Из школы — в АПК. Способны ли агрошколы решить проблему кадрового дефицита?

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

«Кадры решают всё» - фраза, произнесённая ещё в первой половине прошлого столетия, приобрела в наши дни особую значимость и актуальность. После многолетнего бума на юристов, экономистов и менеджеров страна, столкнувшись с необходимостью запуска новых производств, наконец развернулась в сторону почти забытых представителей инженерных, технических и рабочих специальностей. Но тут выяснилось, что квалифицированные инженеры, механизаторы и агрономы сегодня в огромном дефиците. Как сформировать кадровый резерв для агросектора и почему подготовка кадров для АПК должна начинаться не с вуза, а со школьной скамьи? Своим мнением об этом с журналом «Агротехника и технологии» поделилась президент Ассоциации содействия развитию школ-хозяйств и агрошкол Татьяна Хударова

— Сегодня кадры — проблема №1 для любой отрасли российской экономики, в том числе для аграрного сектора. Смогут ли открывающиеся и уже существующие агрошколы/агроклассы хотя бы частично решить эту проблему?

- Да, в первую очередь сельская агрошкола, но также агроклассы в городских школах действительно должны стать основным поставщиком кадров для агросектора. Однако официального статуса «агрошкола» общеобразовательные заведения сегодня не имеют (за исключением Якутии), поэтому наша ассоциация добивается признания этого статуса на федеральном уровне. Только после утверждения такого статуса у агрошкол будет и соответствующее расписание, и материальное оснащение, и финансирование. А пока это обычные сельские школы, которые держатся на учителях-энтузиастах.

При этом я бы роль агрошколы расширила, ведь её задача — это не только поставка кадров для агропредприятий — агрономов, ветеринаров, механизаторов и т. д. У неё гораздо более масштабная миссия. Нам необходимо донести до учащихся, что именно от них зависит, по какому историческому пути пойдёт развитие нашей страны, что это они должны продолжить дело своих предков, вернуться в свою деревню, село, в дом, где жила их родня, в своё родовое гнездо.


Не только агро

Как известно, дефицит кадров сегодня испытывает не только АПК, но и другие отрасли. И так же, как и участники агрорынка, представители других отраслей приходят к необходимости создания профильных учебных заведений.

Лесоперерабатывающий комплекс Свеза», например, взял шефство над лесными классами Вологодчины. При поддержке этой компании в школе посёлка Новатор в новом учебном году открылся лесной класс, обучаясь в котором ребята смогут углублённо познакомиться с лесопромышленной отраслью и в дальнейшем связать своё будущее с этой индустрией.

Комбинат «Свеза» в посёлке Новатор на протяжении многих лет помогает местной школе. В её стенах учились семейные династии фанерщиков, передавая своё мастерство из поколения в поколение. Например, в 2023 году компания открыла профильный класс по направлению «Деревообработка и экология», чтобы ученики могли посещать производство и получать новые знания об экологии и лесной отрасли.

В новом же профильном лесном классе, открытом в этом году в партнёрстве с правительством региона и муниципалитетом, учебный процесс будет организован по двум направлениям: техническому и естественнонаучному. За счёт средств областного бюджета для практических занятий приобретено современное оборудование на сумму 1,7 млн рублей. «Свеза», в свою очередь, направила 1,9 млн рублей на ремонт классов и новую школьную мебель. 

«Профориентационную работу важно начинать со школьной скамьи. И не просто преподавать теорию, а дать детям возможность руками потрогать токарные, сверлильные, шлифовальные станки. В лесном классе всё это есть. Старшие наставники «Свезы» помогли установить новое оборудование, а в дальнейшем покажут и расскажут ребятам все секреты своего мастерства. Мы делаем всё для того, чтобы вырастить профессионалов лесного дела, готовых применять свои знания на малой родине», — прокомментировал Евгений Михель, директор комбината «Свеза» в Новаторе.

Открытие лесного класса на базе Голузинской школы — один из пунктов крупномасштабной программы социально-экономического развития Великоустюгского округа, которая будет реализована при финансовом участии «Свезы». На развитие территории комбинат направит около 200 млн рублей. Якорным проектом станет строительство в поселке Новатор новой современной школы. Она будет рассчитана на 400 мест. «Свеза» направит на его реализацию 86 млн рублей.

Источник: «Свеза»

Ведь не зря у наших предков была пословица «Где родился, там и пригодился». Это значит, что человеку легче жить, создавать семью, карьеру там, где он появился на свет. И как тут не вспомнить ещё одну пословицу — «Дома и родные стены помогают». Донести молодым людям эту информацию, поверьте, сегодня непростая задача, поскольку мы упустили несколько поколений выпускников, вырастив потребителей, неприученных к труду.

Поэтому одна из задач агрошкол состоит в том, чтобы через учебные и воспитательные процессы приучить ребенка к труду. Причём, это не может происходить из-под палки. Ребёнок должен сам захотеть своими руками вырастить цветы, овощи, отремонтировать какую-то несложную технику, ухаживать за животными. Только так он почувствует результат своего труда. Иными словами, надо учить детей тому, что без приложения усилий получить результат не получится.  

