Журнал «Агротехника и технологии»
За два неполных года, с момента отказа западных компаний официально поставлять на российский рынок компоненты и оборудование, отечественное сельхозмашиностроение успело перестроиться, заменив западные комплектующие на продукцию из России и дружественных стран. Однако после продолжительного многолетнего роста сегодня наблюдается снижение объёмов производства и отгрузок отечественной сельхозтехники. И всё же, стратегические планы производителей продолжают реализовываться. Своими рассуждениями о том, что является препятствием для развития отечественного сельхозмашиностроения и как вывести его на качественно новый уровень, с журналом «Агротехника и технологии» поделился президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин
— События последних двух лет довольно сильно отразились на отечественном сельхозмашиностроении. Изменилась ли стратегия развития отрасли?
- Если говорить о стратегии компании Ростсельмаш, то она не сильно изменилась. Хотя, конечно, был стресс, когда прекратились поставки западных компонентов, когда фактически обрубили связь с нашим канадским заводом, на котором мы делаем треть объёмов производства. Сейчас нас вообще вынуждают его продавать! Но каким образом это сделать, когда финансовые каналы не работают, у нас понимания нет. Есть вероятность, что его вообще отнимут. Но если не брать всех этих стресс-факторов в расчёт, то на самом деле долгосрочные планы Ростсельмаш не сильно изменились. Скорее, изменилась тактика: раньше покупали станки и компоненты в Европе, сейчас — в Китае, но главное — стали ещё более нацелены на максимальное углубление локализации в России.
— А что касается отрасли в целом?
- Запад ушёл, Китай пришёл, ничего больше не поменялось. Отечественное сельхозмашиностроение продолжает динамично развиваться, впрочем, оно и до этого уже семь лет подряд показывало хорошие результаты. А вот производство дорожной и строительной техники развивается более слабо: за последний год оно выросло незначительно, тогда как хотелось бы более решительной динамики.
— Что по вашему мнению необходимо предпринять, чтобы отрасль начала демонстрировать более динамичное развитие?
- Надо менять политику. То, что предприятия не хотят вкладываться в проекты с окупаемостью 20 лет — следствие политики Центробанка РФ, при которой более выгодно положить деньги на депозит и получать гарантированный доход, чем вкладываться в промышленное производство. При нынешней ситуации непонятно, что и через четыре года будет.
Справка об эксперте
Константин Бабкин, Президент Ассоциации «Росспецмаш», Президент промышленного союза «Новое Содружество», Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, Член бюро центрального совета Союза машиностроителей России
Родился 13 февраля 1971 года в г. Миассе Челябинской области.
Образование:
Окончил Московский физико-технический институт.
Карьера:
В 1992 году стал одним из основателей компании «Содружество» (в 2000 году переименована в группу компаний «Новое Содружество»). Является её крупным акционером.
В настоящее время в «Новое Содружество» входят комбайновый завод Ростсельмаш, группа компаний по производству техники для кормопроизводства и животноводства «Клевер», концерн «Эмпилс». Под руководством Константина Бабкина разработана и внедрена комплексная программа стратегического развития одного из крупнейших заводов Ростовской области — Ростсельмаш.
В 2004 году избран на должность президента российской Ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш». При непосредственном участии Константина Бабкина разработан утверждённый правительством Российской Федерации план мер по развитию сельскохозяйственного машиностроения, антикризисная программа по поддержке отрасли, новый порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания поддержки экспорта промышленной продукции.
Награды:
Удостоен звания «Почётный машиностроитель»
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
Женат, отец пятерых детей.
— Как в такой ситуации диверсифицировать риски?
