Плохо подписывались

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

почему не состоялось первое посткризисное «агро-IPO»

IPO «», за подготовкой к которому внимательно наблюдали участники агрорынка, планирующие делать свои компании публичными, в итоге не состоялось. В мае созданная сенатором Вадимом Мошковичем группа отменила свое первичное размещение, на котором хотела заработать до $309 млн. Инвесторы продемонстрировали низкий интерес к компании: подписали книгу заявок всего один раз и по нижней ценовой границе. Время ажиотажного спроса на бумаги агрохолдингов, похоже, прошло. К тому же размещение «» совпало с периодом нестабильности на фондовых рынках.

В ночь с 12 на 13 мая «» закрывала книгу заявок на IPO, а утром 13-го, в 8.00. мск, собиралась объявить об итогах сделки. Но вместо данных о цене размещения группа сообщила об отказе от IPO. Объяснение — волатильность фондовых рынков. На самом деле компания рассчитывала на переподписку в несколько раз, инвесторы же просили в среднем 15%-ного дисконта к нижней границе цены размещения, говорили источники, близкие к банкам-организаторам IPO «» (всего их было четыре — Сбербанк, «Ренессанс Капитал», Альфа-банк и Credit Suisse). В результате книга заявок была подписана всего один раз и по нижней границе объявленного ценового диапазона. Нижняя граница составляла $13,5 за акцию, верхняя — $17. Компания большого интереса у инвесторов не вызвала.

По словам участников роуд-шоу, обсуждалась возможность снижения ценового диапазона. Но собственники решили отменить IPO. Если бы размещение состоялось, компания и семья ее основателя Вадима Мошковича, планировавшие продать 20% акций, могли бы заработать $245-309 млн, а сама «» после IPO стоила бы $1,07-1,35 млрд. Вырученные средства компания планировала использовать на модернизацию и расширение производственных и перерабатывающих предприятий, финансирование потенциальных приобретений, покупку сельхозземель, выход на новые рынки и «для общих корпоративных целей».

Не смог заработать «» - один из крупнейших и старейших российских агрохолдингов, бизнес которого начинался с переработки сахара-сырца (см. «» № 5, май 2010 года). Ничто не предвещало фиаско его размещения, о намерении провести которое группа сообщила 15 апреля. Банки-организаторы щедро оценили «» (см. таблицу). Исходя из их оценок стоимость бизнеса группы была сравнима с группой «» (примерно $1,4 млрд по майским котировкам на LSE — Лондон) и самым дорогим публичным агрохолдингом СНГ — украинским «Мироновским хлебопродуктом» ($1,56 млрд). В сообщении «» говорилось, что ее капитализация после IPO составила бы $1,23-1,55 млрд. Компания собиралась предложить для размещения 18 188 742 акций (20% капитала в свободном обращении после размещения).

В первый же день роуд-шоу (28 апреля) нашелся «якорный» инвестор. Соорганизатор сделки «Ренессанс Капитал» сообщил клиентам, что другой организатор, Сбербанк, подал заявку на приобретение бумаг на $200 млн, или 65-82% от выставленного на продажу пакета. Если бы компания разместилась по нижней границе и заявка Сбербанка была удовлетворена полностью, то он мог бы получить более 16% группы. Сбербанк — крупнейший кредитор «», указано в меморандуме к IPO: на 31 декабря 2009 года на него приходилось 75% краткосрочной задолженности, составившей 4,5 млрд руб., и 91% долгосрочной (8,2 млрд руб.). А Мошкович был миноритарием Сбера: летом 2009 года он владел 0,2% его акций, более поздняя информация недоступна.

Сбербанк не только мог купить крупный пакет «», но и согласился вывести из-под залога часть бумаг ООО «Группа компаний «» (контролирует активы холдинга). 26 апреля группа сообщила о заключении со «Сбером» договора залога 50%-ной доли этого ООО в качестве обеспечения обязательств «-сахара» по кредитным договорам 2009-2010 годов на общую сумму 1,4 млрд руб. Для сравнения, в начале марта в залоге у Сбербанка было 95% ООО «ГК «». Факт залога практически всей компании, на которую записаны активы эмитента, мог вызывать беспокойство у потенциальных инвесторов. Залоги снижают оценку компании инвесторами, у которых появляются дополнительные риски, объяснил партнер адвокатского бюро «Эдас» Илья Лифшиц.