Впрочем, хорошая новость состоит в том, что нам не нужно для этого «изобретать велосипед» - достаточно обратиться к методам обучения российского педагога Антона Семёновича Макаренко. Кстати, мы уже более 20 лет проводим конкурс им. А. С. Макаренко, благодаря которому можем изучать и распространять успешные практики школ-хозяйств в России.

— У кого из агрошкол на ваш взгляд уже сегодня есть чему поучиться и воспользоваться их опытом и наработками?

- Прежде всего, это агрошколы Якутии. Это единственный регион России, где в полном объёме существует нормативно-правовая база, включающая статус агрошколы, методическое обеспечение и материальную поддержку со стороны Минобразования республики. Более того, совместная работа местных Минобразования и Минсельхоза позволила агрошколам Якутии иметь собственные учебно-подсобные хозяйства. У властей республики есть понимание того, что население должно оставаться на родине, иначе Якутия начнёт вымирать. Агрошколы там представляют собой современные здания с удобными классами, лабораториями, теплицами, производственными площадями. Более чем 70 школ содержат животных, лошадей, кроликов, оленей, цыплят. А в учебную программу помимо традиционных дисциплин (растениеводство, овощеводство, агрономия, земледелие) включены ИТ-технологии в сельском хозяйстве и лесничестве, агротуризм и даже школьное пчеловодство и сбор лекарственных растений.

Справка об Ассоциации содействия развитию школ-хозяйств и агрошкол

Общероссийская общественная организация «Ассоциация “Агрошколы России”» была создана в 2014 году Всероссийским педагогическим собранием на II съезде учителей сельских школ на базе МАОУ «Татановская СОШ» (Тамбовская область). Первоначально её возглавляла директор Татановской СОШ Ольга Илларионова.

В феврале 2024 года после объединения с Международным Макаренковским форумом, директором которого с 2022 года является Татьяна Хударова, ассоциация сменила название на Ассоциацию содействия развитию школ-хозяйств и агрошкол.

Ассоциация объединяет 330 агрошкол России и ведёт работу по взаимодействию школ, СПО и вузов. На сегодняшний день завершена работа по созданию методических рекомендаций «Развитие агроклассов и агрообъединений в образовательных организациях России» (разработаны Федеральным центром дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей), которая ждёт двустороннего подписания между Министерством просвещения и Министерством сельского хозяйства.


Вместе с аттестатом зрелости выпускники получают ещё свидетельство об освоении рабочей профессии. Ведь многие якутские агрошколы не только имеют лицензию на профподготовку, но и активно сотрудничают с учреждениями среднего профессионального образования (СПО), что даёт возможность школьникам овладеть профессией столяра, водителя или швеи.

Помимо этого, у них в ряде муниципалитетов налажен процесс выращивания продукции под заказ. Например, агрошколам приходит заказ от местных властей на поставку овощей всем школам района, и агрошколы выращивают, например, несколько тонн капусты, картофеля, получая доход от реализованной продукции. Причём, это абсолютно законно. Ребята с 14 лет имеют право работать, а некоторые даже открывают собственное ИП. Таким образом школьники зарабатывают деньги, реализуют свои идеи, остаются жить в селе и способствуют развитию региона. Это хороший пример и всем остальным стоит на них ориентироваться.

К слову, огромный вклад в создание нормативно-правовых документов агрошкол Якутии внесла Феодосия Васильевна Габышева (доктор педагогических наук, доцент, профессор, российский государственный и политический деятель, министр образования Республики Саха (Якутия) в 2003—2010 и 2014-2016 годах). Сегодня их нормативно-правовую базу можно брать за основу для написания федеральных законов.


Школа компании

Согласно результатам оценки Министерства образования Московской области новая Черноголовская школа (НЧШ), учреждённая и построенная компанией в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта по созданию в наукограде в Черноголовке инновационного научно-исследовательского центра (НИЦ) в области защиты растений, признана лучшей среди частных школ Подмосковья по итогам работы в 2023—2024 учебном году.

В НЧШ реализуется модель личностно ориентированной школы, сочетающей становление системы фундаментальных академических знаний с формированием всесторонне развитой, социально зрелой, творческой личности. Педагогический коллектив сформирован по результатам конкурсного отбора по всей стране и представлен высококвалифицированными учителями и наставниками. Обучение организовано в соответствии с требованиями ФГОС, при этом традиционные формы дополнены авторскими методиками и технологиями, направленными на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

В сотрудничестве с вузами, в том числе, МГУ имени М. В. Ломоносова и НИУ ВШЭ, академическими и исследовательскими институтами реализуются различные образовательно-развивающие проекты, в рамках которых для детей проводятся занятия по предметным направлениям, организуются поездки и встречи с интересными людьми — представителями науки, экспертами в различных областях. К примеру, в 2023 году ученики с пятого по десятый класс посетили космодром Байконур, где наблюдали за транспортировкой, вертикализацией и запуском космического корабля, а также прошли цикл учебно-познавательных занятий по космонавтике. С 2021 года организуются экскурсии на завод компании-учредителя «Август-Алабуга» - ультрасовременное предприятие по производству средств защиты растений: учащиеся имеют возможность увидеть этапы выпуска высокотехнологичной продукции и результаты масштабной роботизации промышленных процессов, а также принять участие в мастер-классах — провести эксперимент в заводской химической лаборатории, научиться управлять моделью конвейера, собрать сетевой коммутатор.

