Сделали объявления

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Почему инвестпроекты не реализуются в срок либо вообще остаются на бумаге

Заявления компаний о будущих инвестициях, желательно крупных, — хороший информационный повод для деловой прессы. Но часто анонс становится первым и последним упоминанием о проекте. Планы, не реализованные в 2008 году, участники рынка дружно списывают на кризис. Есть, впрочем, и другие причины — такие как управленческие ошибки и неправильное бизнес-планирование. А некоторые объявления вообще делаются только для того, чтобы повысить капитализацию компании или получить кредит.

Реализация и завершение крупных инвестпроектов, суммы которых начинаются от нескольких сотен миллионов рублей, затягивались всегда, в том числе до кризиса. По словам Константина Рослякова, гендиректора «Росаналитики», доля собственных средств компаний в таких инвестициях не превышала 20-30%, остальное они рассчитывали взять в кредит. «А заявки на дорогие кредитные линии всегда рассматривались подолгу, — напоминает он. — Ведь банки серьезно подходят к оценке рисков крупных [агро]проектов, тем более что большинство из них долгоокупаемые». Но это не мешает игрокам рынка объявлять о сроках начала и завершения реализации своих намерений еще до открытия кредитной линии. Часто эти сроки не включают время на оценку банком заявки, отсюда и перенос дат ввода мощностей, начала обработки угодий и т. д. Делая заявления, не дождавшись финансирования, компании стараются использовать публикации в деловых СМИ как способ демонстрации банкам и инвестаналитикам серьезности своих намерений. Когда банки отказывают в кредитной линии, такие проекты, как правило, остаются на бумаге.

Причина не в кризисе

Еще до кризиса несколько раз сдвигались сроки ввода свинокомплекса «Балтимор-Холдинга» в Калининском районе Краснодарского края (там же расположен консервный завод компании). Впервые о планах компании по строительству объекта на 60 тыс. свиней стало известно в октябре 2006 года, подробности появились через четыре месяца. Инвестиции, по данным регионального Минсельхоза, должны были составить 548 млн руб. Запустить комплекс планировалось в декабре 2007 года. В мае районная администрация подтвердила расчетные параметры проекта. Первую партию поросят завезут в мае-июне 2007 года, а убой начнет функционировать в феврале 2008-го, уточнял «Коммерсантъ» со ссылкой на представителя «Балтимора».

Однако открытие производства не состоялось. В ноябре 2007 года, за месяц до объявленного компанией дедлайна, в СМИ появились сообщения, что холдинг введет комплекс только в 2008-м. В марте 2008 года «Деловая газета. Юг» написала, что «Балтимор» построит комплекс не на 60 тыс., а на 72 тыс. свиней и бойню мощностью 120 голов/час: «В корпусах […] идут бетонные работы, монтируют системы навозоудаления, кроют крыши». А как стало известно в декабре 2008 года газете «Коммерсантъ», компания «Делимит» (оператор проекта) направила в заявление на дополнительную кредитную линию в 598 млн руб., поскольку стоимость проекта увеличилась до 1,45 млрд руб. «Отставание от намеченного графика имеется, но оно не связано с финансовым кризисом», — уверял Алексей Савраскин, директор «Делимита». Перенос сроков сдачи комплекса он объяснил увеличением его расчетной мощности, чтобы «повысить эффективность производства». Тогда же была названа новая дата ввода комплекса и перерабатывающих мощностей — июнь 2009 года. Однако не исключено, что теперь сорвется и этот дедлайн. «Очевидно, что сроки переносятся», — уклончиво говорит Надежда Черныш, пресс-секретарь «Балтимор-Холдинга». Причины — несвоевременное финансирование и переоценка сметы. Удорожание проекта Черныш объясняет повышением стоимости стройматериалов, оборудования, изменением курса рубля. Сейчас, говорит она, смета пересчитывается. Сам комплекс «готов на 40%», утверждает пресс-секретарь.

Пример «Балтимора» показывает, что к объявлениям о масштабных среднесрочных инвестициях бизнес-сообществу и журналистам следует относиться с большой долей скепсиса. Например, за время, отведенное для реализации проекта, могут измениться рыночные условия, рассуждает Росляков. А публичные компании вообще могут использовать будущие «проекты» исключительно для пиара, который помогает увеличить стоимость акций. «Мы называли сроком окончания строительства 2008 год, когда презентовали облигационный заем. Эти сроки были ориентировочными», — признается один из участников мясного рынка, рассказывая о так и не начавшемся проекте своей компании.

