Сэкономить правильно

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Какие затраты можно снизить, не навредив бизнесу

В условиях финансового кризиса в агрокомпаниях как могут стараются экономить, чтобы сохранить хотя бы минимальную доходность. Как говорят опрошенные топ-менеджеры, отказаться можно от 10-50% затрат на ведение бизнеса. В ход идут разные методы секвестирования расходов — от развешивания на рабочих местах письменных напоминаний «Уходя, гаси свет» до сокращения посевов и замораживания окладов. Ни в коем случае нельзя урезать только затраты на технологии и ключевых специалистов, говорят сельхозпроизводители.

Экономить следует, переходя на новые технологии, прежде всего ресурсосберегающие, доказывает гендиректор «Агриконсалта» Андрей Голохвастов. Ведь на современных предприятиях, как правило, занято меньше персонала, чем в не прошедших модернизацию агрокомпаниях, расходуется меньше энергоносителей, сравнительно небольшие логистические издержки, перечисляет он. Однако позволить себе тратиться на развитие могут далеко не все сельхозпроизводители, признает эксперт: такие вложения требуют долгосрочных инвестиционных кредитов, получить которые на приемлемых условиях сейчас очень сложно.

Найти убытки

Однако есть низкозатратные решения, помогающие оптимизировать расходы, радикально не меняя технологий и не неся крупных затрат, продолжает Голохвастов. Возьмем экономию на кормлении КРС, приводит он пример. Обычно в хозяйствах дают животным как собственные корма (силос, сенаж), так и заводской комбикорм. Но есть другой вариант, взятый на вооружение многими компаниями, знает Голохвастов: самостоятельно выращивать зерно, собирать его на стадии восковой спелости, сплющивать и консервировать. Так можно, не рискуя снижением надоев, заменить часть заводского комбикорма, который стоит 7-8 руб./кг, дешевым аналогом себестоимостью 3 руб./кг. К тому же при ранней уборке зерновых один комбайн в состоянии обработать большие площади, чем при традиционной, да и на сушку урожая тратиться не нужно, говорит эксперт. Это недорогая технология — €20-30 тыс. на ферму с 400-600 коровами, прикидывает он: «Зато окупаемость — всего год, в крайнем случае два, дальше — чистая прибыль».

Но прежде чем экономить, предприниматель должен знать, какие бизнес-направления генерируют убытки, напоминает Голохвастов. Есть виды деятельности, которыми компании занимаются «по инерции», не анализируя, прибыльны ли они, знает глава «Агриконсалта». «К примеру, держат сотню коров или возделывают низкоурожайный картофель на 20-30 га, — рассказывает эксперт. — Это невыгодно [по причине низкого объема производства]. В таких случаях часто бывает, что убыточное направление финансируется за счет рентабельного». Также важно проанализировать производительность труда, добавляет Голохвастов. Иногда выгоднее оставить из двух работников одного, но мотивировать его более высокой зарплатой, заключает он.

По наблюдениям Елены Тюриной, гендиректора Института аграрного маркетинга, затраты, сокращаемые в первую очередь, — маркетинг и продвижение продукции. Но это в других отраслях, уточняет она: в сельском хозяйстве маркетинговые расходы не относятся к основным, продукция в основном сырьевая и промоушн ей почти не нужен. Поэтому в условиях кризиса агрокомпании сравнительно безболезненно секвестируют такие расходы, хотя сэкономить на них тоже могут немного. Сложнее сократить производственные затраты, говорит Тюрина, прямо влияющие на количество и качество получаемого продукта. В животноводстве это покупка и обслуживание животных, оборудование, рецептуры кормления и т. д. Директора, чтобы снизить издержки, часто начинают с сокращения персонала, обслуживающего производство, увеличивая нагрузку на оставшихся работников, знает Тюрина. Отдача небольшая, а экономия впоследствии может обернуться новыми расходами, считает она. Сокращать людей лучше за счет персонала управляющей компании или снижения затрат на ее содержание, советует эксперт. Тогда, в зависимости от численности штата УК, можно сэкономить 5-10% от оборота бизнеса, подсчитывает Тюрина.