НЧШ является социальным объектом, построенным компанией в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта по созданию в Черноголовке инновационного научно-исследовательского центра разработки и совершенствования препаратов и технологий защиты растений. НИЦ АО Фирма призван стать крупнейшим и самым передовым на сегодня в стране центром научных изысканий в указанной сфере, обеспечивая своей деятельностью решение задач продовольственной безопасности, научно-технологического развития страны, подготовки молодых учёных и квалифицированных специалистов для отечественного АПК. В настоящее время строительство НИЦ находится на финальном этапе, в 2025 году он начнёт работу.

Не могу не отметить и муниципальное автономное общеобразовательное учреждение (МАОУ) «Татановская СОШ» (Тамбовская область) и её директора Ольгу Петровну Илларионову. Это не только одно из старейших учебных заведений области, которое ведёт свою историю с 1872 года, но и современная инновационная школа, уникальность которой заключается в том, что профильность агробизнес-образования реализуется с предшкольной подготовки через всю систему среднего общего образования с выходом на конкретные профессиональные компетенции.

В школе предусмотрен кабинет с лабораторией для занятий по биотехнологии, много помещений для проведения внеурочных занятий. Территория вокруг школы грамотно обустроена: на ней разместились цветочная зона, зона теплиц, где ученики выращивают овощи (в том числе, есть теплицы на гидропонике). Также разбит сад, где представлены все виды плодовых деревьев региона.

Здание школы и учебно-хозяйственная территория проектировались и строились с учётом специфики школы — как агробизнес-образование. Шефство над учебным заведением взяли сотрудники Мичуринского государственного аграрного университета, они же и помогали в планировании учебно-опытного участка.

На базе МАОУ «Татановская СОШ» в августе этого года прошёл V форум Агрошкол и школ-хозяйств «Агрошколы и школы-хозяйства России: достижения, проблемы, перспективы».

— Во всех ли регионах России сегодня есть агрошколы и осознают ли региональные власти стратегическую значимость агрошкол?

- Увы, пока ещё не все регионы могут представить такие проекты. Но мы работаем в этом направлении. В конце прошлого года на базе МАОУ лицея имени героя России Веры Волошиной (Наро-Фоминск, Московская обл.) проходили стажировки представители сельских школ Республики Крым и Краснодарского края. Они ознакомились с системой агрообразования и производственного воспитания и сейчас активно развивают это направление у себя в регионе.

— Правильно ли я понимаю, что в регионах, где местная власть идёт навстречу чаяниям сельской школы, там и появляются сильные агрошколы?

- Да, вы правы. Для того, чтобы сельская школа стала поставщиком кадров для агросектора, необходимо объединять усилия школы, бизнеса, местных и региональных властей. Но для этого агрошколы должны получить статус. Поэтому наша «Ассоциация содействия развитию школ-хозяйств и агрошкол» на протяжении многих лет добивается включения в закон об образовании статуса агрошколы.

Вырастить кадры

Наше предприятие, так же, как и многие другие, испытывает кадровый голод. Молодых специалистов практически нет, а те, кто приходят, не имея опыта практической работы, требуют необоснованно большую оплату. Поэтому сегодня у нас, в основном, трудятся специалисты, имеющие возраст 50+.

С целью привлечения молодых кадров наше предприятие сотрудничает с образовательными учреждениями. Например, у нас проходят практику учащиеся домодедовского колледжа «Московия», отделение «Ландшафтный дизайн», на котором учатся, в основном, дети с ограниченными возможностями. Совместно с колледжем «Московия» по программе «Путёвка в жизнь — школьникам Подмосковья» планируется обучение учащихся 8-9 классов с прохождением практики на нашем предприятии. В планах на базе колледжа создать агроотделение, где также планируется подготовка специалистов для нашего предприятия. Но для этого колледжу необходимо получить соответствующие лицензию и сертификаты.

Я считаю, что всем организациям, работающим в АПК, крайне важно подписать договор о сотрудничестве с агрошколой или школами, где есть агроклассы, чтобы учащиеся могли проходить в хозяйствах практику, знакомиться с деятельностью предприятия и получать начальные азы профессии.

Мы уже подписали договоры с несколькими домодедовскими школами о создании производственных площадок по выращиванию овощных и цветочных культур на территории школьных участков. В этом году учащиеся одной из них успешно прошли практику (летний трудовой лагерь) в «СеДеК».

Поскольку сегодня востребованы такие профессии как бригадир, тракторист, комбайнёр, механик, зоотехник, агроном и прочие, критически важно обратить внимание на среднее профессиональное образование. СПО интересно тем, что дети с первых дней погружаются в профессию. Такие выпускники будут интересны предприятиям.

Ну а чтобы агробизнес принимал активное участие в выращивании кадров для агросектора, необходимо больше информации об агрошколах и агроклассах. К сожалению, сегодня не все участники агрорынка знают, что существует такое профориентирование в общеобразовательных школах.


