Журнал «Агроинвестор»
«Кто в 2010 году не посеет сахарную свеклу, тот дурак», — полушутя написал мне в конце декабря по мэйлу вместе с новогодним поздравлением знакомый агроаналитик.
Но в любой шутке, как известно, только доля шутки: почитайте на стр. 34, что говорят участники рынка и эксперты о перспективах возделывания и переработки свеклы в нынешнем сезоне. Цены на сахар чуть ли не на 30-летнем максимуме (до 30 руб./кг в опте), за тонну сырья платят 1,8 тыс. руб. и более, рентабельность его производства — 100%. И все это при ожидаемом рекордном урожае, который может составить 31 млн т. Впрочем, не все так феерично: модернизация мощностей по переработке может отстать от увеличения производства свеклы, нарастить которое проще, чем модернизировать завод. Да и принцип «сырьевого маятника» никто не отменял: помните, как в первой половине 2000-х годов крестьяне дружно вкладывались в свеклу, а два-три года назад распродавали технику и ликвидировали свеклосахарные плантации?
Но пока все хорошо, у свеклы благоприятная экономика. Разочаровавшись в пшенице и пивоваренном ячмене (ради трехзначной маржи которых они в свое время, кстати, и бросили сеять сахарную свеклу), сельхозпроизводители ищут возможность заработать в том числе на приносящих стабильный доход нишевых агрокультурах — таких как рапс и соя. Или вот, например, рис (см. статью на полосе 42). Крупным игрокам, кроме «Разгуляя», в этом сегменте по понятным причинам уже нечего делать. А для средних агрокомпаний вполне себе нормальный бизнес с рентабельностью в 30-40%. Семеноводство приносит больше — 100%. В рисовом секторе, к слову, тоже валовые максимумы: в 2009 году собран самый внушительный за многие годы урожай, в 2010-м ожидается еще больший — свыше 1 млн т.
Так что и в кризис на сельхозрынке хватает рекордов и круглых чисел. Еще пример: аналитики «СовЭкона» писали в январе, как кукуруза стала самой дорогой российской зерновой агрокультурой, чего не было с 2008 года. Подробности — в сюжете на стр. 12. Да и есть ли кризис, вот вопрос: руководители правящей партии, государства и АПК все больше говорят о посткризисном развитии и модернизации. На стр. 18 — материал о том, завершен ли кризис в сельском хозяйстве и как скоро будут преодолены его явления (или последствия — кому как нравится): снижение прибыли, дорогие кредиты/залоги и дефицит ликвидности. Интересно, а что для вас кризис — уже «последствие» или все еще «явление»?