Журнал «Агроинвестор»
Сохранит ли АПК темпы роста при нынешнем объеме господдержки
В обновленном бюджете-2009 урезано большинство расходных статей на АПК. При этом президент обещает сектору 183 млрд руб. — больше, чем в 2008-м докризисном году. Правительство определилось с приоритетными отраслями, которые профинансируют в первую очередь: это животноводство и зерно. Неприоритетные расходы сокращаются. Больше всего не повезло программе соцразвития села, которую урезали на 50%. Участники рынка ждут не столько увеличения поддержки, сколько возобновления кредитования реального сектора, которое с осени прошлого года фактически заморожено.
В результате пересмотра бюджета на 2009 год, поправки к которому утвердил президент Дмитрий Медведев (действуют с 6 мая), доходы госказны сократились более чем на четверть (на 4,2 трлн руб.) до 6,7 трлн руб. Страна закончит год с дефицитом в 3 трлн руб., или 7,4% ВВП. Чтобы профинансировать превышающие доход расходы, эту сумму возьмут из резервного фонда, объясняли руководители Минфина после вступления в силу поправок.
На чем сэкономили
Большинство госзатрат на АПК секвестировано (примеры см. в таблице «Соцрасходы срезали первыми»), выяснил «Агроинвестор», изучив ведомственную структуру расходов обновленного бюджета. Общий бюджет Минсельхоза сокращен на 20,8 млрд руб. до 127,3 млрд руб., в том числе затраты по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» - на 3,2 млрд руб. до 23,67 млрд руб. В частности, на реализацию в 2009 году основных мер пятилетней госпрограммы (записаны в восьми программах — двух ФЦП, двух отраслевых и четырех ведомственных) остался 61 млрд руб. против плановых 100 млрд руб. Отраслевые программы — мясная и молочная — урезаны, впрочем, не были. Наибольшему сокращению — на 50%, по данным «Коммерсанта» - подверглась ФЦП соцразвития села. А вот расходы на «общегосударственные вопросы», международные отношения и обязательства, «другие вопросы в области национальной экономики» (в их числе — затраты на центральный аппарат и выполнение функций госорганами) увеличены несмотря на оптимизацию.
Что могут регионы
Однако расходы на агропром в 2009 году не снизятся, а вырастут, заверяют власти. Общий объем бюджетного финансирования сельского хозяйства увеличивается, уверял президент Медведев в интервью телеканалу «Вести недели». По его словам, аграрному сектору на 2009 год выделят в общей сложности 183 млрд руб. К числу отраслей, «наиболее перспективных с точки зрения импортозамещения и наращивания внутреннего спроса» отнесено сельское хозяйство в обновленной антикризисной программе правительства, подписанной Путиным в июне. Господдержка, сказано там, в этом году вырастет на 45% до 212 млрд руб. — правда, с учетом рыбного хозяйства (сколько потратят отдельно на АПК, не написано).
Еще порядка 95 млрд руб. предоставят регионы, говорится в документе. Финансирование АПК должно оставаться приоритетом для региональных руководителей, постоянно напоминают высшие чиновники. «С теми, кто будет снижать поддержку, большой дружбы у нас не будет», — предупреждал губернаторов первый вице-премьер Виктор Зубков.
Однако бюджетные возможности регионов, особенно дотационные, сокращаются быстрее, чем в федеральном центре. Вслед за ним многие субъекты Федерации тоже пересмотрели свои агрогоспрограммы в сторону снижения. Например, в Липецкой области оно в 2009 году составит почти 24 млн руб., в Смоленской — 105 млн руб. Камчатский край урезал программу с 67 до 44 млн руб. Расходы бюджета Новосибирской области на поддержку сельского хозяйства составят 2,2 млрд руб. — на 140 млн руб. меньше, чем в 2008 году. Правда, с учетом дотаций из федерального центра (280 млн руб. на покупку дизтоплива) они де-факто останутся на прежнем уровне, надеются местные чиновники, слова которых передает Regnum.
Правительство будет в первую очередь помогать тем субъектам, которые не снизят поддержку сельского хозяйства в сравнении с предыдущим годом, обещал ранее Зубков. В числе сохранивших ее объемы — Краснодарский край и Ленинградская область. «Финансирование [регионом] программы сельского хозяйства в 2009 году остается на прежнем уровне, — заверяет глава кубанского сельхоздепартамента Игорь Лобач. — При этом только на поддержку ЛПХ будет направлено свыше 1 млрд руб.». «Наш губернатор ни на копейку не сократил бюджетную поддержку сельского хозяйства и не сделает этого несмотря на кризис», — обещает председатель постоянной комиссии по АПК заксобрания Ленобласти Виктор Санец. Центр продолжает выделять региону дотации на минудобрения и племенной скот, доволен он. Нравятся Санцу и результаты поддержки: за первый квартал рост сельхозпроизводства в области составил более 6%, говорит он.