Почему мы все ждём этого? Вот один из примеров. Наш Лицей имени героя России Веры Волошиной практически все 128 лет своего существования работает по агротехнологическому профилю. Но официально у нас просто обычная сельская школа. И это при том, что в лицее уже осуществляется профессиональное образование школьников: вместе с аттестатом об образовании выпускники получают профессии тракториста нескольких категорий, рабочего зелёного хозяйства, овощевода. Помимо этого, в старшей школе на профильном уровне изучаются биология, химия, обществознание (по запросу родителей, так как результаты ЕГЭ по этому предмету востребованы для поступления во многие вузы), ведутся элективные курсы «Основы агрономии», «Основы животноводства», «Основы финансовой грамотности», а также внеурочные занятия по изучению биотехнологий, пчеловодства, профессии тракториста.

То есть в лицее через урочную деятельность на продвинутом уровне реализуется профориентационный минимум — идёт изучение предметов, входящих в обязательную часть учебного плана, но при этом рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Однако при этом остро стоит проблема кадров: нужны мастера производственного воспитания, рабочие, заведующие участками — те, кто будет работать с детьми. А большинство сельских школ просто не могут себе позволить расширение штата из-за ограниченного финансирования.  

«Дамате» открывает агроклассы

При участии группы компаний «Дамате» открылись агроклассы на базе средней школы №1 в г. Нижний Ломов Пензенской области. В пилотном проекте нового формата обучения принимает участие 21 школа из восьми регионов России, включая Пензенскую область. Соответствующее соглашение об открытии агроклассов было подписано 9 октября в г. Москве на площадке всероссийской выставки «Золотая осень-2024».

Профильные агротехнологические классы открываются при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации при содействии вузов и бизнеса и станут частью непрерывного аграрного образования. Благодаря им повысится престиж сельскохозяйственных профессий, будет усилена подготовка школьников по аграрным профессиям. В проведении занятий и подготовке учебных планов участвуют преподаватели профильных вузов, потенциальные работодатели, а также представители сельхозпредприятий и фермерских хозяйств. Партнёром в реализации интерактивных форм обучения выступает федеральная сеть детских технопарков «Кванториум».

Цель проекта — к 2030 году открыть в сельских школах по всей России 18 тысяч агроклассов, которые помогут преодолеть кадровый голод в АПК.

«Районная школа выбрана не случайно, в Нижнеломовском районе находятся производственные мощности крупнейшего в России индейководческого комплекса «Дамате». Мы очень заинтересованы в молодых кадрах. Каждый десятый сотрудник компании — молодой специалист, пришедший к нам после окончания учебного заведения. Вложение в образование детей — это наши инвестиции в будущее. Уверен, что с открытием новых образовательных классов «Дамате» ещё больше ребят найдёт себя в агросфере и будет трудиться на наших предприятиях», — отметил генеральный директор «Дамате» Андрей Седов.

В ближайшее время у учеников начнутся первые профильные уроки. В 2024—2025 учебном году профильной специализацией будет охвачено 57 школьников 7 и 10 классов. Для учеников предпрофильных седьмых классов предусмотрены уроки по предметам, необходимым для погружения в аграрные профессии, — биологии, химии, информатике и физике. Занятия организуются в форматах мастер-классов, тематических лекций, тренингов, также в течение года пройдёт ряд экскурсий на предприятия птицеводческого комплекса «Дамате». В профильных десятых классах предусмотрено углублённое изучение ряда предметов, отдельные дисциплины и практические занятия.

Напомним, что «Дамате» ведёт системную работу с образовательными учреждениями среднего и высшего образования в регионах своего присутствия. Действием студенческой программы охвачено более 45 высших и среднеспециальных учебных заведений по всей стране. «Дамате» ежегодно предоставляет студентам возможность пройти производственную практику и стажировку на своих предприятиях с перспективой трудоустройства. Студентам обеспечивают все условия для эффективного освоения профессии: наставники на производстве, реальные и интересные задачи, проживание, оплата питания и медосмотра, выплата зарплаты с занесением стажа в трудовую книжку. Кроме этого, компания вносит значительный вклад в развитие материально-технической базы вузов-партнёров, развивает партнёрство с ключевыми федеральными программами, такими как «Профессионалитет», «Я в Агро», «Кванториум».



— Насколько сильна разница в подходах к обучению между школами, имеющими агроклассы и специализированными агрошколами?

- Агроклассы дают возможность для каждого выпускника школы сделать более осознанный выбор будущей профессии через приобщение к университетской жизни уже со школьной скамьи. Но они создаются на базе 10-11 класса в рамках профориентации, когда ученика готовят к выбору профессии. А до этого 9 лет школьники занимаются по обычной школьной программе, не получая никаких трудовых навыков. И когда вдруг в 10 классе им предлагают изучать направление зооветеринарии, сельхозмашиностроения, агрономии или биотехнологии, выясняется, что ученик не знает, нужно ему это или нет, потому что если и имеет понимание о том, что представляет собой данная профессия, то очень поверхностное. Ведь для того, чтобы он осознанно выбрал профессию, его необходимо начинать обучать с начальной школы. А создавать в рамках обычной школы профильный класс в 10-11 классе — это не решение проблемы.  

