Журнал «Агротехника и технологии»
За последнее время объём полки органической продукции в супермаркетах сильно уменьшился. Может ли органика полностью исчезнуть с прилавков магазинов? И что в таком случае ожидает производителей? Своими прогнозами о развитии российского рынка органической продукции с журналом «Агротехника и технологии» поделился Олег Мироненко, эксперт по органическому производству и руководитель рабочей группы межпарламентской ассамблеи СНГ по разработке модельного закона по органическому производству
— Какова сегодня структура рынка органической продукции? Сколько предприятий АПК остались верны выбранному курсу? Какие направления отрасли они представляют?
- Сегодня в России по разным источникам работают от 220 до 240 предприятий, имеющих сертификаты на производство органической продукции. Большая часть из них, это около 180-190 предприятий, имеют только российские сертификаты, из которых примерно 70% работают на внутренний рынок. А примерно 40 компаний имеют сертификаты как российские, так и зарубежные, что говорит о том, что они работают на оба рынка одновременно.
Из компаний с российской сертификацией наибольшее количество приходится на растениеводство — это приблизительно 31%. На втором месте стоят те, кто производит фрукты, овощи и ягоды. И на третьем месте, как бы ни звучало парадоксально, — производители алкогольной продукции, то есть из 190 компаний, которые находятся на сегодняшний момент в российском реестре, 23 производят алкогольную продукцию. Конечно, для органического рынка это не очень хорошо с точки зрения имиджа, но с точки зрения тех, кто производит, например, органическую пшеницу — это прекрасно, потому что они имеют возможность продавать пшеницу на переработку.
Однако при этом нельзя забывать про масштаб предприятий и объёмы производства. Например, несмотря на то, что на производителей мясомолочной продукции приходится всего 9% от всех предприятий, которые на сегодняшний момент работают в органике, в ритейле объём их продукции занимает 30-40% рынка. Это достаточно крупные хозяйства, имеющие от 3 тыс. га земли, и у них, как правило, есть собственная переработка и возможность продвижения продукции. Так что при небольшом количестве подобных предприятий объём производства у них большой.
Напротив, хозяйства, занимающиеся выращиванием фруктов, овощей и ягод, чаще всего небольшие, имеющие около 100 га земли. И хотя фруктовые хозяйства, как правило, занимают несколько большие площади, у них всё равно нет тех возможностей, какими обладают мясомолочные предприятия. Поэтому на сегодняшний момент по объёму производства они находятся на втором месте, приблизительно занимая 20-25% рынка.
К сожалению, пока достаточно слабо у нас представлены те, кто занимаются мёдом и дикоросами — их 17%. При этом основная проблема и тех, и других заключается в том, что среди таких производителей мало кто занимается переработкой. Большинство хозяйств производят продукцию и продают её в натуральном виде. Тех же, кто может её перерабатывать и продавать как продукцию долгого хранения, к сожалению, на сегодняшний момент немного.
Сколько предприятий остались верны органике, подсчитать не сложно. С одной стороны, за последние 3 года свои сертификаты производителей органической продукции потеряли приблизительно 20 компаний, однако при этом важно учитывать, сколько компаний пришло в этот сегмент. С учётом того, что ежегодно в России производством органической продукции начинают заниматься от 30 до 50 компаний, количество ушедших хозяйств, которое отмечается на сегодняшний момент, в принципе, соответствует тем тенденциям, которые, есть во всех странах мира, в данном случае мы не являемся исключением.
— Как обстоит сейчас ситуация с производством органических кормов? Планирует ли кто-то из участников рынка наладить выпуск такой продукции?
- Да, процесс идёт в эту сторону. С одной стороны, предприятий, которые занимаются органическим животноводством (мясным или молочным) и птицеводством, у нас не так много. Соответственно, организация производства в таких хозяйствах (в связи с отсутствием кормов в открытой системе продаж) всегда была направлена на то, что каждый из производителей замыкает этот процесс сам на себя. По этой причине у нас в нормативах было прописано, что на одно, например, крупнорогатое животное должно выделяться не менее 1 га земли, где необходимо осуществлять его пастбищное содержание и заготавливать корма. Соответственно, на сегодняшний момент корма не являются для нас глобальной проблемой, ведь их заготовка замкнута в рамках единого производства. И всё же, за последний период времени на российском рынке, наконец, появились компании, которые сертифицируют только растениеводство и занимаются исключительно кормовыми культурами. А это значит, что, если у тебя в этом году был неурожай по кормовым культурам, их будет у кого купить. Единственный вопрос, который возникает: насколько эти корма приближены к месту содержания животных.
