Журнал «Агроинвестор»
Чтение документов — часть повседневной работы любого корреспондента или редактора, работающего в деловых СМИ.
Вот, например, упоминают наши ньюсмейкеры закон «О развитии сельского хозяйства» или меры поддержки, предусмотренные госпрограммой развития АПК (стр. 24). Значит, прежде чем сослаться на эти документы, журналист должен найти в их текстах соответствующие контексту подробности. В поисках нужной информации либо подтверждения одной фразы иногда приходится перелопачивать сотни страниц ведомственной переписки, инструкций, подзаконных актов и пр. Зато там часто встречаются факты, не имеющие отношения к текущей теме, но интересные как информационный повод для отдельного материала или хотя бы этой редакторской страницы.
О написании той же статьи на стр. 24, где говорится про создание в июне Национального союза производителей молока (НСПМ), редакция задумалась еще в январе. Информационным поводом, заинтересовавшим нас в данной теме, было не первое собрание членов союза, а как раз принятый за полгода до него ведомственный документ. 24 декабря 2007 года облдепартаменты АПК получили телефонограмму федерального Минсельхоза. В ней чиновникам предлагалось к 20 января передать в Москву списки делегатов на учредительный съезд «Союза производителей молока России», а до этого — провести аналогичные съезды региональных союзов. К обозначенной дате, конечно, никто не успел, создали союз только в марте, съезд провели в июне, а его название несколько изменили. Но декабрьское указание МСХ сделало свое дело: неслучайно члены союза говорят об «инициативе» и «поддержке» Минсельхоза, а в руководство НСПМ входят два руководителя департаментов агроведомства.
Не меньше информповодов дает чтение региональных документов. Взять тех же кубанских законодателей. В 2006 году они внесли поправки в региональный закон «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения…»: аграриям, выращивающим, к примеру, озимую пшеницу, под угрозой штрафа в 100-200 МРОТ предписали собирать не меньше 32 ц/га. В июне 2008-го там появилась очередная новация (см. стр. 55) — нормы урожайности дифференцировали по природно-климатическим зонам. Так, в центральной зоне следует получать никак не меньше 37 ц/га той же озимой пшеницы. Причем это не рекомендация, а директива. В законе прямо так и записали: «Доведение почв […] до состояния, в котором они не обеспечивают […] минимальную урожайность, считается административным правонарушением и карается по закону». Справедливости ради надо сказать, что полный перечень административных нарушений есть в федеральном КОАПе, где наказаний за низкую урожайность не было и нет.
Честное слово, пора вводить в журнале рубрику «No comments».