Также необходимо помнить, что в сельской школе один агрокласс в большинстве случаев набирается с трудом. И даже если он набран, возникает вопрос агропрофиля, поскольку класс может быть научного или технологического направления, а это значит, что в одном случае ученикам приходится изучать в полном объёме физику и математику, а в другом — химию и биологию. Причём, эти предметы они обязаны сдавать, как профильные. Но ведь не всем выпускникам для поступления в вуз необходима, например, химия.


В Вологодской области открылись 40 агроклассов

«Сельское хозяйство и лесной комплекс входят в число ключевых отраслей экономики Вологодской области и всей России. Для решения кадрового вопроса на предприятиях и системной подготовки квалифицированных специалистов в 2024 году стартовал проект «Развитие агрообразования и создание лесных классов» губернаторской программы «Стратегия 2.0», — рассказал руководитель администрации губернатора области Юрий Умеренко во время посещения образовательного пространства в Присухонской школе Вологодского округа.

Класс Присухонской школы оснащён практикоориентированным оборудованием для погружения в основы сельского хозяйства: «АгроКоптер», «АгроМетео», «АгроСмарт», «АгроБио», «ДоброПчёл», «АгроВет». На эти цели направлено 2,1 млн рублей из областного бюджета. Так, на практическом занятии «Юный аграрий» под руководством учителя химии и биологии и главного ветеринарного врача СХПК «Присухонское» восьмиклассники изучают возможности интерактивного ветеринарного 3D атласа, с помощью овоскопа учатся определять качество яиц, а благодаря комплекту «Агроном-полевод» знакомятся с оборудованием для анализа почвы.

Кроме того, Присухонская школа — активный участник нацпроекта «Образование» и федеральных проектов по улучшению образовательной инфраструктуры. Здесь работает центр «Точка роста» с цифровыми лабораториями и микроскопами для изучения химии, физики и биологии, установлено компьютерное оборудование по проекту «Цифровая образовательная среда» и реализуется федеральная программа «Футбол в школе».

Также 10 агрогрупп начали свою работу в пяти центрах помощи детям, в 15 школах открылись 30 лесных классов. Ведущие работодатели региона уже начали проводить профориентационную работу с обучающимися: организовывать экскурсии на предприятия и в профессиональные образовательные организации. Компании предоставят школьникам возможность прохождения практики, а также временного трудоустройства в свободное от учёбы время.

Идею создания агроклассов и профориентации школьников в сельскохозяйственной отрасли поддержал президент Российской Федерации Владимир Путин. Всего к 2030 году в Вологодской области планируется открыть 86 лесных и 160 агроклассов в школах, а также 18 агрогрупп в центрах помощи детям.

Источник:

К сожалению, наша общеобразовательная система нацелена только на вуз, а среднее профессиональное образование упускается из виду. Почему-то считается, что если учащийся пошёл в 10-11 класс, значит он обязан поступать в вуз. Я с этим категорически не согласна. Почему он не может, получив полное среднее образование, поступить в СПО и стать профессиональным специалистом среднего звена, который знает азы математики, информатики и физики? Если у нас существует общее для всех образование, ученики должны знать основу любого предмета вне зависимости от профориентации. Нас же загоняют в узкие рамки, ставя учеников перед выбором: либо физика, либо химия.

В отличие от агроклассов модель «агрошкола» охватывает весь образовательный процесс, начиная с 1-го класса до выпуска из школы. Более того, в задачи таких школ входит не только получение агропрофессии, но и трудоустройство. Иными словами, агрошкола — это не просто специфичная образовательная программа, а комплексный подход к воспитанию выпускника школы как самодостаточной личности, готовой жить и работать на селе.


Повторюсь, опыт Макаренко мы должны не только изучать, но и внедрять в школах. Сегодня наша стратегическая задача — сохранить село, людей на селе, сельского труженика, который будет кормильцем всей страны. Это стратегическая задача нашей продовольственной безопасности. И одними агроклассами эту проблему не решить.

Летний трудовой лагерь

Для школьников у нас есть два вида вовлечения. Прежде всего, экскурсии по заводу, во время которых детям поясняют организационные моменты, принципы работы, рассказывают об условиях труда и его оплате. Также мы не первый год привлекаем школьников к оплачиваемому летнему труду. Дети убирают территорию, сортируют мусор, подрезают ветки и сажают цветы, помогают бухгалтерии навести порядок с документами. Такая работа оставляет у ребят положительные эмоции и помогает понять, насколько завод можно рассматривать в будущем как место для работы.


— Трудовое воспитание — это и производственная практика. Где ученики школ с агроуклоном могут её пройти?

- Прохождение производственной практики для школьников вопрос сложный. В основном, они проходят её на базе своей школы. Но это не всегда даёт хороший результат, поскольку не у всех учебных заведений есть для этого соответствующая база. Да и компетентность педагога, отвечающего за практику, порой соответствует необходимому уровню. Во многих школах это педагог, не имеющий отношение к теме практики, чаще всего из тех, кто не ушёл летом в отпуск. Зачастую он даже не может объяснить школьникам, зачем им нужно заниматься прополкой или собиранием того же колорадского жука. И вся практика превращается в профанацию, в мероприятие для галочки.

