Журнал «Агроинвестор»
Позволю себе высказаться не как главный редактор, а как потребитель продукции, которую производят и в которую инвестируют те, о ком и для кого мы пишем.
Как налогоплательщик с «белым» доходом, на деньги которого правительство поддерживает сельхозпроизводителей. От имени которого ограничивает импорт продовольствия. На средства которого напрямую формирует маржу участников агрорынка: в 2010 году сумма господдержки более чем на 20 млрд руб. превысила прибыль сельхозпроизводителей.
Вы за поддержку отечественного производителя, продбезопасность и честную конкуренцию? Отлично, я тоже этого хочу. Но не желаю переплачивать за товар, качество которого почти не улучшается, а цена растет быстрее потребительского дохода и в некоторых случаях (как с мясом) превышает мировую. С ростом господдержки товары не становятся доступнее. Думаю, и вам неприятно переплачивать, ведь вы тоже потребитель: вашу маржу изымают инфраструктурные монополисты, нефтяные олигополии и много кто еще. Мы вправе выбирать, кого поддерживать, а не чувствовать свои доходы объектами изъятия. Поэтому представим, что приоритетом экономической политики вместо «защиты отечественного производителя» - протекционистской меры минувшего века — стала поддержка потребителя. Уверен, мы с вами от этого только выиграем.
Первая мера, которая в интересах потребителя, — обнуление таможенных пошлин или их кратное снижение. Торговые барьеры — это средство перераспределения дохода потребителей в пользу владельцев компаний-производителей. Во многом из-за этих барьеров у меня дорогие продукты питания, а у вас — техника и оборудование, которые нужны, чтобы внедрять инновации и делать эти продукты качественнее и дешевле. Пользуясь дефицитом товаров, который создается торговыми барьерами, игроки рынка могут без роста издержек увеличивать цены до уровня, сравнимого с импортом либо превышающего его. Это называется незаработанной прибылью, то есть изымаемой у потребителя. Прямым эффектом отмены таможенных пошлин будет снижение цен.
Вторая мера — отказ от перекрестного субсидирования. Пример — «Газпром», имеющий возможность зарабатывать сверхприбыли (налоговая нагрузка на его бизнес в реальном выражении не растет, а независимые производители де-факто могут продавать газ только «Газпрому») и каждый год лоббирующий повышение тарифа. Взамен он помогает государству решать социальные задачи — газифицирует села, продает газ в стране в несколько раз дешевле, чем на экспорт
Третье — субсидирование покупателя товара, а не производителя / продавца. Тогда последнему будет выгодно вкладывать в эффективность — новые технологии и инновации. Сейчас бизнесу проще инвестировать в лоббирование и ограничительные меры. Результат: цены товаров искусственно завышены, производители неконкурентоспособны, потребители низкоплатежеспособны. Открытая конкуренция — как с импортом, так и за деньги потребителя — будет на пользу и тем, и другим.