Теперь начался кризис, и мало связанные с реальностью объявления будут еще популярнее, ожидает Росляков: «Игрокам нужно посылать рынку и кредиторам сигналы, что у них все хорошо. Планы развития бизнеса как раз должны демонстрировать его стабильность». Завершать анонсированные проекты сейчас мешают и внутренние проблемы компаний, не связанные с кризисом. Так, «Евросервис» мог пострадать из-за несовершенства бизнес-процессов и структуры управления, предполагает Росляков.

Некоторые инвестпланы существовали лишь для оформления кредитов, добавляет независимый эксперт сельхозрынка, попросивший не называть своего имени на страницах «Агроинвестора». Кредиты и субсидии, полученные на развитие аграрного бизнеса, иногда тратились на личные нужды владельцев компаний-реципиентов, знает он. Такие случаи были, в частности, в Смоленской и Липецкой областях, продолжает эксперт. «Думаю, банки не озвучивают [сумм и процентов] просрочки по агрокредитам именно потому, что невозвраты значительны и могут составлять до 40-50%», — говорит эксперт.

Слова и дела

Обширную инвестпрограмму можно составить по заявлениям «Сибирского аграрного холдинга» () в 2006—2007 годах. В июле 2006-го компания сообщила, что до конца 2008-го завершит строительство двух терминалов по перевалке зерна в Приморском крае на 3,5 млн т и в Калининградской области (1,5 млн т). Стоимость каждого Павел Скурихин, председатель совета директоров , оценил в $50 млн, из которых 80% предполагалось взять в кредит. В марте 2007 года в интервью «Агробизнесу» Скурихин подтвердил только часть планов: площадка под Владивостоком выбрана, рассказал он, финансировать проект готов ВТБ. Мощность порта Скурихин оценил в 3 млн т/год.

Терминалы не построил. Реализацию проекта, помимо кризиса, сдерживают высокие тарифы РЖД, объясняет Андрей Кузнецов, замгендиректора холдинга. Высокая транспортная составляющая в стоимости зерна делает его неконкурентоспособным на рынках ЮВА, говорит топ-менеджер.

В упомянутом интервью Скурихин также рассказывал, что планирует строить две бройлерные птицефабрики и две молфермы по 5 тыс. КРС. Инвестиции должны были составить 8,5 млрд руб. Первую ферму, в Новосибирской области, говорил Скурихин, введут в 2008 году. Сейчас «почти завершено» строительство фермы на 600 КРС, рассказывает Кузнецов. Осталось построить летние крытые выгоны для стада, летний лагерь для телят, реконструировать коровник под родильное отделение и сухостойный двор. По кредитному соглашению с компания получила на ферму 31,5 млн руб. Реализация других животноводческих проектов в обозримом будущем не планируется, признается Кузнецов: «Главным проектом стало создание федеральной сети хлебозаводов и увеличение собственного зернового производства как сырьевой базы для выпуска хлеба».

Еще один масштабный проект - под Ульяновском. В октябре 2007 года стало известно, что холдинг намерен выращивать там зерно и масличные, вложив 581 млн руб. В регионе компания хотела приобрести 100 тыс. га и элеватор на 40 тыс. т с увеличением мощности до 100-150 тыс. т к концу 2008 года. Еще 263 млн руб., из которых 20% — собственные средства, в прошлом году планировалось вложить в строительство хлебозаводов в Ульяновске (20 т/сут.), Барыше и Корсуне (по 10 т/сут.) В 2007 году , по собственным данным, вложил в ульяновский субхолдинг 387 млн руб., в 2008-м — 730 млн руб. Большая часть средств пошла на покупку земель и агротехники. Как и планировалось, приобретено около 100 тыс. га залежей. Компания купила элеватор на 37 тыс. т, однако мощность увеличивать не стала. При этом вводит зерноочистительный комплекс с хранилищами зерна, вмещающими 10 тыс. т. Строительство трех хлебозаводов по-прежнему в планах. Только теперь в холдинге говорят о намерении построить в регионе четыре предприятия на 10-40 т/сут. хлеба каждое.

Еще до кризиса прекратилась реализация пензенских проектов «Евросервиса», анонсированных в 2005 году. Компания собиралась строить два комбикормовых завода, свинокомплекс на 10 тыс. т мяса в год, бройлерную фабрику (до 100 тыс. т/год), предприятие по производству индейки (до 15 тыс. т/год). Первую продукцию, говорилось в сообщении обладминистрации, потребители получат во второй половине 2006 года. А к 2009-му производства должны были вывести на полную мощность. Но в 2006 году компания объявила, что отказывается от возведения птицефабрики из-за ужесточения конкуренции на рынке. Информации о том, строятся ли остальные объекты, в открытых источниках не было. «Никаким животноводством «Евросервис» не занимался, — объясняет чиновник областного Минсельхоза. — На индюшиной фабрике они сделали только три каркаса и стяжку в одном из них». Строительство сахарного завода на 10 тыс. т свеклы рядом с Бековским, принадлежащим компании, начать которое несколько раз обещал «Евросервис», также не начиналось. «Холдинг оказался в трудном положении и погиб, поэтому его проекты остановились», — сказал «» топ-менеджер холдинга. Почему «Евросервис» остановил проекты раньше лета 2008 года, когда стало известно о его проблемах, источник комментировать не стал.