Что сокращают

В пермском агрохолдинге «Ашатли» действует целый антикризисный план снижения затрат, рассказывает первый замгендиректора компании Сергей Чернов. К примеру, есть программа уменьшения расходов на электроэнергию. Она состоит из разных мероприятий — начиная с простых (напоминания типа «Уходя, выключи свет» на рабочих местах) до комплексных (аудит энергопотребления на всех предприятиях холдинга). Благодаря аудиту выявили возможности для экономии, говорит Чернов, в том числе заменили, где можно, 200-ваттные лампы на менее мощные по 50 Вт. Выяснилось, что на нескольких молфермах «Ашатли» работают старые нагреватели технической воды. Выгоднее демонтировать их и один раз потратиться на «Электролюксы», подсчитали в компании. Современные приборы быстрее нагревают воду, а энергии требуют в три раза меньше, убедился Чернов.

В растениеводстве тоже нашли резервы для экономии, ведь на корма приходится 70-75% затрат животноводства, рассказывает Чернов. В апреле он вел переговоры с поставщиками топлива об оптовой закупке ГСМ по льготной цене, чтобы получить корм с более низкой себестоимостью (на 5-7%). «Ашатли» также отказалась от части импортной техники в пользу более дешевой отечественной и «оптимизировала численность персонала», добавляет Чернов. Сколько удастся сэкономить, вводя антикризисные меры, он пока сказать затрудняется — «будет видно к концу года», — предполагая, что можно снизить затраты на 10%. От планов развития холдинг тоже не отказывается, подчеркивает топ-менеджер: «У нас 29 инвестпроектов в сферах молочного животноводства, растениеводства, овощеводства (открытого грунта и тепличного). Некоторые из них мы, конечно, скорректируем по срокам реализации. Сейчас ведем переговоры с банками, готовим залоговую базу».

Калужский фермер Андрей Давыдов (производит говядину, стадо — 330 КРС) тоже нашел несколько способов сокращения затрат. «Думал приобрести в этом году новый белорусский трактор за 560-630 тыс. руб., но решил повременить, тем более что покупка импортной техники больше не субсидируется», — делится он. Собирался Давыдов купить и несколько племенных бычков по 100 тыс. руб./гол., а теперь хочет пополнять стадо по технологии искусственного осеменения. «100 доз спермы стоят всего около 10 тыс. руб., причем цена включает доставку материала и его хранение до трех лет в банке местного племпредприятия, — сравнивает Давыдов. — Приобретение 3-4 быков или 4-5 телок обошлось бы в 200-300 тыс. руб.». Для небольшой компании эффективна экономия даже на банковских услугах. «В Сбербанке обслуживание счета стоит порядка 2 тыс. руб./мес., а в - 0,6 тыс. руб./мес., — объясняет Давыдов. — Раньше мы работали со Сбером, а теперь перешли в . За год сэкономим на обслуживании больше 16 тыс. руб.».

Еще одна антикризисная мера фермера — поиск новых покупателей мяса. В последние месяцы торговые сети на две недели задерживают платежи за отгруженный товар, тогда как раньше платили максимум через семь дней после поставки. Чтобы не оставаться без оборотного капитала и средств на развитие, Давыдов, самостоятельно разделывая туши, упаковывает часть продукции в ящики и поставляет ее конечным потребителям — работникам столичных офисов. Они приобретают у хозяйства мясо на 15% дороже, чем магазины, доволен фермер. А выгода клиентов в том, что они покупают свежую говядину без торговой наценки, утверждает Давыдов.

Другой способ экономии — сокращение расходов на ГСМ. В прошлом году, вспоминает он, в период заготовки кормов (май-июль) дизтопливо резко подорожало до 25-27 руб./л. А в 2009-м Давыдов рассчитывает закупить 10 т дизтоплива, которого ему хватит до октября, по льготной цене, которую власти обещают установить для сельхозпроизводителей. «На заправках топливо стоит около 14 руб./л, мы же рассчитываем заплатить 11 руб./л, сэкономив на горючем примерно 120 тыс. руб. в сравнении с 2008 годом, — говорит он. — А вот зарплаты работникам сокращать не будем». В общей сложности снижение расходов поможет Давыдову снизить затраты на производство мяса на 5-10% по отношению к прошлому году.