Впрочем, в некоторых регионах (например, в Московской области) местные власти выделяют средства на летние трудовые лагеря, где ребята получают за свой труд оплату. Однако не все желающие могут посещать трудовые лагеря, поскольку количество мест в них ограничено.

Нужны кадры — обратись в школу

Выступая на XI Российском агротехническом форуме в рамках сессии «Как насытить машиностроение кадрами? Оперативные решения и долговременные стратегии» Мария Ёлкина, советник Министра промышленности и торговли Российской Федерации отметила:


Минпросвещения сейчас ведёт активную работу по нескольким направлениям. Одно из них — это профориентация школьников. Коллеги начинают уже не с 10-11 классов, а с 7-го класса профориентировать школьников.

В рамках инициативы «Россия — мои горизонты» Минпросвещения совместно с фондом «Знание» снимают ролики про региональные компании, которые показываются детям в рамках школьного курса. Предприятия могут активно включаться в эту работу, участвовать в ознакомлении школьников. В регионах созданы свои фонды, и к ним можно обратиться, стать партнёрами и участвовать в тех мероприятиях, которые реализуются в рамках школьного курса.

Сегодня ситуация такова, что дефицит выпускников ссузов зачастую выше, чем выпускников высших учебных заведений. Но сегодня есть программа специалитета. Участие в ней позволяет за более сжатые сроки подготовить младших технических специалистов. Программа уже реализуется в отдельных регионах. Такие выпускники быстрее входят в рынок.

Из-за этого возникает проблема мотивации школьников, посещающих бесплатную практику. Нужно продумать, как их привлекать и как стимулировать. А это непросто. Например, сказать, что выращенная ими картошка потом пойдёт к ним на стол, не получится, потому что в большинство школ продукцию поставляют сторонние компании, которые закупают её через торги.  

К тому же, сегодня законодательно нельзя использовать продукцию, выращенную на школьном участке, для питания детей. Не решён и вопрос с сертификацией продукции, так как большинство агрошкол приравняли к ЛПХ. Поэтому картофель, выращенный руками детей без использования ядохимикатов, давать в пищу нашим детям мы не можем. Но зато овощи, что выращиваются на учебно-производственных участках, продаются местному населению, а также идут на переработку для производства супов для СВО. Дети знают, что их труд пошёл на благое дело.

— Как вы считаете, что необходимо сделать для того, чтобы выпускники сельских школ и аграрных вузов оставались жить на селе?

- Сегодня необходимо создавать положительный образ сельского жителя. А для этого нам не обойтись без работников культуры и СМИ. Средства массовой информации совместно с Минкультом должны создавать положительный образ сельского жителя. Необходимо снимать фильмы, рассказывающие о жизни на селе, но не через чернуху, пьянку и мат, как это принято сегодня. А в новостях хочется видеть сюжеты о героях сельского труда — такая-то доярка надоила столько-то литров молока, а комбайнёр, несмотря на непростые погодные условия, намолотил столько-то тонн зерна. И показать, как он живёт, какие у него есть преференции, как его ценят на работе, как его чествуют. Люди должны видеть положительный момент жизни в сельской местности.

- По сути вы предлагаете вернуться к советскому опыту, когда ни один выпуск программы «Время» не обходился без репортажа с села. И нам нужен современный фильм «Дело было в Пенькове» или что-то похожее? Но поверит ли нынешняя молодежь в такой образ?

- Сельский труд — тяжёлый, и это все понимают. Но сегодня необходимо нести позитивный образ сельского труженика. Нужно рассказывать об инновациях, которые внедряются в агрокомпаниях, говорить о том, что без знаний и новых технологий на селе сегодня уже не обойтись, что современный сельский труд — это не соха и лопата, а высокотехнологичное оборудование. И чтобы его обслуживать, нужны знания во многих областях, в том числе необходимы и высококлассные ИТ-специалисты.

Ещё одним из направлений популяризации сельской жизни я считаю участие учеников сельских школ в различных конкурсах. Участие детей в таких мероприятиях укрепляет их в мысли, что и в селе можно применить свои знания.

— Вы полагаете, что участие в конкурсах — это своего рода «плюшка» для учеников?

- Можно и так сказать. Мы стараемся, чтобы ученики сельских школ активно участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, региональных и международных мероприятиях. Один из таких всероссийских конкурсов для школьников — «АгроНТРИ» (АгроНаука, Технологии, Развитие, Инновации). Он проводится с 2018 года, его участники и победители получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вузы, различные дипломы и награды, а также путёвку в «Артек» на смену «Инношкольник». В 2022 году ученик 8 класса лицея имени героя России Веры Волошиной Ярослав Шилдин стал победителем финала Всероссийского конкурса «АгроНТРИ-2022» в номинации «Агрометео» и был награждён серебряной медалью. Кроме того, он побывал в «Артеке» на смене «Инношкольник», где с командой сверстников участвовал в создании проекта, который оценивало взрослое жюри. Сегодня Ярослав ученик 10 класса, у него в планах учёба в сельхозвузе, по окончании которого он собирается вернуться домой, чтобы на малой родине претворить свои идеи в жизнь.