- Когда-то Ростсельмаш производил только три вида комбайнов. Чтобы стать более стабильными, было решено организовать производство тракторов и прицепного оборудования, сейчас такой техники, наверное, уже насчитывается 200 наименований. Затем, чтобы не зависеть от рынка сельского хозяйства, начали производить дорожно-строительную технику. Теперь, чтобы защититься от санкций, углубляем локализацию по выпуску коробок передач, а для этого планируется организовать производства шестерёнок и валов. Компания долго шла к этому проекту, все расчёты показывали, что их закупка за границей будет на 30% дешевле. Но всё-таки решили, что компетенции развивать важнее. В Японии была куплена лицензия на производство шестерёнок и вложены инвестиции в производство. В декабре этого года будет запущено производство на 150 тыс. шестерёнок в год, которые планируется устанавливать на все тракторы и комбайны Ростсельмаш. Со временем, когда доведём объём производства до 250 тыс. штук в год, можно будет определённую часть продавать. Наладить это производство планируем в течение следующего года.
— Каких средств потребовала реализация этого проекта и как скоро он выйдет на окупаемость?
- 4 млрд рублей выделяет Фонд развития промышленности и ещё 8 млрд вкладывает Ростсельмаш. А что касается окупаемости, то при нынешних нестабильных ценах на металл сложно прогнозировать, но, думаю, года за четыре проект окупится. У нас вообще в этом отношении довольно странная политика — металл внутри страны стоит дороже, чем за границей, в Китае или Германии.
— Помимо этого Ростсельмаш запускает тракторный завод. Какие планы у компании на развитие этого предприятия?
- Тракторный завод активно строится. Ориентировочно в начале 2024 года будем его запускать. Планируется производить 5 тыс. машин в год. Конечно, это количество не идёт в сравнение с объёмами производства китайских производителей, которые сейчас практически заменили на российском рынке европейские и североамериканские бренды, но примерно 30% рынка строительных машин, думаю, мы со временем займём, а это очень серьёзная доля.
— Насколько сильную конкуренцию, по вашему мнению, китайские производители составляют отечественным производителям сельхозтехники?
- Сейчас на российском рынке сельхозтехники Китай занимает всего около 5%. И вряд ли эта цифра увеличится, у нас уже 10 лет работают различные программы поддержки отечественного производства, тогда как по строительной технике они только года три как появились.
— Импорт иностранной сельхозтехники в Россию в 2023 году вырос на 63%, а доля российской техники на внутреннем рынке снизилась до 53,2% (против 59,7% в 2022 году). Однако финансирование федеральной государственной «Программы 1432» в 2023 году было сильно урезано...
- В этом году по программе было выделено всего 2 млрд рублей, хотя в середине года на субсидирование реализации тракторов было дополнительно направлено ещё 3,2 млрд руб., на 2024 год запланировано примерно столько же. Этого явно недостаточно, а, стало быть, аграрии не могут покупать сельхозтехнику в количествах, необходимых для расширения производства. Поэтому и самой техники выпускается меньше.
— Ещё одна причина — подорожание техники. В чём вы видите причину роста цен?
- С одной стороны, подорожание — следствие модернизации и вложений в НИОКР. Комбайн, который производился два года назад, сейчас выглядит совершенно по-другому, и для него нужны другие компоненты. Поэтому удорожание на 15-20% действительно есть.
Однако существует и другая причина, связанная с макроэкономической ситуацией. Всё подорожало. Поскольку логистическое плечо удлинилось (раньше доставляли товар из Европы, теперь — из Китая), логистические издержки с 2021 года увеличились в 5 раз. Цены на металл за несколько лет тоже взлетели в несколько раз. Кредиты значительно подорожали, при этом налоги не только не были снижены, но, напротив, выросли примерно на 20%.
— Какую долю в удорожание сельхозтехники вносят зарубежные комплектующие? В каком объёме они применяются в сельхозтехнике Ростсельмаш?
- У всех машин по-разному, в среднем, наверное, 10-15% комплектующих идёт из-за рубежа. Например, импортируем двигатели и, пока не запустили собственный завод, коробки передач.
— Недавно Ростсельмаш продемонстрировал комбайн, полностью собранный из российских комплектующих. В нём действительно не было ничего из иностранных компонентов?
- Если и были, то только элементы электроники. Всё остальное — российское: двигатели КАМАЗа, гидравлика из Екатеринбурга. В России сейчас есть компетенции для производства всех видов компонентов.
— Какие предприятия отрасли вы могли бы выделить как наиболее динамично развивающиеся?