Откуда деньги возьмут
За счет чего вырастет федеральное финансирование агросектора, авторы антикризисной программы правительства не уточняют. Обо всех перечисленных в ее тексте суммах объявлялось ранее. Это субсидирование 100% ставки рефинансирования ЦБ по кредитам для животноводства (7 млрд руб.), возмещение 80% ставки остальным предприятиям АПК (10 млрд руб.), докапитализация «Росагролизинга» и РСХБ (25 млрд руб. и 45 млрд руб.). О дополнительном финансировании пятилетней госпрограммы ничего не сказано — написано только, что правительство «примет меры» по ее реализации в 2009 году. Меры указаны те же, что и раньше: защита внутреннего рынка, «стимулирование экспорта» сельхозпродукции, доступность финансовых ресурсов.
На отсутствие последней как раз и жалуются участники рынка. Опрошенные главы компаний и эксперты говорят не столько о том, что не ощутили увеличения бюджетной поддержки или заметили ее сокращение. Они не получают ранее обещанных госсредств либо их перечисляют им с большим опозданием. Группе «Рубеж» (птицеводство, переработка мяса) компенсировали ставку рефинансирования ЦБ только за прошлый год, недоволен гендиректор компании Василий Верюжский (см. интервью на стр. 22). Выделение запланированных 7 млрд руб. на мясную и молочную отраслевые программы на момент сдачи этого номера не началось. В конце мая Виктор Зубков раскритиковал федеральный Минсельхоз, который не одобрил ни одного представленного регионами животноводческого проекта, признав их неэффективными (см. врез).
В июне Владимир Путин пообещал, что Минсельхоз выделит на завершение строительства птицефабрик, свинокомплексов и молферм 74 млрд руб. Участники рынка верят премьеру (см. опрос на стр. 50), сомневаясь, однако, хватит ли этих средств. Выполнение планов развития животноводства сейчас в большей степени зависит не от финансов, а от динамики платежеспособного спроса населения, считает гендиректор ИКАРа Дмитрий Рылько. Подтверждая, что государство сократило расходы «на некоторые направления» сельского хозяйства, он соглашается с утверждением Медведева об общем росте финансирования сектора в 2009 году. По данным Рылько, прибавка составит более 80 млрд руб., но пойдет в основном на пополнение уставных капиталов РСХБ и «Росагролизинга».
Приоритеты — мясо и зерно
Сокращая финансирование ряда отраслей АПК, власти рассчитывают на сохранение высоких темпов роста как сектора в целом, так и его сегментов, признаваемых приоритетными. Это животноводство (замещение импорта), а также производство зерна. «С учетом сокращения бюджетных расходов» неизбежна корректировка «отдельных направлений» сельского хозяйства, признает Зубков. Чтобы агропром продолжал расти аналогично предыдущему году (см. таблицу), достаточно «максимально эффективно» использовать имеющиеся средства и перераспределить деньги пятилетней госпрограммы «по ключевым направлениям», говорит вице-премьер (все цитаты — по сообщениям пресс-службы правительства). В пресс-службе Минсельхоза не смогли объяснить «Агроинвестору», как перераспределят средства госпрограммы.
Зубков рассчитывает, что к декабрю производство всех видов мяса прибавит более 0,5 млн т — это ранее запланированный годовой объем прироста. Он ссылается на хорошую динамику первого квартала 2009 года, когда отечественные мясные компании произвели на 129 тыс. т больше против аналогичного периода 2008-го. «В течение года эта тенденция даже будет укрепляться», — выражал он уверенность в интервью «Российской газете». При таких темпах к 2012 году Россия по производству мяса выйдет на нормативы, предусмотренные доктриной продбезопасности (85% рынка), подсчитал вице-премьер. «Если бы возобновилось нормальное финансирование [животноводства], то я бы не сомневался в заявленных цифрах», — говорит руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. За счет инвестиций 2006-2007 годов мясное производство по итогам 2009-го в принципе может увеличиться на тот объем, о котором говорит Зубков, считает он: свиноводство — прирасти на 150-200 тыс. т, птицеводство — примерно на 250-300 тыс. т. Однако при снижении господдержки, ценовых колебаниях на рынке и проблемах с финансированием текущей деятельности, которые могут возникнуть у производителей, планы правительства могут не реализоваться, опасается Юшин.