Все же построили

С ноября 2008 года в тестовом режиме работает предприятие «» по убою и первичной переработке мяса (Белгородская область). Когда компания впервые объявляла о нем, запуск производства назначили на осень 2006 года. Годовая проектная мощность бойни, говорилось в сообщении «», — 2 млн свиней и 100 тыс. КРС, вложения — €50 млн. В августе 2006 года гендиректор (сейчас — вице-президент) холдинга Александр Никитин рассказывал, что инвестиции будут больше — €60 млн. Удорожание он объяснил расширением проекта: добавили мощности по производству мясокостной муки, пищевого жира, технических жиров, плазмы, гемоглобина и колбасной оболочки. Первую очередь, рассчитанную на забой свиней, запустят в 2007 году, уточнял тогда же Никитин. Вторая (забой КРС), говорил он, обойдется еще в €5 млн. «Когда мы начинали проект, у нас не было опыта в этой сфере, — объясняет Никитин причину переноса ввода предприятия больше чем на два года. — Было трудно сразу оценить его масштаб и сложность». Больше времени, чем рассчитывал «», потребовало проектирование и строительство. Инвестиции в проект — 5,43 млрд руб. — оказались намного большими, чем заявленные ранее €60 млн (2 млрд руб. на 13 августа 2006 года). Проектная мощность не изменилась. От забоя КРС компания не отказывается, но бойня будет под Брянском. Там «» собирается откармливать бычков и контролировать 100 тыс. га, а в регион обещает вложить 1,5 млрд руб.

Строительство птицефабрики на 100 тыс. т/год, которую «» собирался запустить в 2009 году в Белгородской или Брянской областях, тоже отложено. «В этом году мы будем выводить на проектную мощность уже работающие предприятия [в том числе 10 белгородских свинокомплексов] и запускать брянский проект, — перечисляет Никитин, — а фабрику начнем строить в 2010 году».

Отстали от графика

Выпускать через три года в два раза больше курятины собирался в 2005 году «Ставропольский бройлер». В 2004-м компания произвела 28 тыс. т мяса птицы в убойном весе, в планах на 2005-й было 38 тыс. т. Но вместо 76 тыс. т в 2008 году получилось 43 тыс. т (убойный вес). «Компания не отказалась от планов удвоения производства, а перенесла срок их выполнения, — утверждает Дмитрий Авельцов, гендиректор «Ставропольского бройлера». — Это связано с задержкой строительства птицекомбината в г. Благодарном». Его ввод перенесли с 2008 года на первую половину 2010-го. Прошлый год, когда планировалось начать строительство, был сложным: подорожали энергоносители, ингредиенты комбикормов, росли курсы мировых валют, начался финансовый кризис, оправдывается Авельцов. При этом усложнилась процедура и увеличились сроки выдачи кредитов, добавляет он. Но теперь подготовительный этап завершен, стройка стартует в ближайшие месяцы, уверяет директор. В 2009 году, по его словам, в инвестпрограмму вложат 1,7 млрд руб.

Летом 2008 года собирался приступить к строительству фабрики в Ростовской области и «» (производит индейку), но задержал на полгода начало работ. «Хорошо, что мы вообще смогли взяться за этот проект, — говорит Вадим Ванеев, гендиректор компании. — Из-за кризиса было непросто получить деньги, банк [ - «АИ»] открыл кредитную линию только в конце 2008 года». Годовая мощность первой очереди, по словам Ванеева, будет 30 тыс. т. Затем производство должно увеличиться. Причем ранее Ванеев рассказывал, что к 2014 году будет выпускать до 210-212 тыс. т индейки в год, а сейчас он собирается нарастить мощности до 240 тыс. т (срок — тот же). А вот объем инвестиций придется пересмотреть. По расчетам 2007 года компания планировала потратить на первую очередь €100 млн. Во сколько проект обойдется на самом деле, Ванеев оценить затрудняется. «Сейчас все пересчитываем, точных данных нет», — разводит он руками.