У «Сибирского хлеба» 15 тыс. га зерновых и масличных в Новосибирской и Кемеровской областях. В 2009 году не обойтись без снижения затрат на производство, признается гендиректор компании Павел Миклухин. «В первую очередь сократим посевы на 30-35% до 7-8 тыс. га, — говорит он. — Освободившуюся землю отведем под пар и тем самым сэкономим на семенах, агрохимикатах, топливе и других ресурсах, используемых при полевых работах». Снижения продаж директор не опасается. «Как и в прошлом году, рыночная цена нашего основного продукта — продовольственной пшеницы 3 класса — скорее всего, будет в Сибири невысокой — 3,5-4 тыс. руб./т, — объясняет он. — К тому же мы ждем высоких переходящих запасов, экспортировать зерно нам невыгодно, а везти внутренним потребителям очень далеко и дорого. При сохранении производства на прошлогоднем уровне — 18-20 тыс. т — у компании могут возникнуть проблемы с реализацией. Поэтому не вижу смысла вкладывать большие деньги в возделывание зерновых: в лучшем случае я верну их, ничего не заработав». «Сибирский хлеб» сократит посевы на треть, а оставшиеся земли начнет обрабатывать «по органической технологии без применения химикатов», говорит Миклухин. Новая технология поможет снизить себестоимость примерно на 15%, надеется он. Еще директор планирует отказаться от покупки части агротехники. В итоге затраты сократятся на 40-50%, прикидывает он.

В самарском холдинге «Синко», как и в «Сибирском хлебе», снизили расходы на закупку сельскохозяйственной техники в три раза и по той же причине, что Миклухин, примерно на 70% сократили посевы яровых зерновых. На этот год, рассказывает замдиректора компании Андрей Зорин, поставлена задача «получить хотя бы не убыточное сельхозпроизводство». В 2008-м холдинг получил рентабельность около 10%.

На чем не экономят

Дмитрий Авельцов, гендиректор «Ставропольского бройлера» (объем производства в 2008 году — 43 тыс. т мяса в убойном весе), говорит, что издержки в компании снижают все шесть лет ее существования. «Мы оптимизируем их вне зависимости от экономического кризиса», — утверждает он. По словам Авельцова, лучший способ борьбы с издержками — инвестиции в новые технологии. За первый квартал 2009 года компания освоила 124 млн руб., заменив оборудование птицеперерабатывающего филиала «Пятигорский». Экономия при использовании современных технологий — более 28 млн руб./год, подсчитывает Авельцов: «Они позволяют снизить производственную себестоимость килограмма мясной продукции на 60-65 коп.». В 2009 году в компании планируют рост выручки на 21,4% до 3,4 млрд руб., а вот сотрудников, несмотря на кризис, сокращать не будут. Нынешний штат — 2,8 тыс. человек — Авельцов называет оптимальным по численности.

В липецкой агрогруппе «Черноземье» затраты увеличились из-за ослабления рубля, рассказывает управляющий компании Игорь Икармин. На несколько процентов подорожали удобрения и гербициды, семена сахарной свеклы, запчасти на импортную технику, с 12-13% до 18-19% выросли ставки по оборотным и инвесткредитам, перечисляет он. Но оптимизировать расходы не получается, сетует топ-менеджер. «Экономить нам не на чем», — объясняет он: управленческие расходы и до кризиса были небольшими, как впрочем и производственные. Посевы в «Черноземье» не сокращают, чтобы, как поясняет Икармин, не нарушать технологический цикл и севооборот. Сэкономить получилось только отказавшись от расширения пашни. «Как и в прошлом году, засеяли 33 тыс. га зерновыми и около 7,5-8 тыс. га — сахарной свеклой», — говорит он.

Член совета директоров другой липецкой компании, «Сельхозинвест», Александр Жемчужников тоже признается, что снижать затраты «не очень получается». Расходы в свиноводстве растут вслед за удорожанием доллара, приводит он пример. С другой стороны, подешевели компоненты корма — ячмень и пшеница, сравнивает Жемчужников. Однако экономию на кормах нивелирует рост расходов на реконструкцию свинокомплексов (кредиты, закупка оборудования и животных). Сотрудников «Сельхозинвест» сокращать не намерен. Правда, заморожены зарплаты, уточняет Жемчужников — до кризиса их планировали с января 2009 года проиндексировать на 10%.