У «» низкая долговая нагрузка, что тоже не могло не привлекать инвесторов. Два источника, участвовавших в подготовке к IPO, говорили, что долг группы составляет около 10 млрд руб., около 5,5 млрд руб. из которых — долгосрочное финансирование, полученное по госпрограмме развития АПК для строительства свинокомплекса «Белгородский бекон». Без учета этого кредита долг компании на конец 2009 года был меньше 1 EBITDA.

Не то время

IPO «» пришлось на не самые лучшие времена, констатируют эксперты. Роуд-шоу стартовало 28 апреля, за это время индекс РТС упал на 7,4% вслед за глобальным падением на мировых рынках. Почти все из состоявшихся в мае сделок не оправдали первоначальных ожиданий эмитентов. Компания «» продала акции по нижней границе диапазона — $6-8 — и привлекла $90 млн из запланированных $130 млн. Контролирующий акционер «» продал порядка 4,8% капитала по $20,25 вместо запланированных 7% по $20,25-22,57. Несколько эмитентов («Мечел», ЛСР, КТК, «Кузбасская топливная компания») соглашались снизить ценовой диапазон или уменьшали объем предложения. Выше нижней границы разместился только фармхолдинг «Протек». Как и «», от IPO, назначенного на 30 апреля, из-за низкого спроса на бумаги отказался «Уралхим» - производитель минеральных удобрений.

Потенциальные инвесторы «» говорят не только о нестабильности на фондовых рынках, но и признаются, что их смутил «фактор Сбербанка». «Во-первых, мы посчитали, что даже по нижней границе ценового диапазона компания переоценена, — объясняет управляющий «Тройки диалог» Андрей Килин. — Во-вторых, инвесторы, в том числе и мы, опасались низкой ликвидности бумаг после размещения в том случае, если большой пакет купит Сбербанк».

Теперь «» будет ждать новой возможности выйти на биржу, знает один из участников роуд-шоу. Но возможность для этого вряд ли появится раньше, чем через год, считает он.

Не хотят делиться

Топ-менеджеры ведущих инвесткомпаний-организаторов IPO сетуют на «жадность» российских эмитентов. Россияне хотят снять с рынка все до копейки и не желают быть реалистами, жалуется один из них. Сейчас не 2007 год, когда почти на всех сделках был высокий спрос и многократные переподписки, констатирует директор департамента рынков акционерного капитала Unicredit Securities Михаил Соколов: «Но многие тогда обожглись, и это заставляет инвесторов гораздо более внимательно подходить к участию в российских IPO». Если на рынках нервозность, то лучше отложить сделку до объявления о ней, советует соруководитель инвестиционного и корпоративного банкинга Citi в России Святослав Славинский. Но все собственники компаний настаивают на своей цене и не любят ее снижать, ведь это оценка всего их бизнеса. В этих условиях инвесторы не видят потенциала для роста котировок акций, которые им предлагают купить.

Один из первых

В 1995 году Мошкович создал компанию «Шугар трейдинг», которая занялась торговлей белым сахаром. Позже к сахарному бизнесу добавились зерновой и масложировой, затем Мошкович продал элеваторный бизнес компании Cargill, а почти все масложировые активы — «Югу Руси». Сейчас сахарный бизнес группы включает семь заводов общей мощностью 30 тыс. т сахарной свеклы или 5,35 тыс. т сахара-сырца в сутки. Источник, близкий к группе, рассказывал, что с учетом покупки в прошлом году компании «Русский сахар» «Русагро» стала крупнейшим производителем белого сахара в стране, немного опередив многолетнего лидера — «Продимекс». Сейчас «Русагро» называет себя диверсифицированным производителем продуктов питания: группа контролирует Екатеринбургский жировой комбинат (годовая мощность — 84 тыс. т майонеза и 49 тыс. т маргаринов), «Белгородский бекон» (свиноводство, проектная мощность — 60 тыс. т мяса в живом весе в год), около 360 тыс. га сельхозземель, три элеватора общим объемом единовременного хранения 285 тыс. т.
В 2010 году «Русагро» впервые за последние годы раскрыла финансовые результаты. Консолидированная выручка группы в прошлом году составила 24,67 млрд руб., прибыль — 2,32 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2008-м на 39% и 116% соответственно. Долг компания не раскрыла.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»