— В Минсельхозе считают, что в России необходимо создать около 18 тысяч агроклассов. Смогут ли школы найти педагогические кадры, позволяющие дать агробизнес-образование?

- Положа руку на сердце, скажу, что сегодня в агрошколах работают энтузиасты. Это люди, которые преподают не благодаря, а вопреки. А при таком раскладе квалифицированных педагогических кадров, безусловно, не хватает.

Возьмём распространённую ситуацию, когда школе нужен мастер производственного обучения (он же заведующий пришкольным участком или школьной теплицей). Это человек, отвечающий, в том числе, за производственную практику, о которой мы говорили выше. Практику, после которой ученик может пойти и устроиться, например, рабочим зелёного хозяйства или садовником. Но вот вопрос: где взять такого преподавателя?

Выбрать профессию «играючи»

Для КРМЗ, как, впрочем, и для многих предприятий нашего региона, кадровая проблема является одной из главных. Поэтому мы задались вопросами: по каким соображениям молодёжь выбирает ту или иную профессию и как привлечь кадры на наше производство? В ходе изучения ситуации выяснилось, что молодые люди часто выбирают профессию хаотично. Поэтому необходима профориентация. Я думаю, начинать нужно со школьников 6-7 классов — это дети с подвижным умом, как правило, мотивированные и любознательные.

Наши специалисты предложили несколько проектов. Так, проект «Труд» предусматривает вовлечение детей в инженерно-техническую деятельность. Но, прежде чем приступить к работе со школьниками, мы провели обучающие курсы для преподавателей по 5 направлениям: изобретательство, конструирование, исследование, дизайн, робототехника. Участниками интенсивов для преподавателей стали более 50 преподавателей из 10 школ Краснокамского ГО.

В рамках программы предусмотрены и экскурсии на предприятия. Например, предприятия ПЗГТ, КРМЗ, КФДИ, «Ионные технологии», «Железная дорога» посетили уже 400 школьников.

Кроме того, в январе 2024 года мы провели городской конкурс «Юный изобретатель». На суд компетентного жюри были представлены 70 детских проектов. А в «Инженерных играх» приняли участие 2000 школьников 5-6 классов из 10 школ Краснокамского ГО.

Немалый интерес вызвали и хакатоны. На КФДИ принимали участие 8 команд (40 учащихся), на КРМЗ — 7 команд (35 школьников). Им давали конкретные задания по разным направления работы предприятия. Так в игровой форме мы стараемся привить интерес детей к профессиям и специальностям, необходимым на производстве.

Что же касается учеников старших классов, для них мы проводим «День карьеры». Цель данного мероприятия — через знакомство с промышленными предприятиями города создать интерес к профессиям и донести до школьников, что учиться и работать можно и нужно у нас дома. Каждый участник «Дня карьеры» получает специальный справочник с описанием предприятий, где представлены возможности для карьерного роста и дан список необходимых специальностей.

Следующая программа — «Дела и Ум» - направлена на формирование среды технического мышления для построения индивидуальной траектории в Краснокамском ГО: школа-СУЗ/ВУЗ-предприятия Краснокамского ГО.

Благодаря программам «Труд» и «Дела и Ум» нам удалось охватить около 4000 школьников. Повторюсь, целью наших проектов является обретение ребятами навыков в различных профессиях для профессиональной ориентации, а также получение квалификации и возможно последующего трудоустройства.

Проект осуществляется с союзом изобретателей Пермского края при полной поддержке управления образования.


— Вы же, помимо того, что являетесь президентом Ассоциации содействия развитию школ-хозяйств и агрошкол, ещё и руководитель МАОУ Лицей имени героя России Веры Волошиной. Своим волевым решением нельзя ввести такую должность?

- Да, я могу ввести такую единицу и не одну. Кстати, в нашем лицее мастером производственного обучения по тракторам работает наш выпускник, окончивший агроинженерный факультет.

Но вернёмся к обычной школе с установленным фондом оплаты труда, где этой единицы нет. Перед руководителем такого учебного заведения возникает дилемма: либо он вводит новую единицу за счёт других единиц, либо обходится без неё. Помните поучительную басню Сергея Михалкова «Жадный Вартан», где рассказывается о том, как Вартан принёс к скорняку шкуру и попросил сшить из неё шапку? Одной шапки мужчине показалось мало, и в итоге он захотел получить из этой шкуры шесть готовых изделий. Когда же Вартан пришёл забирать свой заказ, то сильно удивился увиденному.

Так и у нас: нужны производственные единицы, но зарплатный фонд не позволяет их иметь. Поэтому необходимо дополнительное финансирование. На федеральном уровне должны осознать и подтвердить существующую проблему — агрошколам необходима должность мастера производства/заведующего производственной частью (не важно, как она будет называться). Только в этом случае дело сдвинется с мёртвой точки.

