Прибыль — норма?

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Принято считать (особенно из-за границы), что в России, при всех ее специфических рисках, хорошая норма прибыли — больше даже, чем на многих других развивающихся рынках и уж тем более несравнимая с маржей, которую можно иметь в таких макрорегионах, как ЕС и Северная Америка.

Формально во многом так и есть. Однако имеется множество «подробностей», способных сделать потенциальную маржу вполне себе посредственной и даже обессмыслить вложения в российскую экономику. В их числе — коррупция, рост бюрократизации / администрирования / все новых форм регулирования, отсутствие стабильности и предсказуемости. Подробностей этих достаточно, чтобы Россия — невзирая на свои многочисленные потенциалы - оставалась маленькой экономикой с 3,8%-м вкладом в мировой ВВП, инвестиции в нее — были несопоставимы с суммами вывозимого капитала, а рост ВВП — грозил, как в этом году, выдохнуться до 2% и локальной рецессии. И это при цене нефти, превышающей $90/барр., политической стабильности и отсутствии значимых внешних и внутренних стресс-факторов.

Возьмем предпринимательство. По данным ГУ-ВШЭ, за один только первый квартал свой бизнес в нашей стране закрыли 300 тыс. предпринимателей. По словам директора ВШЭ по макроэкономическим исследованиям Сергея Алексашенко, основных причин две — коррупция и растущая налоговая нагрузка. В результате прибыль, которая «на входе» могла быть большой, перестает существовать.

Возьмем сельское хозяйство. Свиноводство — признанный драйвер мясного животноводства, отрасль, подчеркнуто обласканная нацпроектно-госпрограммовской поддержкой в 2006—2012 годы, с накопленными инвестициями на уровне $10 млрд. По признанию участников рынка, средняя за последние годы рентабельность их деятельности, пока не «случилась» ВТО, была 20-25%. Те же европейские свиноводы и не мечтали о такой марже! Наши тоже радовались, а что теперь? Евроконкуренты продолжают иметь скромную, но стабильную маржу, которую лишний раз укрепит облегченный доступ их мяса на российский рынок. А мы свою маржу, когда-то двузначную, раскассируем на покрытие операционных убытков.

В экономике, бизнесе важны надежность и постоянство, а не большая норма прибыли, которая на зрелых рынках возможна только на короткой дистанции (к примеру, при спекулятивных стратегиях) и является нормальной для венчуров, но не для традиционных предпринимателей. Чтобы обеспечить стабильность, в том числе ту самую маржу, ради которой будут инвестировать отечественные и зарубежные предприниматели, а выигрыш — получать не отдельные интересанты, а бизнес как таковой, нам нужно другое государство. Не в плане смены политического строя, а в плане модели поддержки бизнеса и набора мотивационных сервисов, которых сейчас нет. Нынешнее государство — дорогое и архаичное — способно стимулировать экономику в основном мерами бюджетной поддержки, причем непоследовательно и несвоевременно. Но сейчас нужно не это: денег в стране больше, чем может переварить ее экономика. Да и бизнес, настроенный самостоятельно зарабатывать (ибо в противном случае он должен называться другим словом), не нуждается в бюджетных вливаниях и, как правило, не закладывает их в бизнес-планы. Ему нужны современные госинституты — политические, экономические, правоохранительные и правовые, говорят участники рынка. Нужны, наконец, профессиональные чиновники, и прежде всего в регионах.

Пока со всем этим проблемы, нужно понимать, что Россия — не та страна, в которой генерируются большие прибыли. Два исключения — природная рента и производный от нее госбюджет — скорее, подтверждают общий вектор, а не меняют его.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»