Журнал «Агротехника и технологии»
В 2015 году правительством РФ было принято постановление «Об изменении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», предусматривающее увеличение размера дотаций с 15 до 25%. По мнению чиновников, это решение сделает отечественную сельхозтехнику более доступной для аграриев, и производители сельхозмашин смогут поставлять их на рынок в большем объеме
Минсельхозу было выделено 2 млрд руб. для приобретения дополнительных 2,9 тыс. ед. сельхозтехники. Несмотря на это, позволить себе приобрести необходимую для сельхозработ машину может далеко не каждое хозяйство. Что же лучше в сложившейся ситуации: затянуть пояс, изыскивая средства для покупки собственной техники, или арендовать ее? По мнению экспертов, рынок аренды сельхозмашин будет расти. Однако аграрии с ними не согласны.
Вопрос аренды техники и воссоздания МТС (машинно-технологических станций) приобретает все большую актуальность, говорит Руслан Кантемиров, руководитель сельхозпредприятия «ТИМЕР» (Ульяновская обл.). В идеальном варианте каждое агрохозяйство должно быть обеспечено собственным парком машин, рассуждает он, но реалии таковы, что даже крупным хозяйствам зачастую необходима дополнительная техника, чтобы оперативно справиться с пиковыми нагрузками.
Большинство аграриев действительно вынуждены во время посевных и уборочных работ брать технику внаем, подтверждает Андрей Меркулов, замглавы фермерского хозяйства агрофирма «Аграфеновская» (Ростовская обл., выращивание зерновых культур, семеноводство, 1289 га пахотных земель), ведь сегодня современной производительной импортной сельхозтехникой обеспечены только крупные агрохолдинги да единичные фермерские хозяйства.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, в России нет компаний, предоставляющих сельхозмашины в аренду. Причина в том, что отдать дорогостоящую технику в чужие руки без своего механизатора — слишком рискованно. «Всего через пару месяцев машины могут превратиться в хлам, не успев окупиться. Вряд ли найдется предприниматель, готовый пойти на такие риски. Поэтому технику «напрокат» по-прежнему берут либо на МТС, либо у соседних агрохолдингов», — поясняет Меркулов.
С аграрием согласен Сергей Ефремов, заведующий лабораторией испытаний сельхозмашин Владимирской МИС. Создавать предприятие, занимающееся только прокатом сельхозтехники, неэффективно и убыточно, считает эксперт. Ведь большую часть года техника простаивает, следовательно, возрастают затраты на ее содержание и обновление.
В связи с этим технику «напрокат» чаще всего предлагают агрохолдинги и дилеры. Дело в том, что у них регулярно образуется избыток машин, непроданных из-за конъюнктуры или севооборота, а также возвращенная или изъятая у неплательщиков техника, за которую надо выплачивать кредит, поясняет независимый эксперт Андрей Горгодзе.
Так, в Ульяновской области предоставлением сельхозтехники в аренду занимается предприятие «Агропромпарк» (овощи открытого грунта, картофель, зерновые, подсолнечник), созданное на базе сельхозпредприятия «Совхоз «Карлинский». По словам генерального директора Сергея Пелёвина, его компания предоставляет в аренду самоходные зерноуборочные комбайны марки «Палессе». При этом арендованную машину обязательно сопровождает комбайнер-механизатор. Техническое обслуживание комбайнов осуществляет сервисная бригада. Услугами предприятия пользуются как фермерские хозяйства, так и крупные агропромышленные холдинги. Оплата за оказанную услугу возможна и сельхозпродукцией — пшеницей, подсолнечником, делится Пелёвин. Техника предоставляется на весь срок уборки культур, оплата производится за фактически убранные площади.
Оказывать услуги по аренде сельхозтехники могут и небольшие предприятия. В этом не сомневается Зульфар Яхин, директор компании «Башагропромсервис» (услуги по уборке сахарной свеклы, Уфа). «Шесть лет назад соседнее хозяйство попросило помочь с уборкой свеклы — одолжить свеклоуборочный комбайн Holmer, — вспоминает аграрий. — Рассчитались сахарной свеклой. Так и появилось у меня желание подкупить еще техники и предоставлять ее в аренду во время уборочной страды».
