Журнал «Агроинвестор»
Власть определяется со среднесрочными приоритетами развития агросектора.
Тон задал президент Дмитрий Медведев. Он перечислил задачи, которые, в его понимании, должны стать приоритетами АПК до 2017 года. Это модернизация пищевых предприятий, обрабатывающих и перерабатывающих производимое в стране агросырье; акцент на развитие переработки продукции растущего животноводства — мяса и молока; развитие логистики и инфраструктуры (хранение и доставка). А еще, отметил президент, «важно создавать не только агрохолдинги, но и стимулировать создание небольших перерабатывающих производств».
Приоритеты неплохие, особенно что касается переработки и инфраструктуры. В конце концов, сколько можно бросать все усилия на то, чтобы дать «вал» (этим особенно отличаются региональные чиновники)? А потом гноить зерно на полях и в амбарах, свеклу — в кагатах, молоко летом продавать чуть ли не по себестоимости и копить в холодильниках тушки птицы в объемах, зашкаливающих далеко за сотню тысяч тонн.
И агрохолдинги Медведев упомянул правильно. Никто не спорит, что такие компании нужны. Но раз уж у нас рыночная экономика, то зачем делать ставку только на них? Нужна и многоукладность: малый и средний агробизнес тоже не должен быть обделен господдержкой. Многие агрохолдинги до сих пор «отжимали» основные объемы госпомощи (кредиты, субсидии), извлекали маржу, монополизируя рынки и лоббируя протекционистские меры, но два года назад начали «заваливаться» при первых признаках финансового кризиса. Если большинство имеющих агроактивы эмитентов облигаций оказались в дефолтах либо избежали их, лишь договорившись о реструктуризации, то, наверное, в их бизнес-моделях что-то не так.
Приоритеты правильные. Скорее всего, они войдут в новую пятилетнюю программу на 2013-2017 годы. Но кроме нее и приоритетов, отрасли нужно кое-что более важное — стратегия ее развития. Замечу, выраженная в последовательных действиях, а не только в документах. Документов-то за последнее время приняли достаточно: нацпроект, госпрограмма до 2012 года, закон о развитии сельского хозяйства, концепция продбезопасности… Но стратегия государства на агрорынке яснее не стала, хоть поддержка сельхозпроизводителей за последние десять лет и выросла в десятки раз. Предпринимаются, как правило, срочные тактические шаги: запрет экспорта зерна, пролонгирование кредитов, бюджетные выплаты пострадавшим от пожаров/засухи
Если посмотреть не на коцепции и не на действующую госпрограмму (тем более что она второй год как перестала выполняться), многое, что делало в последние годы государство, укладывается в алгоритм: добавить денег + ввести новые (вариант — усилить существующие) защитные барьеры = поддержать отечественного сельхозпроизводителя. Но и это не стратегия.
Государству нужно решить: оно поддерживает свободный рынок или выбирает переход к протекционизму и госрегулированию экономических отношений? Но пока в действиях власти, как выражаются чиновники, присутствуют «противоречивые сигналы». Мне кажется, пора уже перестать сигналить и определиться. Для этого самое время: агрогоспрограмма на очередную пятилетку еще не написана и как раз начинает обсуждаться.