Журнал «Агроинвестор»
Когда вам доставят этот выпуск «Агроинвестора», уже пройдут президентские выборы и будет обнародован их результат.
Нас, как и вас, интересует, что изменится для сельского хозяйства с приходом в Кремль кандидата в главы государства, выдвинутого партией власти. Однозначного ответа пока нет, тем более что на момент сдачи номера он, этот кандидат, еще не озвучивал свою экономическую программу. Но кое-что предположить можно. План действий в аграрной сфере (во всяком случае, на первое после выборов время) был написан еще до того, как нам объявили преемника. Это «аграрно-продовольственная программа» до 2012 года. Сам преемник готов принять ее за основу и усовершенствовать. «С этого года нацпроект по развитию АПК преобразуется в госпрограмму, — рассказывал он аграриям во время предвыборной кампании, — однако это тоже не панацея, и ее нужно дорабатывать». Нужно так нужно, решили мы и попросили участников рынка, а также экспертов высказать свои соображения о том, чем дополнить госпрограмму. Что получилось, читайте на стр. 6.
В номере есть еще две темы, близкие к политике. Первая — последствия для сельхозпроизводителей нового соглашения о замораживании до 1 мая цен на «социальные продукты», заключенного между ритейлерами и производителями продовольствия (стр. 48). Нельзя же, в самом деле, считать подобные договоренности исключительно экономическим явлением! Это прежде всего политика, а по антимонопольному законодательству — чуть ли не сговор. «Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, - сказано в ст. 11 закона «О защите конкуренции», — если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к […] установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок». Яснее не скажешь. Только вот почему фиксация продовольственных ценников, с точки зрения чиновников, — благо, а тот же мораторий на подорожание удобрений — сговор? Во всяком случае, именно так в феврале истолковывали в ФАС решение крупнейших производителей агрохимии не повышать расценки на свою продукцию до 1 июня.
Во второй статье говорится, как Россельхознадзор отзывает собственных представителей из Бразилии, доверив проверку качества поставляемого в Россию мяса ветинспекторам этой страны. Ранее служба, наоборот, «закрывала» Бразилию или ее отдельные штаты, где часто возникали очаги опасных заболеваний сельхозживотных. Говорить о том, что опасность миновала, оснований нет. И тем не менее в Россельхознадзоре не исключают, что вслед за Бразилией аналогичные договоренности будут достигнуты с другими государствами Латинской Америки, у которых мы закупаем мясо. На стр. 44 можно прочесть, каковы причины и последствия для рынка такого решения ветеринарного ведомства.