Журнал «Агротехника и технологии»
Рынок сельхозтехники продолжает лихорадить. Возможное повышение ставки утильсбора, а также рост цен на российскую и зарубежную технику на фоне низкого уровня оснащённости парка российских сельхозпредприятий тракторами и комбайнами (по данным экспертов, сегодня на 1000 га пашни приходится не более трёх единиц техники) не внушают оптимизма. О том, какие вопросы необходимо решить в ближайшее время для поддержки отрасли, и на что при этом стоит обратить особенное внимание, журналу «Агротехника и технологии» рассказал директор союза промышленников «Прогресс» Дмитрий Фролов
Какие шаги необходимо предпринять государству для развития отрасли сельхозмашиностроения? Что, по-вашему, сегодня упускается из виду?
Очень важно, чтобы государство не сосредотачивалось на стимулировании одного лишь производства сельскохозяйственной техники. Необходимо также бросить силы на формирование активного спроса среди аграриев. А для этого нужно рассмотреть вопрос полной отмены пошлин на зерно, разработать механизм субсидирования логистических затрат на доставку продовольствия, ввести инструмент льготного страхования урожая от низких цен на рынке, минимизировать стоимость заёмных средств для сельхозтоваропроизводителя на уровне государственного вмешательства и разработать механизм ежегодных гарантированных цен на сельхозпродукцию.
Также требуется законодательное вмешательство в процесс регулирования торговых наценок и создание пула поставщиков продукции для торговых сетей. Важно, чтобы закупки осуществлялись с учётом справедливой доли прямых поставок от региональных фермеров и их союзов и перераспределения доходности в пользу производителя сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, мы, Союз промышленников, как представители широкого круга производителей, считаем, что не нужно забывать про внедрение новых технологий промышленной переработки сельхозпродукции (включая производство биотоплива и пластмассы на основе органики) и тем самым формировать дополнительный спрос. Интенсивные инвестиции государства в разработку программ точного эффективного и бережного земледелия, а также создание стратегии экспортной политики сельскохозяйственных продуктов в долгосрочной перспективе также должно находится в фокусе внимания государства.
Что вы думаете по поводу существующей финансово-кредитной политики по отношению к аграриям и производителям сельскохозяйственной техники?
В контексте текущих геополитических условий становится ясно, что одним из приоритетов должно быть развитие отечественного сельского хозяйства и машиностроения, а не удовлетворение финансовых амбиций банков.
Ставя перед собой вопрос о том, почему оборотный капитал для столь важных отраслей является настолько дорогим, мы поднимаем важную тему о необходимости кардинальных изменений во внутренней политике в этой области. Почему бы не рассмотреть возможность сделать заёмный капитал для этих отраслей чуточку доступнее, а в идеале — даже бесплатным? Сомнительно, что кто-то понесёт серьёзные убытки от того, что финансовая поддержка станет приемлемой. Чтобы что-то «нужное» получить, сначала это «нужное» необходимо создать, а в парадигме современного мира нет более продуктивного способа «удобрить» почву, чем доступные финансы.
Насколько опасен для российского рынка вызов, связанный с китайской экспансией в области сельхоз- и промышленного машиностроения?
В современном мире рынки сельхозмашиностроения — ключевое звено в обеспечении продовольственной безопасности и экономического развития стран. Но что, если я вам скажу, что этот мир может оказаться под угрозой из-за китайской экспансии? Да, Китай — великий игрок на мировой арене, стремительно увеличивающий своё присутствие в этой стратегически важной отрасли. Но вместо того, чтобы рассматривать происходящее как простое расширение бизнеса, лучше подумать о более серьёзных последствиях.
История нас учит, что экономическое доминирование часто сопровождается геополитическим влиянием. Так вот, китайская экспансия в сельхозмашиностроении не только способна поменять равновесие на рынке, но и привнести новые вызовы в политическую и экономическую стабильность нашего государства.
Взглянем трезво и непредвзято на последствия этой экспансии. С большой долей вероятности мы столкнёмся с монополизацией рынка, окончательной утратой контроля над ключевыми технологиями, и, что особенно важно, зависимостью от китайских поставок. Что довольно опасно, ведь от этих факторов зависит не только существование отрасли отечественного сельхозмашиностроения, но и продовольственное обеспечение и даже суверенитет страны.
Надо понимать, что мы для Китая — финансовый донор, и уготованная нам роль в сценарии Поднебесной — это энергетическое дополнение к его, Китая, основной функции. Хотелось бы думать, что это не так, но цинизм ситуации не оставляет никаких сомнений.
Создание технологичных, инновационных производств в России противоречит экономическим интересам Китайской Народной Республики. Китай старается сохранить своё мировое лидерство в технологиях и видит сотрудничество с другими странами, включая Россию, как потенциальную угрозу своему развитию. «Циничный взгляд» на бизнес — это общая стратегия Китая, которая не ограничивается пределами РФ, и это нужно понимать.