Опыт «»

Предприятия Группы «» проводят большую работу по привлечению молодых специалистов. На многих производствах работа начинается уже со школьной скамьи. Плодотворное сотрудничество с учебными заведениями — одно из направлений решения проблемы нехватки персонала. В период производственной практики студенты становятся полноценными членами трудовых коллективов, получают практические навыки под руководством опытных наставников и своей работой помогают подразделению достигать требуемого уровня производственных показателей.

Например, « Птицефабрика Калужская» при поддержке Министерства сельского хозяйства Калужской области организует агроклассы в местных школах. Цель этого проекта — вовлечение подрастающего поколения в идею работы в отрасли сельского хозяйства. В середине октября в селе Детчино состоялась встреча представителей птицефабрики с учениками 7-10 классов. Детям рассказывали о том, что работать на крупном развивающемся сельскохозяйственном предприятии — перспективно и престижно. В диалоге с учащимися спикеры выясняли какое направление им интересно — выращивание птицы и животных, ветеринария или переработка.

Учебный год для агрокласса пройдёт в плотном взаимодействии со специалистами предприятия. Школьникам организуют экскурсию на птицефабрику, чтобы показать, как на самом деле проходят будни птицеводов, с чем приходится сталкиваться представителям разных профессий. На постоянной основе ведёт уроки по профессиональной ориентации для школьников и другое предприятие Группы «» - « Тюменский бройлер» в селе Каскара Тюменской области. Уроки проводятся совместно с сотрудниками предприятия, которые рассказывают о наиболее востребованных специальностях в области сельского хозяйства.

Но даже если найдётся финансирование, тут же возникнет другая проблема — где взять профессионала? Те, кто сегодня занимают такие штатные единицы, — это, как правило, переученные специалисты, прошедшие переподготовку. И хорошо, если такой переученный специалист — это выпускник сельхозвуза, который изучал данное направление и может ученикам преподавать как теорию, так и практику. А если это учитель биологии, который знает только свой предмет и практикой никогда не занимался?

Поэтому одно из направлений деятельности нашей ассоциации — научно-педагогическое сопровождение, взаимодействие с вузами, с научными институтами, с фондами, направленными на внедрение инноваций в сельском хозяйстве. Мы активно сотрудничаем с Российской академией наук и уже не раз поднимали вопрос о том, что каждой агрошколе необходим наставник-вуз. Это может быть как федеральный сельскохозяйственный НИИ, так и региональный аграрный вуз.

Когда мы все поймём, что работаем ради единого дела, тогда и будет результат.

— Относится ли фраза «Когда мы все поймём…» к агробизнесу? Есть ли у агрохозяйств понимание значимости проекта «Агрошкола»? Как складываются отношения между агрошколами и агробизнесом?

- Сегодня отношения складываются по-разному. Положительный пример сотрудничества агрошколы и бизнеса — компания по производству семян «СеДеК» (г. Домодедово, Московская обл.). Руководитель компании Ирина Дубинина заинтересована во взаимодействии со школами, что доказывает на деле: уже около 136 агрошкол страны получают от компании семенные наборы бесплатно. Например, в МАОУ «Татановская СОШ», куда тоже приходят семенные наборы «СеДеК», огород разбит не только по выращиваемым овощам, но и по сортам. А, стало быть, ученики знают названия всех сортов томатов или перца, которые выращивают.

В ближайшее время мы планируем провести совместно со специалистами этой компании обучающий курс для педагогов по методике опытного дела и по сортоиспытанию. Школьников нужно знакомить с таким видом работ и обучать основам селекции, чтобы заинтересовать в получении в будущем профессии селекционера, что сегодня крайне необходимо нашей стране.


Кроме того, у нашей ассоциации хорошее взаимодействие с , который на протяжении многих лет активно участвует в развитии агроклассов и агрообъединений в школах страны, в создании социально ориентированной модели взаимодействия школа-СПО-вуз-сельхозпроизводитель, привлекает педагогов-новаторов в области агрообразования для методического наполнения платформы «Я в агро», тем самым создавая большие возможности для агрошкол и агроклассов России.

Что же касается крупных агрохолдингов, то, к сожалению, они не заинтересованы в таком сотрудничестве (или у них не заложен бюджет на агрошколы).

В отличие от них малому местному бизнесу кадры нужны, но, чаще всего, они не знают, как их привлечь. Так, одной небольшой компании по переработке сельхозпродукции срочно нужен был технолог. Компания готова была даже платить за студента, который впоследствии станет их сотрудником. Но к кому обраться они не знали. Мы помогли им решить проблему, связали с нужным колледжем.

Вообще, сегодня многие компании принимают участие в программе по стипендиальному сопровождению ученика/студента с последующей гарантией прохождения практики и трудоустройства. Однако даже это не даёт уверенности, что завтра выпускники побегут поступать в сельхозвузы. Поэтому, чтобы ученику было проще сделать выбор в пользу аграрной профессии, мы проводим дни профориентации для родителей, поскольку именно от них, прежде всего, зависит, какое направление выберет их ребёнок.

Вообще, можно сказать, что продовольственная безопасность страны в руках родителей. И это не преувеличение. Ведь родители способны повлиять на решение своих детей посвятить себя сельскому хозяйству и на то, чтобы остаться жить в сельской местности.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»