Журнал «Агроинвестор»
Писать об инвестициях в агрокомплекс, особенно частных и особенно в последние полгода, откровенно говоря, становится все сложнее.
Проверенные годами ньюсмейкеры из числа глав компаний перестают отвечать на электронные письма, а при телефонных разговорах начинают вместо цифр и фактов выражаться полунамеками. Другие ограничиваются комментариями, из получасовой расшифровки которых невозможно выжать ничего, кроме «у нас все хорошо» или «работаем, но есть проблемы». Третьи рассказывают складно, но путаются в цифрах, которые никак не «бьются» друг с другом. Сразу возникает подозрение, что человек говорит неискренне.
Ни первые, ни вторые, ни третьи сейчас не настроены откровенничать с бизнес-прессой. При личной встрече объясняют, к примеру, так: «Вот я раскрою цифры, ты напишешь, что у нас снизились издержки, увеличилась выручка и вырастет EBITDA. А завтра я не смогу убедить банк рефинансировать кредит на приемлемых условиях. И остальные, чего доброго, потребуют досрочного погашения, узнав, что у компании нормально идут дела». Тех, у кого дела эти и вовсе из рук вон, понять легче. Сегодня получишь паблисити — завтра налетят те же кредиторы и сделают тебе реальный дефолт. Да и кому хочется рассказывать о своих неуспехах? Ну и, само собой, есть явно нерыночные, в том числе федеральные, агрохолдинги, но здесь у нас взаимное отсутствие интереса. Им тем комфортнее, чем меньше о них читают, нам же всегда было незачем про них писать. Их бизнес — не бизнес. Они пересидят кризис за широкими спинами влиятельных людей, с которыми де-факто аффилированы.
Молчат и отнекиваются не все, иначе «Агроинвестор» не смог бы издаваться. Просто такие вот кривые коммуникации до кризиса были исключением, а теперь становятся тенденцией. Есть, конечно, компании, которые успели пройти инвестиционную фазу, ввели мощности, отладили технологии. Они выживут и, скорее всего, выиграют от кризиса: заработают на импортозамещении, обзаведутся новыми активами