Впрочем, можно изменить положение с помощью стратегических подходов. Для этого необходимо поменять общий подход к проблематике, взяв за основу простую истину, что не только ограничительные и стимулирующие меры со стороны государства могут и должны влиять на развитие отрасли сельхозмашиностроения. Ведь в вопросах выживания не бывает ограничений по количеству одновременно решаемых вопросов и проблем. Что же конкретно следует делать?
Мы считаем, что необходимо разработать основополагающие документы для развития машиностроения — так называемую «Систему машин» и принципы её наполнения, а также утвердить эти принципы на уровне правительства. Далее поэтапно сделать обязательным условием для начала продаж сельхозтехники на территории России получение компаниями «сертификата одобрения типа машины». Получение такого документа возможно только в случае, если техника будет соответствовать типажу, определённому в «Системе машин». Также необходимым условием должно быть проведение испытаний моделей на МИС по следующим параметрам: на предмет соответствия показателей назначения техники современным требованиям, на предмет соответствия типажу (тягово-сцепные характеристики для тракторов, характеристики пропускной способности для уборочной техники, давления на почву, сопротивления орудия и прочее), на предмет надёжности и ресурса техники, на предмет эргономических требований и комфорта, экологии и безопасности.
Необходимость документа обусловлена тем, что для научно-обоснованного принятия решений по оказанию государственной поддержки производителям тех или иных машин требуется наличие технико-технологических требований, которым должны соответствовать показатели назначения этих машин, орудий и агрегатов. Дело в том, что на сегодняшний день, например, нормы, предусмотренные постановлением правительства №740, опираются на требования стандартов сорокалетней давности и не учитывают требований к таким машинам, как тракторы выше пятого тягового класса.
В качестве формата нового документа можно рассмотреть введение стандарта аналогичного техническим регламентам, как, например, стандарт одобрения типа машин в автомобильной промышленности.
Функционально «Система машин» должна стать нормативно-информационным документом, оптимизирующим типаж техники на рынках России и Таможенного союза, и регулирующим программу разработки машин, а также постоянным источником научно-обоснованных требований, предъявляемых государствами к показателям назначения машин, и научной основой для принятия стандарта.
Что же касается введения повышенных таможенных и утилизационных сборов, то мы считаем, что эта мера может быть применена только для товаров, не соответствующих требованиям «Системы машин». Но поскольку такой подход оптимизирует конкуренцию тракторных заводов в России, многие предприятия КНР, возможно, начнут демпинговать. Поэтому необходимо будет проводить антидемпинговые расследования. Если эксперты подтвердят намеренное занижение стоимости товара к границам себестоимости, необходимо будет вводить для этого производителя максимально высокие таможенные пошлины.
На самом деле проблема более глубокая, чем мы её сейчас видим, а значит, и подход к её нивелированию должен быть более объёмным и глубоким.
Насколько существенным сегодня является вопрос ограниченности предложения компонентов для машиностроительных предприятий на рынке?
В настоящее время расширение модельного ряда становится практически неразрешимой задачей, не говоря уже о создании нового производства самоходной техники «с нуля».
Для разработки машины нового типоразмера требуется не только полностью пересмотреть её конструкцию, но и организовать или модернизировать производство новых типоразмеров внутри предприятия: мостов, коробок передач, гидравлики, электроники и прочего. Даже вопрос установки двигателя и расширения ассортимента топливной аппаратуры требует серьёзной проработки, несмотря на относительную развитость этой области по сравнению с другими.
Политика в сфере развития компонентной базы должна стремиться к тому, чтобы количество предприятий было достаточным, а ассортимент выпускаемых компонентов настолько разнообразным, чтобы обеспечить гибкость в решении задач по запуску производства техники, отвечающей текущим и, возможно, даже узконаправленным потребностям рынка.
Какие вызовы в области профессионального роста вы замечаете и какие меры, по вашему мнению, следует предпринять для решения проблемы дефицита квалифицированных специалистов в секторе машиностроения?
В сферах сельского хозяйства и машиностроения перед Россией стоят колоссальные задачи. Мы обладаем мощными производственными предприятиями, которые продолжают развиваться и находятся на передовых позициях в технологическом аспекте. Развитие сельскохозяйственного машиностроения способствует укреплению национальной технологической независимости, что является ключом к обеспечению продовольственной безопасности и благополучия.
Соответственно, востребованность квалифицированных специалистов в этих областях высока, и возможности для их профессионального роста не имеют ограничений. Однако существует проблема новой реальности, где ценность их труда хотя и признаётся, но оплата труда не совсем соответствуют этой ценности. К сожалению, неравенство в доходах между специалистами, занятыми в различных сферах, препятствует привлечению талантливых кандидатов к работе в области конструирования, освоения новых технологий и производственной деятельности. В результате выпускникам технических вузов иногда кажется более выгодным продавать оборудование, чем применять свои знания и навыки для повышения производительности и качества продукции за более скромное вознаграждение.