Для рыбоводства такой проблемы нет, поскольку у нас нет органического рыбоводства.
А вот с точки зрения птицеводства (причём, частично это касается и крупнорогатого и мелкорогатого скота), сегодня остро стоит вопрос с наличием комбикормов и кормовых добавок, поскольку достаточно существенная часть в составе этой продукции приходилась на зарубежные ингредиенты.
Но в целом больших проблем с кормовой базой (в отличие от классического животноводства) у нас не наблюдается. Проблема лишь в том, что на рынке пока ещё мало хозяйств, которые сертифицировали растениеводство как кормовую базу не только для собственного производства. Поэтому свободных кормов на рынке на сегодняшний момент практически нет.
— С какими ещё проблемами сталкиваются сегодня производители органики? Аграрии остаются со своими проблемами один на один или могут рассчитывать на помощь государства?
- Сегодня у нас наблюдаются две достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, государство на словах и в документах достаточно активно оказывает помощь предпринимателям. Так, в 2023 году была принята стратегия развития органического сельского хозяйства до 2030 года. В январе 2024-го был утверждён план мероприятий по развитию органического сектора, в котором есть 16 больших разделов. Однако, на сегодняшний момент мы не видим главного — саму программу, которая была бы наполнена конкретными мероприятиями, связанными с прямой поддержкой производителя и конкретными деньгами. Да, в плане развития органики много слов об административной поддержке (развитие законодательства, статистики, проведение информационных компаний и прочее), но очень мало о непосредственном секторе и о его поддержке. То есть основной финансовый ресурс не направлен непосредственно производителю, а остаётся на уровне инфраструктуры.
Отсутствие программы приводит к тому, что в федеральной поддержке сельского хозяйства полностью отсутствует реальная помощь производителям органики, поэтому на федеральном уровне им сегодня не выделяется ни копейки. Получается, поддержка основана лишь на словах, которые произносятся с различных трибун, и содержится в документах, которые на самом деле достаточно слабо приближены к реальному сектору.
При этом целый ряд территорий самостоятельно принимают шаги для того, чтобы поддержать органический сектор, что всегда приводит к достойным результатам. В качестве примера можно привести Воронежскую область, которая в прошлом году вложила в развитие органики 88 млн руб. Это очень хорошие вливания, и результат не заставил себя ждать: на сегодняшний момент приблизительно 30 предприятий уже находятся либо в органическом статусе, либо на этапе конверсии. Достаточно сказать, что, например, на момент вступления закона в силу в 2020 году таких компаний не было совсем.
Что позволило Воронежской области осуществить органический прорыв? Думаю, этому во многом помог запуск программы по переводу ряда школ на органическое питание. Сегодня в целом ряде учебных заведений области начинает появляться органическая продукция, и это хороший знак. Это своего рода заказ на здоровое питание и посыл, что не всё надо продавать через сети, а можно часть своей продукции отправлять в школы для обеспечения питанием детей.
Таких инициатив, как в воронежских школах, больше нигде нет, но ряд областей, хотя и реализуют более скромные программы, тоже стараются не отставать. Здесь можно привести в пример и Краснодарский край, и Ханты-Мансийский округ, и Томскую, и Новосибирскую области.
Но опять же хочу подчеркнуть, что при отсутствии федеральной программы, на которую выделяются реальные деньги, в большинстве областей такие инициативы запущены не будут. И поэтому сегодня нам хватит пальцев двух рук для того, чтобы посчитать территории, на которых реально запущены программы по поддержке органической продукции.
Разрешение на органику
Всё, что необходимо соблюдать для производства органической продукции, оговорено в федеральном законе №280 «Об органической продукции» и двух базовых стандартах: ГОСТ №33980 «Правила производства, переработки, маркировки и реализации органической продукции», ГОСТ Р №57022 «Порядок проведения добровольной сертификации органической продукции», где указаны в том числе и те документы, которые аграрии должны предоставить.
Однако важно понимать, что вопрос оформления документов — это только малая часть всего процесса, который должны пройти аграрии. При этом нелишне знать всю процедуру получения сертификата и признания продукции органической. В ФЗ № 280 говорится, что для того, чтобы продукция была признана органической, необходимо пройти сертификацию у аккредитованного органа по сертификации. Таких органов на сегодняшний день 16, их данные можно найти в интернете на портале Росаккредитации и сайтах профильных ассоциаций (на сайте каждого из сертификаторов есть перечень документов, которые необходимо предоставить в зависимости от того, каким типом производства занимается аграрий — растениеводство, животноводство, переработка, причём каждое из направлений требует своей отдельной сертификации).