Так же как «Сибирский хлеб», часть земли — 8-10% — «Сельхозинвест» оставил под паром. Однако это решение принято не столько для экономии, сколько из-за наличия в этом сезоне нераспроданных запасов зерна урожая 2008 года. «С прошлого года у нас большие остатки, потому что цена, которую дают за зерновые, нам невыгодна, — говорит Жемчужников. — Поэтому храним на элеваторе 20 тыс. т пшеницы, 12 тыс. т пивоваренного ячменя и 4-5 тыс. т кукурузы. Ждем осени, может быть, цены вырастут». Затраты на растениеводство «Сельхозинвест» снизил и за счет сахарной свеклы, выведя ее из севооборота. Рентабельность этой агрокультуры в 2008 году была менее 2%, недоволен Жемчужников. «При огромных вложениях — 70 млн руб. на 2 тыс. га — это почти нулевая отдача», — заключает он.

Таисия Бабичева, гендиректор курского свинокомплекса «Псельское», утверждает, что ее компания не ощущает кризиса. «Мы даже оплату труда ежемесячно повышаем — во многом потому, что она не фиксированная, а сдельная», — уверяет она, отказываясь, впрочем, говорить о размерах зарплат или называть среднюю. Гендиректор компании «Дельта-Агро» из Волгоградской области Азамат Далиев тоже рассказывает, что не ставит себе цели резко снижать затраты, а, наоборот, использует кризис для расширения производства. «Мы увеличили посевы на 40 тыс. га и сейчас у нас около 80 тыс. га, — гордится он. — Продолжаем четко соблюдать технологии [обработки почв], не экономим на удобрениях, пестицидах и гербицидах. А биодобавок будем использовать даже больше». При этом в «Дельта-Агро» сдерживают рост зарплат, не отрицает Далиев. Раньше оклады работников росли на 15-25% в год, но в 2009 году их оставили на уровне 2008-го. Еще несколько финансово емких статей затрат сокращаются «сами по себе», добавляет он: это дизтопливо (подешевело с 22-25 руб./л до 15,5-16 руб./л), аммиачная селитра (цена снизилась с 9 руб./кг до 6,5-7 руб./кг) и средства защиты растений (не подорожали несмотря на инфляцию). Себестоимость растениеводческой продукции теперь тоже снизится, рассчитывает Далиев. Если цена на зерно останется хотя бы на уровне прошлого года, а государство продолжит такую же активную политику интервенционных закупок и не введет пошлины на экспорт зерна, рассуждает он, то «Дельте-Агро» удастся закончить год «с неплохой прибылью». Далиев рассчитывает на внутреннюю цену зерна 3-4 тыс. руб./т.

Люди и технологии

Эксперты рекомендуют аграриям не снижать затраты за счет отказа от современных технологий и сокращения зарплат ключевых специалистов. На таком персонале «держится все сельхозпроизводство», говорит Голохвастов из «Агриконсалта». Необходимо также подумать, стоит ли экономить на его обучении и повышении квалификации, добавляет он. Кризис не отменяет дефицита на рынке труда таких специалистов, как, например, зоотехники и агрономы, поддерживает его Тюрина. Сокращать поголовье либо посевы, по ее мнению, тоже нецелесообразно — «есть опасность потерять долю рынка».

Лучше не сокращать ключевой персонал, соглашается с экспертами Миклухин из «Сибирского хлеба»: «Тем более что у нас люди отобраны годами, без них компания с кризисом не справится». От наработанных технологий также нет смысла отказываться, «чтобы не уйти обратно к сохе», заключает он. Можно снижать почти все расходы, кроме прямо влияющих на продуктивность пашни и качество продукции животноводства — кормовых добавок, удобрений, семян, ветпрепаратов, высказывает свое мнение Чернов из «Ашатли».

Секвестр производства

Виктор Глушкин, замгендиректора «Агриконсалта», ссылаясь на проведенный его компанией опрос нескольких сотен сельхозпроизводителей, рассказывает, что многие с началом кризиса, желая снизить затраты, отказались от импортных гербицидов, семян, удобрений и т. д. «В большинстве случаев делается это от безысходности», — уверен Глушкин. По его словам, респонденты признают, что результаты их деятельности теперь ухудшатся. Обычно, по наблюдениям Глушкина, снижают производственные расходы. «На продвижение продукции и рекламу аграрии если и тратят, то немного», — объясняет он. Поэтому кроме расходов на производство, им, как правило, нечего сокращать.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»