- В этом году самарский «Пегас-Агро» запустил большой завод. Недавно мы посещали «Елецгидроагрегат» - очень динамично развивающееся предприятие. «Пневмостроймашина» тоже строит новый завод. «Воронежсельмаш» буквально за 5 лет построил 3 завода. Активно развивается рязанский «Завод точного литья»: они производят отливки для коробок передач, которые используются у нас.
— На каком оборудовании работают эти производства, ведь в стране практически отсутствуют отечественные станки… Можно ли в принципе говорить о возрождении российского сельхозмашиностроения, если другая крайне важная отрасль — станкостроение — в нашей стране практически отсутствует?
- Ну, не совсем отсутствуют, около 15% отечественных станков у нас всё же есть. И если создать для станкостроения нормальные условия, она будет развиваться. Конечно, не сразу — на это потребуется несколько лет: необходимо подготовить кадры, собрать необходимые компетенции. Пока же можно рассчитывать на закупку станков в дружественных странах.
— Что касается кадрового вопроса. Как вы считаете, его надо решать силами бизнеса или на государственном уровне?
- Это действительно сложная многоплановая проблема. У нас курс политики Министерства образования долгое время определялся выходцами из «школы Гайдара» - Московской высшей школы социальных и экономических наук. Я читал интервью одного ректора, где он говорил, что мы не должны готовить специалистов по каким-то конкретным направлениям, а следует выпускать магистров. А чем они потом будут заниматься, вуза не касается. Такой подход привёл к ситуации, в которой мы сейчас находимся — огромной пропасти между знаниями, которые даются в системе образования и современным производством.
Ещё хуже, что сами выпускники не видят доказательств развития отечественной промышленности, что она конкурентоспособна и востребована. Самолёты иностранные, автомобили иностранные… Имидж сельскохозяйственной отрасли подорван. Поэтому, думаю, исправить ситуацию можно уже только политической волей и последовательной политикой, а бизнес в процессе подключится.
— Минпромторг разработал план развития сельхозмашиностроения, согласно которому доля отечественной сельхозтехники на российском рынке должна достичь 80% к 2035 году. Однако за счёт чего может произойти этот рост, у участников рынка понимания нет…
- Если продолжится та политика, основы которой были заложены ещё в 90-е годы, и теми же людьми, то мы останемся на сегодняшнем уровне. Может быть, какое-то развитие отрасли сельхозмашиностроения и будет, но ни о каком кратном увеличении объёмов производства не может идти речи.
В том же Китае НДС — 13%, а у нас — 20%, металл для китайских производителей стоит в полтора раза дешевле, чем у нас. Может, стоит снизить налоги и ввести пошлину на экспорт металла, чтобы у нас развивалось собственное производство? И то же самое сделать в отношении энергоносителей? Требует изменения и кредитная политика. Кредиты крайне важны для промышленности и сельского хозяйства, но у нас они 15%, а в Китае — 0%. Помимо этого, надо дать производителям рынок сбыта. Однако внутренний рынок у нас по условиям ВТО абсолютно не защищён. При этом страны ЕС и Китай свой рынок защищают и стимулируют экспорт. Опять же, в Китае субсидия при продаже техники за рубеж составляет 20%.
Сейчас российское правительство фактически расколото на два блока: экономический, который придерживается политики, которая проводилась ещё с начала 90-х годов, и производственный, представляемый отраслевыми министерствами и ведомствами. И мы видим, что в тех областях, куда могут «дотянуться» министерства со своими мерами и поддержками — субсидиями или грантами на НИОКР, есть движение. А вот всё то, что творится в экономическом блоке, очень далеко от реальности. Порой даже складывается впечатление, что там совершенно не интересуются, что происходит в реальном секторе экономики, а чтобы исправить ситуацию просто задирается ключевая ставка, что ведёт к инфляции, росту цен.
— У журналистов порой складывается впечатление, что отдельные профильные ведомства банально не обладают необходимой информацией.
- Могу сказать по своим направлениям: я такого не вижу. Они все всё прекрасно понимают: и объёмы производства, и то, что происходит в отрасли. Другое дело, что ни за кредиты, ни за налоги они не отвечают и не могут на это влиять.