Ждут условий

Реализация некоторых проектов, которые планировалось завершить в 2008 году, приостановлена. Производитель макарон «Первая макаронная компания» (1МК) рассчитывал приобрести или арендовать 100 тыс. га в Оренбургской, Саратовской областях и Алтайском крае, чтобы выращивать пшеницу твердых сортов. «Мы ничего не купили [до начала кризиса], и слава Богу», — радуется Андрей Ковалев, учредитель 1МК. От идеи выращивать свое сырье он не отказывается: объемы производства у 1МК растут, а предложение российской твердой пшеницы ограничено. К реализации проекта он планирует приступить через 3-4 месяца, не дожидаясь окончания кризиса. «У многих хозяйств проблемы с ликвидностью. Можно будет купить их дешевле, чем мы рассчитывали прошлым летом», — говорит Ковалев.

Построить несколько боен намеревался питерский «Митлэнд». В марте 2007 года Дмитрий Гордеев, гендиректор компании, рассказывал, что на начало 2008-го запланировано открытие предприятия первичной переработки скота под Курганом. Стоимость проекта — $12-15 млн. По его словам, компания искала площадки для подобных проектов еще в 27 регионах. «Это не значит, что мы планировали строить 27 боен, — уточняет Юлия Киселева, пресс-секретарь «Митлэнда». — Просто исследовали именно столько территорий». Осенью 2008 года потенциальных площадок осталось четыре. Курганский комплекс так и не начали строить, а проекты в других регионах сейчас на разных стадиях. В Курской области, по данным на сентябрь 2008 года, подписан договор аренды земельного участка. В Краснодарском крае заключено соглашение о сотрудничестве «Митлэнда» с облправительством, в Волгоградской области — с администрацией одного из городов региона. В Ленинградской области проект компании включили в схему промтерритории Тосненского района, но к строительству «Митлэнд» не приступает. Сначала нужно понять, будут ли власти субсидировать процентную ставку, объясняет Киселева. Сроки ввода предприятий, по ее словам, не определены, а 2008 год ранее назывался «как ориентировочный».

Сокращаются и инвестиции в животноводство. Построить два молкомплекса по 1,2 тыс. КРС планировал «Моссельпром». В январе 2008 года компания заявила, что за три года вложит в новгородский агропром 1,5 млрд руб. В том же году должно было начаться строительство, но к нему так и не приступили. «Проекты ферм разработаны, — рассказывает Михаил Черенов, председатель совета директоров «Орелсельпрома» (дочерняя компания «Моссельпрома»), — но вне связи с конкретными площадками». По его словам, компания пока не приступала даже к их поиску. Назвать новые сроки строительства Чернов тоже затрудняется: 75% средств «Моссельпром» хотел привлечь в банках по нацпроекту, но теперь инвесткредитование АПК почти заморожено.

От двух комплексов по 1,2 тыс. КРС в Вологодской и Ярославской областях отказался Полиект Подгорнов, гендиректор компании «Подгорнов и К». Он планировал начать строительство в 2008 году и вложить в проекты 860 млн руб., из которых 80% — кредиты . В прошлом году, до кризиса ликвидности, в этом банке можно было получить финансирование меньше чем под 14% годовых. «А сейчас кредиты предлагают под 20%, при том что субсидирование ставок фактически приостановлено. Нам это не подходит», — объясняет Подгорнов. По его словам, компания с ноября не получает субсидии по кредитам, взятым для двух других ферм, которые достраивает.

Что сбылось

Некоторым компаниям удается вовремя реализовать и даже досрочно выполнять свои планы. Управлять 100 тыс. га к июлю 2008 года в сентябре 2007-го собирался Кирилл Подольский, гендиректор Valars. В дальнейшем, уточнил он, земельный банк будет увеличиваться на 100 тыс. га/год. Но в ноябре 2008 года Valars поглотила холдинг «Югтранзитсервис» и резко нарастила земельный банк. «После приобретения ЮТС под нашим контролем в России и на Украине оказалось 340 тыс. га», — радуется Подольский. «Хотя мы уже опередили план на полтора года, все равно продолжаем оценивать хозяйства, которые сейчас в трудном положении из-за кризиса», — продолжает он. Valars интересуют активы в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском крае с урожайностью не менее 40 ц/га.
Комплекс на 106 тыс. свиней в год ввел в 2008 году под Орлом холдинг «Моссельпром». Финальный объем инвестиций, как и сроки строительства, соответствовал плану — 2 млрд руб.
Свиноводческие проекты «Мираторга» тоже развиваются по плану. В 2008 году компания получила 60 тыс. т мяса, а в 2009 году планирует уже 117,7 тыс. т.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»