбыта. Так стоит ли отечественным сельскохозяйственным компаниям опасаться богатых китайских конкурентов, готовых вкладывать миллиарды долларов в лучшие активы в мире?
Разворот на восток
Роман с китайскими производителями и разворот на восток для России история новая. Еще несколько лет назад китайских сельхозпроизводителей вполне заслуженно боялись, а Китай, в свою очередь, чинил препятствия поставкам некоторых российских товаров АПК.Например, в 1997 году Китай ввел запрет на поставки российского зерна, заявив, что его надзорные органы обнаружили в нем индийскую и карликовую головню. А Россия, как и многие другие страны, в 2008-м после меламинового скандала запретила поставки китайских молочных товаров. Тогда выяснилось, что китайские переработчики использовали меламин в молочном порошке, что привело к проблемам со здоровьем у 300 тысяч детей, несколько из них даже погибло. В результате пострадала репутация многих транснациональных корпораций, использовавших китайское сырье, ведь в Китае выпускались многие продукты — от печенья Oreo компании Kraft Foods до M&M's и батончиков Snickers и Mars, которые к тому же экспортировались в другие страны.
В 2004 году Россия ввела запрет на поставки китайской свинины (опять же из-за проблем с качеством). Запрет был снят только 10 лет спустя. Но многие другие санкции, в том числе на молочные продукты, действуют до сих пор.
Сотрудничество и торговля между двумя странами начали активизироваться с августа 2014 года, когда Россия ввела эмбарго на многие продовольственные товары из ЕС, Норвегии, США, Канады, Австралии, а затем и других стран. В результате переговоров были сняты ограничения на поставки продовольственных товаров. Видимо, Россия решила снова испытать на себе риски ввоза китайской молочной продукции.
Впрочем, последующие поставки китайской продукции были небольшими. Например, в октябре 2014 года в Россию пришла первая партия китайской свинины. По этому поводу в прессе было много шума, но, поскольку партия содержала всего 32 контейнера с 800 т мяса, российские производители свинины ее даже не заметили.
Однако шумиха разгорелась неспроста. Даже сами китайцы не доверяют своим производителям и остерегаются употреблять в пищу продукцию местного производства. Дошло до того, что китайские студенты, проходящие обучение за рубежом, шлют родственникам в Поднебесную посылки с сухим молоком. Те, кто учится в Австралии, сметают с полок молочную продукцию и забивают ею багажные отделения в самолетах (точно так же, как россияне — европейским сырым). Не отстают и китайские туристы. Перед Новым годом в Мюнхене они с 9 утра выстроились в очередь за местным сухим молоком. Многие покупали его в подарок друзьям и родственникам на Новый год: европейские молочные товары в Китае ценятся гораздо больше своих.
Не боимся никого
И все же российские производители сельхозпродукции и техники прихода китайских компаний со своей продукцией на российский рынок не боятся. Уверенности в своих силах придает плохое качество и ограниченность китайских поставок (что особенно заметно на примере китайской техники).«В сближении отношений с Китаем я не вижу серьезной угрозы, — говорит представитель компании Amazone в Центральном федеральном округе Илья Царьков. — Китайской прицепной сельхозтехники в России практически нет (за исключением садовой и маломощных тракторов). И то, по этим направлениям китайцы представлены в большей степени в Сибири и на Дальнем Востоке».
Даже если интерес китайских инвесторов к сельхозмашиностроению в России станет более заметным, это не скажется на отечественных производителях сельхозтехники, уверен специалист, поскольку у китайцев отсутствуют машины необходимого уровня и качества. «К примеру, у них даже нет специальных сеялок для условий Черноземья и Средней полосы России, — сообщает Царьков. — Зато они есть у российских, европейских, южноамериканских и североамериканских компаний. Аналогичная ситуация с техникой для защиты растений и обработки почвы».
Такого же мнения придерживается генеральный директор компании «Биокомплекс» Сергей Перегудов. Бесспорно, Китай — промышленно состоявшаяся страна, которая может производить дешевые товары в большом количестве, не отрицает он, но у китайских производителей есть своя специфика, которая помешает им захватить российский рынок техники для сельского хозяйства. «Им интересно копировать только ту продукцию, которая выпускается большими тиражами и на которую есть постоянный спрос. Штучные товары и сложное производство (например, инжиниринг) им не очень интересно», — знает Перегудов.
Соответственно, конкуренцию китайцы могут составить только в нише простых и массовых товаров, где они уже и так давно представлены (и то чаще всего как производители чужих брендов, а не самостоятельные разработчики). Это, например, оросительные и тепличные комплексы, приводит пример специалист. «Многие европейские производители уже много лет собирают в Китае свою технику. Мы тоже производим в этой стране наши оросительные установки под брендом «Биокомплекс» на заводе, где производятся дождевальные машины Lindsay. При этом окончательную комплектацию, в том числе деталями российского производства, осуществляем на своем заводе в России», — объясняет Перегудов.
При этом стоит отметить, что во всем мире покупают именно бренд. Китайских марок теплиц или дождевальных установок, продаваемых в России, никто из опрошенных специалистов назвать не смог.
Более того, в области переработки и утилизации отходов мы сами способны составить конкуренцию китайским компаниям в их же в стране. «У нас в Китае есть дилер, который продает наши шланговые системы. Они всегда пользовались спросом, а в последнее время дешевый рубль сделал их еще конкурентоспособнее», — доволен Перегудов.