Но для получения сертификата недостаточно только предоставить необходимые документы. Агрария ожидают и обязательные выезды сертификатора в хозяйство, и необходимость проведения исследований, начиная от анализа почвы и заканчивая проверкой конечной продукции. Поэтому нужно внимательно изучать то, что представлено на сайтах сертификаторов.
После того, как сертификатор даст разрешение на производство, то есть выдаст сертификат на производство органической продукции, информация о производителе будет внесена в базу данных, называемую «Реестр органических производителей Минсельхоза Российской Федерации». После внесения хозяйства в базу данных аграрий сможет сгенерировать QR-код, который он обязан поставить на свою продукцию для того, чтобы потребитель имел возможность зайти в базу данных и убедиться в том, что хозяйство является органическим производителем.
Также кроме QR-кода производитель может поставить на упаковку российский органический знак.
— До 2022 года экспертное сообщество прогнозировало рост потребления населением органической продукции. Как изменилась ситуация? Насколько сегодня в нашей стране востребована органика?
- Ситуация в России практически эквивалентна тому, что происходит на сегодняшний момент в европейских странах. Если мы посмотрим статистику 2022-2023 годов, то увидим, что целый ряд европейских стран показали так называемый период стагнации, когда рост потребления органических продуктов на их территории практически был равен нулю. Конечно, сегодня все ожидают, что в ближайшее время ситуация будет меняться.
В качестве примера хочу привести таких столпов органического потребления, как Франция, Германия и Швейцария. Так, во Франции в 2022—2023 годах уровень потребления органики упал на 6%, в Германии и в Швейцарии — на 3,5%. Это было обусловлено целым рядом общих тенденций, связанных со снижением доходов населения и с логистическими проблемами, однако в пандемийный период интерес к органике, напротив, вырос. Ведь во время карантина потребители стали больше обращать внимания на то, что они едят и из чего готовят. Но после отмены карантинных мер сотрудники возвратились в офисы и вернулись к так называемой системе быстрого питания, где органика практически отсутствует. И всё же данные конца 2023 года показывают, что страны — основные потребители органики — успешно проходят стагнационный период и демонстрируют уверенный рост потребления органической продукции. В Канаде и Японии рост продаж органики в 2022 и в 2023 годах составил почти 10%.
В нашей стране ситуация, к сожалению, складывалась немного по-другому. С одной стороны, виден рост производства органической продукции нашими производителями: если на начало вступления закона в силу в 2020 году в России насчитывалось 18 предприятий, занимавшихся производством органической продукции и имевших российские сертификаты, то уже на начало 2023 года таких компаний более 180. И, безусловно, рост производства сказался на количестве российских товаров на полках магазинов.
Но была и вторая тенденция, которая негативно отразилась на объёме органической продукции — с начала 2022 года с нашего рынка стали уходить импортёры. Напомню, что в 2022 году соотношение импорта и российской продукции на полках магазинов было приблизительно 80% к 20%. Массовый уход импортёров привёл к резкому сокращению количества органической продукции на полке. Поэтому с точки зрения продаж наблюдается стагнация: несмотря на то, что на рынок пришло немало российских компаний, он не смог показать роста из-за ухода импортёров. При этом импорт всё ещё составляет немалую долю органической продукции — количество отечественной продукции не превышает сегодня 35%.
К сожалению, в связи с массовым уходом иностранных производителей сети начали менять отношение к развитию органической полки. И это несмотря на то, что тенденции к уменьшению количества потребителей органики не наблюдается. Покупатели продолжают приходить в магазины и спрашивать органическую продукцию. Но при этом в связи с сокращением доходов населения на такую продукцию падает чек. Поэтому сейчас мы несмотря на рост производства российской органической продукции находимся в периоде абсолютной стагнации с точки зрения продаж.
— Если покупательная способность продолжит снижаться, не исчезнет ли органическая продукция совсем с наших прилавков?