Сегодня его предприятие насчитывает шесть свеклоуборочных комбайнов Holmer, которые помогают в уборке продукции как фермерам, так и крупным хозяйствам. Причем не только в Башкортостане, но и во многих регионах России (Воронежская, Липецкая, Тамбовская область). «Предоплату за оказываемые услуги мы не берем, — говорит Яхин. — Расчет производится только после сбора урожая. Но если в прошлые годы рассчитывались по бартеру, то в 2015 году — денежными средствами, потому что цена на сахарную свеклу возросла и аграриям выгодней расплатиться деньгами». По словам Яхина, цена услуг аренды техники его предприятия, как правило, составляет 7 руб./га.
Фермер Алексей Лукинов из ИП КФХ Лукинов (1,5 тыс. га, выращивание озимой пшеницы, кукурузы, подсолнечника, Ростовская обл.) во время уборки зерновых культур арендует комбайны у местной МТС. «Конечно, лучший вариант — иметь собственную технику. Но та, что мне нравится и нужна для работы, стоит дорого, и купить я ее смогу не скоро», — сетует он. Вот и приходится аграрию из года в год в «жаркую» пору обращаться в МТС.
Аренда у МТС: в чем плюсы?
По мнению Меркулова, услугами МТС сегодня пользуются в основном СПК и мелкие фермеры. Чаще всего им требуется комбайн во время сбора урожая (приобрести который не под силу), вот и обращаются в машинно-тракторную станцию, поясняет аграрий.В этой связи МТС можно рассматривать в качестве базовой производственной и социально-экономической опоры государства на селе, считает Вадим Пронин, председатель совета директоров ассоциации испытателей сельскохозяйственной техники и технологий АИСТ (Самарская область). МТС позволяют сохранить в сельской местности технический потенциал при одновременном формировании рынка машинных и технологических услуг, эффективно эксплуатировать современную сложную высокопроизводительную технику отечественного и зарубежного производства, закрепить на селе высококвалифицированные кадры специалистов и механизаторов, осваивать и тиражировать в зонах своего базирования современные прогрессивные технологии растениеводства, перечисляет эксперт.
Действительно, МТС предназначены не только для предоставления техники в аренду, но для оказания практической помощи аграриям, поддерживает Пронина Ефремов из Владимирской МИС. Но проза жизни такова, что, например, в той же Владимирской области услугами станций пользуются в основном мелкие фермеры и бедные хозяйства, обремененные кредитами. «В итоге наши станции оказались в долгах, которые никто не компенсирует», — возмущается эксперт. По его словам, сегодня в области работают только три МТС, а чтобы остаться на плаву, в основном выполняют услуги муниципалитетов по уборке территорий. То есть, по сути, превращаются в коммунальные МТС, сожалеет Ефремов.
Невостребованными оказались также станции Северо-Западного региона (Ленинградская область). Проблема в том, что МТС в форме коммерческой услуги нежизнеспособны, потому что выполняемые ими операции более дорогие и затратные, чем аналогичные операции у хозяйств, имеющих собственную сельхозтехнику, объясняет директор ФГБУ Северо-Западной государственной зональной машиноиспытательной станции Виктор Конюхов. А стало быть, небогатые хозяйства не могут воспользоваться такой услугой из-за отсутствия средств и возможности ее оплатить.
К тому же, по подсчетам Пронина, затраты МТС при выполнении операций на 30-50% больше затрат, которые несут хозяйства, имеющие собственную технику. Тем не менее МТС могут служить хорошим инструментом поддержки аграриев со стороны государства, но не самостоятельной коммерческой единицей, убежден эксперт.
Негативное влияние на эффективность работы современных МТС помимо прочего оказывает сохранившаяся система бартерных взаиморасчетов между станцией и аграриями, продолжает Пронин. Это приводит к значительному увеличению непроизводственных расходов у МТС на перевозку зерна, его первичную подработку, складирование, хранение и реализацию. Поэтому необходимо активно переходить на денежные взаиморасчеты или отрабатывать принципиально новые схемы, которые гасили бы негативные эффекты бартерных отношений, убежден эксперт.