Перспективы в экспорте видят и производители сельхозтехники. «Из-за девальвации рубля не китайская техника будет интересна нам, а, скорее, наша сельхозтехника будет интересна для китайцев. Мы в свое время экспортировали в Китай произведенную на российском заводе «Amazone-Евротехника» сеялку для посева зерновых культур. Ее покупали уже тогда, хотя поставки не были массовыми», — вспоминает Илья Царьков.
Другой подход
Гораздо перспективнее для китайских компаний поставка продовольствия в Россию, что видно из статистики. В 2014 году (последние доступные данные на момент подготовки статьи) лидерами по импорту сельхозпродукции из Китая в денежном выражении были овощи: их ввезли на сумму в $467 млн, что на тот момент составило 16% всего российского импорта овощей. Чуть меньше было импортировано китайских переработанных овощей ($314 млн — 20%) и рыбы ($307 млн — 12%), отмечает консультант по АПК консалтинговой группы «НЭО Центр» Андрей Жихарев. По его данным, абсолютным лидером импорта из Поднебесной были маринованные грибы: среди всех маринованных грибов на российских столах 88% составили именно китайские. А вот рыбы на российский рынок из Китая было завезено всего около 8% от всех поставок.Все эти товары стоят значительно дешевле российских, поэтому часто выигрывают в конкуренции на фоне стремительно падающих доходов наших сограждан. В конце декабря 2015 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, в результате которого выяснилось, что семей, которые тратят все свои сбережения на еду, стало значительно больше: если в начале года их насчитывалось 22%, то к концу года — 39%. Снижение доходов россиян привело к падению спроса и на другие товары. По данным аналитиков, только 16% могут позволить себе купить бытовую технику и мебель (но не автомобиль), а 40% — лишь еду и одежду. Поэтому дешевизна китайских товаров становится важным фактором.
Однако это не значит, что китайцы захватят российский рынок овощей и рыбы. «Не секрет, что Китай — один из мировых лидеров по потреблению удобрений. Действующее российское законодательство достаточно жестко регламентирует внесение удобрений, химикатов, стимуляторов роста и прочих добавок. Некоторые добавки в России запрещены. В Китае же дела с этим обстоят иначе», — поясняет Андрей Жихарев.
По этой причине многие китайские товары не проходят российский контроль качества. А те, что проходят, не пользуются постоянным спросом. Их поток на наш рынок стимулируют разве что новые запреты на импорт из других стран, которые устанавливает Россия. «За III квартал 2015 года импорт из Китая в целом снизился на 36%. С другой стороны, ухудшение отношений с Турцией и Египтом, продолжающееся эмбарго и контрсанкции простимулировали импорт китайского мяса (+291,7%), овощей (+14,1%) и фруктов (+9,8%)», — приводит данные Андрей Жихарев.
Без злого умысла
В общем, российский АПК готов встретить китайскую продукцию во всеоружии. Даже в случае наплыва китайских компаний бояться российским аграриям нечего, уверены эксперты.Как считают в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), китайские компании, приходя в другие страны, еще ничего плохого не сделали. Скорее наоборот. Китайцы приносят свои технологии, вкладывают деньги в развитие сельского хозяйства и занимают земли, которые до них никто и не думал использовать.
В качестве примера в FAO приводят опыт стран Африки и Азии, куда китайские компании вкладывались в течение последних десяти лет. Во многих государствах китайцы даже работали с FAO над улучшением уровня жизни, говорит старший консультант FAO Фестус Акиннифес. Всего таких государств было 25, а в нескольких из них, например в Замбии, благодаря китайским инвестициям удалось существенно развить экономику.
Кроме того, в FAO отмечают, что продовольственная политика Китая основывается на импорте продовольствия. Именно это (а вовсе не попытка колонизации или захвата плодородных земель) стало причиной обширной экспансии китайских сельхозпроизводителей за границу. Иными словами, Китаю экономически выгоднее производить продукты питания в других странах, а не у себя.
К тому же в самой Поднебесной проблемы с экологией и плодородными землями. Так что, скупая иностранные компании и земли по заданию своей компартии, китайские компании отнюдь не хотят кому-то навредить. Это просто бизнес, ничего личного.
Где-то есть китайские теплицы
Китайские теплицы, как и китайская сельскохозяйственная техника, явление в России довольно редкое. Так, в ассоциации «Теплицы России», объединяющей 189 тепличных предприятий, не нашлось человека, который смог бы рассказать про их качество и технические характеристики. «Их сами китайцы в основном ставят», — сообщили корреспонденту «АТт» по телефону. Не слышали о широком применении китайских теплиц и в Союзе органического земледелия.
В большинстве фирм по установке теплиц заявили, что работают с российскими и европейскими производителями. Да, многие западные компании делают теплицы и детали для них в Китае, но именно китайских производителей ни в одной из компаний назвать не смогли и засомневались в желании клиентов покупать такие строения.
А вот примеры китайских овощных хозяйств, которые работают на территории от Дальнего Востока и Сибири до Черноземья, в нашей стране есть. Но их немного. Вот там-то как раз стоят китайские теплицы и используется китайское оборудование, пояснили специалисты. Но в процентном соотношении это капля в море на российском рынке. В целом же небольшой опрос «АТт» показал, что дальше производства комплектующих и деталей у китайцев дело не пошло, и в России о китайских фирмах-производителях теплиц пока не знают.