- С учётом того, что достаточно активно дорожают обычные продукты — яйца, капуста, лук, — стоимость органики получается уже не такой высокой. К тому же, на органическую продукцию не было всплеска цен, и поэтому на сегодняшний момент соотношение стоимости органики и не органики несколько сгладилось. Если мы проанализируем ценовой диапазон, то увидим, что разница в ценах на молочную продукцию составляет 30-50%, по овощам чуть больше, где-то в районе 40-60%, чуть меньше по крупам. Но хочу подчеркнуть, что это связано с неким отложенным действием. То есть если на обычные продукты подорожание произошло достаточно быстро, то по органике этот процесс более длинный. А значит, оценить, вернётся ли органика к ценовой разнице с обычной продукцией в 2-3 раза, как это было раньше, и сохранится ли органическое направление вообще, можно будет только через 2-3 года, когда мы поймём, каким образом подорожание биопрепаратов, биоудобрений и прочего скажется на себестоимости органической продукции.
Опять же, надо исходить из того, что сегодня в органике многие хозяйства — новички. Соответственно, на тех землях, что были введены в оборот недавно, сегодня ещё пока можно получать урожай без затрат на биоудобрения, а это очень важно для экономики хозяйства. К тому же, технологии выращивания органической продукции в меньшей степени завязаны на химии, а именно она в последнее время дорожала достаточно интенсивною. Поэтому сегодня разница в ценнике на органику и не органику некритична.
Если же смотреть с точки зрения прихода в органический сектор новых компаний, то можно отметить, что мы приближаемся к тем тенденциям, которые на сегодняшний момент наблюдаются во всём мире. Согласно статистике, в большинстве стран на 40 предприятий, появляющихся в отрасли, приходится около 4-5, которые уходят из неё либо из-за различных финансовых проблем, либо разочаровавшись в органике как в способе производства. В качестве примера можно привести Германию, где в год на 1800 новых участников отрасли приходится приблизительно 300-400, которые уходят из сектора. Это естественный процесс, но главное, чтобы количество приходящих компаний превышало количество уходящих.
Не исчезнет ли органика совсем с наших прилавков? Однозначно, что она не исчезнет, всегда будет кто-то, кто захочет её производить, и кто-то, кто захочет её купить. Как показывает наш опыт, люди, перешедшие с точки зрения питания на органику, редко возвращаются к классическим продуктам. Главный вопрос заключается в том, в каких объёмах и где она будет продаваться. Ведь многие сети стали отказываться от классической органической полки. Теперь полки называются зелёными или здоровыми, а это говорит о снижении количества продукции, которую органическая полка может представить потребителю из-за ухода импортёров, но все ещё сохранявшемуся спросу на такую продукцию, который сети пытаются поддержать продукцией с близкими названиями. Тем не менее, органика будет всегда, это сектор достаточно устойчивый. В ближайшее время количество российских производителей будет расти, но, к сожалению, не с такой скоростью, чтобы заменить импортёров, которые ушли с рынка.
— Ранее Россия ориентировалась на международные принципы органического производства. А что сегодня? Российская органическая продукция может конкурировать с зарубежной?
- На самом деле, за последнее время ничего не поменялось — международные принципы ведения органического производства, которые были заложены в основу российского законодательства, продолжают действовать. А то, что мы прекратили согласование нашего законодательства с международными институтами, — это вопрос временный, я думаю, что через какое-то время мы вернёмся к обсуждению вопроса признания нашего законодательства, соответствующего международному. Однако на сегодняшний момент никакие нормативы производства органики не были ухудшены и соответствуют международным принципам. Поэтому геополитическая ситуация не сказывается на качестве производимой продукции.
Соответственно, продолжается согласование поставок российской органики на новые рынки. Сейчас прорабатываются рынки Ближнего Востока и Китая, которые тоже ориентированы исключительно на международные принципы органического производства.
Из этих рынков по объёмам продаж, конечно, в приоритете китайский рынок, который является третьим в мире по потреблению органики (более 12 млрд евро в год). А учитывая количество населения Поднебесной, не сложно подсчитать, что если каждый китаец станет покупать органики в год хотя бы на евро больше (сейчас тратится около 10 евро на человека в год), то объём продаж сразу вырастет почти на 1,5 млрд евро. Для примера, в ведущих европейских странах потребление органики на одного человека в год составляет: в Швейцарии 437 евро, в Дании 365 евро, в Австрии 274. В России — 1,3 евро.