Однако с Прониным не согласен Лукинов. Аграрий считает, что выращенный урожай — лучший вариант оплаты за услуги МТС. Если же станции заинтересованы в привлечении клиентов, им необходимо обзавестись современной широкозахватной техникой, а также заняться оказанием консультационных агрономических услуг фермерам, поставкой удобрений и СЗР, считает глава КФХ.
Действительно, подобных услуг сегодня МТС не оказывают, сожалеет Ефремов. Причина — высокая стоимость и малая загруженность такой техники. Например, во Владимирской области предлагают в аренду тракторы 1,4-2 класса и не предлагают зерноуборочные комбайны.
Кантемиров же уверен, что прибыльной МТС может быть только в двух случаях: при наличии собственных посевных площадей или субсидировании техники. Впрочем, есть еще варианты. МТС способны выжить при сотрудничестве с лизинговой или государственной арендной компанией, говорит Пронин. По словам эксперта, второй вариант предпочтительнее, так как аренда может быть оформлена на срок от 8 до 10 лет, что дает больше возможностей по укреплению технической базы МТС и созданию условий для перехода последней на режим самофинансирования.
Пока же услуги, оказываемые МТС, зачастую сводятся только к аренде зерноуборочной техники, в то время как такие необходимые операции как опрыскивание, обработка почвы мощными тракторами, посев посевными комплексами недоступны, огорчен Лукинов.
Действительно, классический вариант аренды — это зерноуборочный комбайн, подтверждает Юрий Зябкин из компании «Агромашины» (дилер производителей сельхозтехники, Новосибирская обл.). Ведь аграрии прежде всего нуждаются в аренде той техники, которую они не могут купить или загрузить на 100%.
Арендовать у производителя
Содержать дополнительную структуру для передачи продукции внаем под силу далеко не каждому производителю, замечает Горгодзе. Поэтому чаще этим занимаются организации-посредники. «Например, если между производителем сельхозтехники и арендатором есть посредник-арендодатель, такой как «Росагролизинг», готовый оказывать арендные услуги», — рассуждает эксперт.И все же у некоторых производителей существуют специальные программы аренды техники. По словам Александры Кеменовой, менеджера по маркетингу компании «Клаас Восток», в 2013 году опыт программы аренды комбайнов TUCANO оказался настолько успешным (в аренду было сдано более 25 комбайнов), что компанией было принято решение расширить возможности аренды техники и в 2014 году. Помимо зерноуборочных комбайнов TUCANO, аграриям были предложены тракторы AXION и XERION. Но в 2015 году программы аренды и субсидированного лизинга были свернуты, т.к. финансовые институты не могли на долгий срок закрепить процентную ставку из-за нестабильности рубля на рынке, сожалеет Кеменова.
Впрочем, вовсе не обязательно арендовать технику у МТС — ее можно «занять» у производителей. По словам Кеменовой, их клиенты могут взять машину «на пробу», оценить ее и после принять решение о покупке. «Мы ежегодно проходим демонстрационный тур, в рамках которого наши специалисты проводят демопоказы на полях клиента, — поясняет Кеменова. — В некоторых случаях машины работают у клиента неделю».
Вопрос предоставления производителями сельхозтехники своей продукции в аренду аграриям сложный, зависящий от многих факторов, в том числе от конкретной ситуации на рынке, говорит Александр Цайтлер, региональный менеджер по продажам в Восточной Европе и СНГ компании AGCO. Тем более что в сфере оказания аналогичных услуг МТС играют ключевую роль как в России, так и за рубежом.
Не является актуальной сдача техники в аренду и для компании Lemken. По мнению руководителя отдела маркетинга компании Александра Ладыгина, данной услугой должны заниматься специализированные компании, которые закупают сельскохозяйственную технику у дилеров и затем или сдают ее в аренду фермерам, или обрабатывают почву самостоятельно по запросу клиентов. Такая услуга в Европе достаточно развита и пользуется спросом, рассказывает специалист. Причем востребованы в основном узкоспециализированные агрегаты, которые могут быть арендованы раз в год или даже раз в пять лет для непродолжительных периодов работы.