По нашему мнению, среди приоритетов государственного регулирования трудовых потоков можно выделить формирование целевого заказа и целевые программы, а также гранты на индивидуальное сопровождение талантливых учащихся (студентов, курсантов). И необходимы такие меры, как:
-
формирование перечня необходимых специальностей на основании данных по потребностям производства (не статистическим, а реальным, по конкретному предприятию);
-
составление профилей потенциальных кандидатов для отбора целевых индивидуальных программ (проектное обучение);
-
создание профильных групп с особенными (повышенными либо специализированными) требованиями при зачислении (дополнительная система конкурсного отбора, включая профессиональную ориентацию);
-
использование практики «стартап как диплом» для студентов (учащихся);
-
активизация взаимодействия научных, образовательных и просветительских организаций с производственными предприятиями через разработку и принятие программ научных исследований междисциплинарного характера на основе государственно-частного партнёрства;
-
учреждение именных стипендий заводов с обязательным дальнейшим трудоустройством, адаптацией и наставничеством;
-
налоговые льготы (вычеты) для предприятий при передаче ими оборудования ССУЗам и ВУЗам для совместных проектов;
-
оплата (компенсация) стажировок и практик по приоритетным специальностям из регионального или федерального бюджета;
-
необходимость государственного распределения специалистов, обучающихся по госзаказу с прохождением производственной практики на заводе (отрасли) заказчика.
Всё это вопросы стратегических изменений на уровне государственного мышления, а что же сам производитель сельскохозяйственной техники? Какие он должен брать на себя обязательства?
Чтобы обеспечить успешное развитие своего предприятия в сельхозмашиностроении, важно соблюдать баланс между социальными, стратегическими и экономическими целями на уровне компании. И именно в таком порядке постановки целей.
В первую очередь, это значит разработку и производство сельскохозяйственной техники, направленной на полноценную поддержку хозяйств и обеспечение доступа к качественным машинам для улучшения условий сельского труда. Важным шагом также является адаптация производства к местным потребностям с учётом специфики и запросов сельского населения в различных регионах.
Дополнительно предприятие должно вкладывать средства в исследования и разработки новых машин, а также постоянно совершенствовать существующую продукцию с целью повышения эффективности сельского хозяйства. Важным аспектом также является стремление к установлению доступных цен на сельскохозяйственную технику — это будет способствовать развитию сельских территорий и повышению жизненного уровня сельчан.
Мы, как Союз, ещё раз обращаем внимание на следующий тезис: «процветание организации становится неизбежным, лишь когда её целеположения ориентированы на создание общественно значимого продукта, а прибыль и финансовые ресурсы служат средством для дальнейшего движения вперёд».
По вашему мнению, в формате существующей стратегии сельскохозяйственного машиностроения РФ какое место занимает тракторостроительная отрасль?
К сожалению, приходится признать, что методологическое обоснование стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения, а также её связь с другими государственными направлениями отсутствует. Цели стратегии нечётки, а, стало быть, для государства неясна выгода от развития направления производства сельскохозяйственных машин. Поэтому акцентировать внимание только на тракторной технике здесь было бы не верно.
Мы хотим, чтобы работа любого машиностроителя была логически верна. Поэтому на уровне государства должна быть переалгоритмирована цепочка связей: демографическая политика => социальная политика => планы по мелиорации и вводу в эксплуатацию сельхозземель => перечень агротехнологий, поддерживаемых государством. Только опираясь на этот созданный фундамент можно перейти к переработке стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения.
Мы считаем, что в этом направлении нужно осуществить методологический анализ для уточнения взаимосвязей между областями интересов государства, такими как демография, социальное развитие и сельское хозяйство. Затем, опираясь на полученные данные, пересмотреть поставленные цели, и после окончательного утверждения задач и результатов, переработать существующую стратегию развития сельскохозяйственного машиностроения. А вслед за этим, на основании разработанной стратегии, определить необходимость расширения производственных мощностей, а также разработать дорожную карту по вводу вновь создаваемых предприятий и объёмам модернизации существующих.
Что же касается необходимого процентного и количественного распределения тракторов по сегментам классов/мощностей, то это тема, требующая глубокого анализа. Здесь существенное значение имеют агроклиматические зоны, применяемые агротехнологии и прочее. На все эти вопросы и должны отвечать документы типа программы «Точное земледелие Союзного государства», системы типажирования сельскохозяйственной техники для разных климатических зон и культур (или кратко — «Система машин»), а также единый регламент по оценке сельхозтехники на соответствие показателям назначения. Проработкой и инициализацией создания этих документов, в частности, и занимается союз промышленников «ПРОГРЕСС». Эти документы должны определить, какая техника и где необходима, и уже на основе этого распределения можно будет стратегически обоснованно оперировать объёмами техники, необходимой в планируемый период в каждом сегменте.