Производство молока, запланированное в госпрограмме на этот год, должно составить 34 млн т — на 1 млн т больше, чем в 2008-м. Если участники рынка оперативно не получат обещанных правительством денег на завершение инвестпроектов либо сумма поддержки сократится, то такого прироста может и не быть, считают производители. Агрофирма «Оптина» (Калужская область) из-за отсутствия средств приостановила реконструкцию молочной фермы, рассчитанной на 600 КРС дойного стада, рассказывает Петр Бишко, председатель совета директоров компании.
Даже при возобновлении кредитования не все производители «потянут» выплату подорожавших с начала кризиса кредитов, добавляет топ-менеджер другой агрокомпании. «Если раньше благодаря субсидированию [процентов] наша кредитная нагрузка уменьшалась хотя бы на 10%, то сейчас банковские ставки выросли до 20%, отдавать которые намного тяжелее [даже если выплачиваются субсидии]», — подтверждает Бишко. В национальном докладе Минсельхоза о реализации госпрограммы в 2008 году также говорится о росте ставки по кредитным договорам до 18-20%.
Господдержка еще одного приоритетного для государства сектора, зернового, в этом году тоже снизится. По данным министра сельского хозяйства Елены Скрынник, на проведение интервенций по закупке урожая-2009 в Россельхозбанке зарезервировано 20 млрд руб. Для сравнения, на предыдущие интервенции (с 19 августа 2008-го по 21 мая 2009 года) потратили 46 млрд руб., а законтрактовано было 9,6 млн т зерна. Реальный объем госфонда в начале сезона 2009/10 сельхозгода, по данным ИКАРа, составит 8-8,2 млн т. Снизится не только финансирование интервенций, обращает внимание исполнительный директор «СовЭкона» Андрей Сизов-младший. Из-за того, что приобретение фуража не планируется, а среднерыночные цены на продовольственную пшеницу в наступившем сезоне будут несколько выше, чем в 2008/09 сельхозгоду, государство сможет купить еще меньше зерна. В Центральном, Южном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах пшеница третьего класса будет стоить 5,5 тыс. руб./т, четвертого класса — 4,9 тыс. руб./т, прогнозирует Сизов.
Председатель совета директоров зернотрейдинговой и сельскохозяйственной группы Valars Кирилл Подольский, в отличие от Сизова, называет сокращение финансирования интервенций хорошей новостью. «Это очень позитивный момент. В истекшем [сельхоз]году вмешательство государства в рынок было слишком масштабным, — сравнивает он. — Хотя, по идее, помогать, закупая зерно по фиксированным ценам, нужно только очень проблемным регионам».
Не только финансы
Для сохранения темпов роста сельского хозяйства в 2009 году нужно не только увеличить госфинансирование, но и эффективнее регулировать рынок, считают эксперты и производители. Выполнение амбициозных планов по производству мяса в среднесрочной перспективе — вопрос не столько предоставления субсидий на погашение процентной ставки, сколько доступности кредитов, говорит Юшин. А поскольку с началом кризиса инвестиции в сельское хозяйство резко сократились, сложно говорить о существенном увеличении производства мяса после 2009 года, добавляет эксперт. «Чтобы рассчитывать на заметный рост того же свиноводства, необходимо активно вкладывать в племенную базу, — приводит пример Юшин. — Более 50% российского мяса производят в личных подсобных хозяйствах, а это плохая генетика, низкое число опоросов в расчете на матку
Правительство должно думать не только о выделении субсидий, но и создавать более привлекательные для частных инвесторов условия финансирования агропроектов, поддерживает Юшина Подольский из Valars. Когда государство вместо этого само становится крупным игроком, остальные участники рискуют «выпасть из рынка», добавляет другой трейдер, намекая на создание «Объединенной зерновой компании». А Дмитрий Рылько из ИКАРа предлагает как можно скорее перейти от интервенций к залоговым операциям.
Чтобы участники рынка молока чувствовали себя комфортно, нужны прежде всего не деньги, а регулирование импорта и поддержка внутреннего спроса, советует Владимир Лабинов, исполнительный директор Молочного союза. «Я не стал бы пессимистично оценивать факт сокращения бюджета, — говорит он. — Многое будет зависеть от дальнейших действий правительства по регулированию рынка».