К ним относятся сеялки точного высева, глубокорыхлители, камнеуборочные машины, картофельные, свекловичные или кормоуборочные комбайны, которые нет смысла закупать, если в хозяйстве не больше 20-100 га, поясняет Ладыгин. Получается, что почвообрабатывающая техника очень редко используется для сдачи в аренду, так как операции из года в год цикличны и применяются в течение всего сезона полевых работ, к тому же их стоимость незначительна в сравнении со сложной уборочной техникой. Более того, компаниям-производителям техники вообще невыгодно сдавать машины в аренду, причем это касается любой техники, считает специалист. Ведь производитель должен загружать производство новыми единицами техники и вкладывать средства в инновации. Вот почему сдачей техники в аренду занимаются только подрядчики и лизинговые компании, объясняет Ладыгин.
Того же мнения придерживается и Юрий Зябкин из компании «Агромашины». Финансовый рынок сегодня непривлекателен, говорит специалист. Условия аренды сильно зависят от условий, на которых арендодатель привлекает финансирование или сам получает технику. Но и для фермера они должны быть выгодными. Именно этот разрыв в текущее время не позволяет развивать рынок аренды сельхозтехники, хотя спрос, без сомнения, есть, замечает Зябкин. По его мнению, решение проблемы может заключаться в создании специальных программ от производителей, а также в формировании специальных условий финансирования от банков. Ну и, конечно, должна быть поддержка со стороны государства, добавляет специалист.
Помимо аренды, сегодня большой популярностью у аграриев пользуется такой инструмент финансирования, как лизинг, говорит Илья Царьков, региональный представитель компании Amazone (Германия) по ЦФО РФ. Передача техники в аренду через лизинговые компании очень распространена на рынке, констатирует он. В том числе Amazone-Евротехника работает с «Росагролизингом» уже более 10 лет, используя следующую схему. «Росагролизинг» приобретает технику у завода-производителя и передает ее в долгосрочную аренду конечному клиенту на льготных условиях: авансовый платеж от 7%, удорожание около 3% в год. За время работы с «Росагролизинг» компанией Amazone-Евротехника было поставлено более 1,5 тыс. ед. различной сельхозтехники, а в 2015 году — более 200 единиц, приводит данные Царьков.
Рынок аренды техники только формируется и будет расти по мере освоения посевных площадей и специализации хозяйств на производстве той или иной культуры, уверен Кантемиров. «В идеале каждому хозяйству, имеющему более 500 га, нужно иметь свою технику, — рассуждает он, — но зачастую стоимость комбайна для многих остается непосильной. И это несмотря на наличие таких схем финансирования, как постановление правительства №1432 и федеральный лизинг от компании «Росагролизинг»».
Программа аренды техники в «Клаас Восток»
По условиям программы аренды техники, действовавшей в компании в 2013—2014 гг., фермерское хозяйство могло арендовать одну из моделей техники (TUCANO, AXION или XERION) на два или три года, рассказывает менеджер по маркетингу компании «Клаас Восток» Александра Кеменова. По окончании программы аренды фермер мог выкупить технику в собственность.
Финансовым партнером по программе аренды техники являлся «Дойче Лизинг Восток». Впрочем, это был не единственный финансовый инструмент, который предлагался клиентам. По словам Кеменовой, в 2014 году популярной также была лизинговая программа, разработанная совместно с партнерами «Де Лаге Ланден» и «Дойче Лизинг Восток». Программа была направлена на оказание финансовой поддержки клиентам, оказавшимся в сложных рыночных условиях, ее действие было направлено на снижение процентной ставки при приобретении техники через лизинг.
Такое предложение распространялось на тракторы ARION 640 С и все модели AXION производства 2014 года. Договор лизинга заключался на срок от 36 месяцев и предполагал выплату аванса от 20%, сниженные ставки удорожания от 2,014% в евро и от 6,4% в рублях.
Эта программа вызвала интерес у российских аграриев, говорит Кеменова, поэтому компания совместно с «Дойче Лизинг Восток» разработала аналогичные условия приобретения популярных комбайнов TUCANO и оборудования к ним. Покупатель мог оплатить всего 20% стоимости техники, а оставшуюся часть вносить в течение пяти лет с низкими ставками удорожания от 5,5% в рублях.
Однако в 2015 году программы аренды и субсидированного лизинга были свернуты по причине нестабильности рубля на рынке, сожалеет Кеменова.