Рынки Ближнего Востока, а это, в первую очередь, Арабские Эмираты и Саудовская Аравия, а также ряд других стран, не менее интересны, но там будет востребована продукция в сочетании органика плюс халяль. А поскольку в этих государствах высокий спрос на поставки с двумя сертификатами, продукция, имеющая только органический сертификат, будет иметь экспортный потенциал в гораздо меньших объёмах. Да и население всего Ближнего Востока в 3 раза меньше населения Китая, а уровень потребления органики на душу населения близок в российскому.
Впрочем, несмотря на сложившуюся политическую ситуацию, нам всё равно необходимо прорабатывать возможности поставок на основные рынки потребления: в Европу и Северную Америку. Сегодня на них приходится более 90% потребления органики в мире, и по прогнозам экспертов до 2030 года эта тенденция не изменится.
Кстати, поставки российской органики в Европу не были прекращены. К сожалению, показатель экспорта упал почти в 3 раза, но 10 тыс. т продукции мы всё равно продолжаем туда отправлять.
А вот работа с американским рынком, как ни странно, вообще не изменилась: как у нас было около 45 тыс. т поставок в год (на конец 2022 года), так они и остались. По 2023 году пока статистики не было, но, скорее всего, всё работает по-прежнему. Поэтому хочу сказать: да, мы упали по европейскому рынку, но остались на прежнем уровне по американскому, что говорит о том, что качество российской продукции вполне конкурентно и не хуже зарубежной, поставляемой на территорию этих стран другими импортёрами.
Поэтому ради экспортных возможностей важно не снижать требования, а, напротив, в некоторых случаях даже ужесточать для того, чтобы российская органическая продукция была однозначно лучше.
— Могут ли отечественные производители в ближайшие годы, полностью потерять интерес к российскому рынку и сосредоточиться на экспортном направлении?
- Скорее всего нет. Надо помнить, что основные производители органики — это небольшие предприятия, работающие на внутренний рынок. Для них экспорт не доступен в принципе как по объёмам производства и логистике, так и цене на продукцию и применяемым при производстве технологиям, которые не позволяют получать супер-урожайную продукцию.
Крупные же производители, работающие на внутреннем рынке, сегодня, в основном, сосредоточены на производстве мясомолочной продукции, а это чаще всего «скоропорт», имеющий малые сроки хранения. Соответственно, продавать его можно только недалеко от места производства, то есть внутри России. Мы не Европа, где ты можешь произвести молоко в Дании, и уже через два часа поставить её на полку супермаркета в Германии. К тому же ценовой диапазон на готовую продукцию в Европе сегодня не сильно отличается от цены на российской полке. Например, органическое молоко в Германии стоит 1,2-1,5 евро за литр, а в «Азбуке вкуса» в Москве — 160-200 руб.
Компании, работающие на экспорт, — это крупные производители зерновых, бобовых, ряда злаковых и круп, поставляющие сырьё для последующей переработки. За счёт лучшей цены и больших объёмов они имеют возможность получать приличную маржу. Но и здесь в последние два года произошли изменения за счёт больших урожаев органики в Европе и Америке.
Исключение здесь составляют, наверное, производители органической водки, которые успешно продвигают свою продукцию на зарубежные рынки. Да и срок хранения для них не важен.
— Какая органическая продукция останется доступной для российского покупателя, а какая может полностью исчезнуть с полок супермаркетов?
- Спрогнозировать эту ситуацию на период более двух лет сегодня сложно. Исходя из сегодняшних тенденций развития нашего рынка можно предположить, что на полке должен быть почти весь диапазон того, что можно произвести в Росси в натуральном виде, то есть без глубокой переработки, плюс мясо и молоко, для которых переработка на сегодня уже есть.
Также можно производить сырьё для переработки, но, к сожалению, переработчиков в России очень мало. Поэтому сейчас на полке много импортных консервов, соков, кондитерки, детского питания и прочего. Ну а всё, что касается глубокой переработки, на полке под угрозой исчезновения (если полностью уйдут импортёры и не появятся собственные переработчики).
К тому же, надо помнить о товарах, которые в России произвести нельзя по природным условиям. Это ряд фруктов и овощей (например, бананы и киви), кофе, чай и прочее, с поставками которых ситуация шаткая. Причём, это связано не только с уходом импортёров из-за общей ситуации, но и с введением ряда изменений в российское законодательство, не позволяющих продавать в России продукцию как органическую, если она не имеет российского органического сертификата.
Это же обстоятельство будет влиять и на российских производителей детского питания, где в производственном процессе также используется более 50% импортных ингредиентов. Поэтому будем ждать и наблюдать.