Владельцы крупного производителя тепличных овощей ГК «Рост» Сергей Рукин и Дмитрий Лашин, по данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, 30 марта зарегистрировали в Ростове-на-Дону компанию «Амирост». Основной вид ее деятельности — производство крахмала и крахмалосодержащих продуктов, дополнительные — оптовая торговля зерном, семенами и кормами для животных, хранение и складирование зерна и др. Рукину принадлежит 78% долей в новой фирме, Лашину — 22%. Представитель компании подтвердил «Ведомостям», что компания планирует развивать новое направление — переработку зерна. По его словам, группа имеет возможность расти и диверсифицировать бизнес. От дополнительных комментариев он отказался, поскольку проект находится на начальной стадии.
Президент Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна («Союзкрахмал») Олег Радин говорит, что перспективы этого проекта группы «Рост» будут зависеть от того, что компания будет перерабатывать и каким будет конечная номенклатура продуктов. По его мнению, скорее всего, она будет использовать пшеницу или кукурузу. «По нативным крахмалам в прошлом году у нас был самый большой рост производства за последние пять лет, и это сказалось на потреблении. Если в прошлом году потребители его закупали "впрок", то в первом квартале этого года мы видим большее снижение спроса, чем обычно. Хотя этот период и так характеризуется падением. Нормализуется ли он в следующих кварталах — вопрос, так как все зависит от потребительского спроса», — прокомментировал «Агроинвестору» Радин.
По его словам, нативные крахмалы, скорее всего, экспортировать будет не так выгодно, как модифицированные, из-за меньшей маржинальности. «Пищевые модификации крахмалов — очень интересный рынок с диверсифицированной линейкой», — добавляет Радин. Однако, отмечает он, если компания решит идти по этому пути, нужно будет решать сложный вопрос с сырьевой базой восковидных сортов кукурузы. Это направление высокомаржинальное, и в прошлом году цена на модификации доходила до 300 тыс. руб./т и более. Если компания захочет идти дальше — в производство органических, аминокислот, все опять же будет зависеть от линейки продуктов. Например, лизином Россия практически самообеспечена.
По мнению эксперта, стоит запускать производство, которое будет направлено на выпуск нескольких позиций с возможностью менять объемы, вводимые на рынок, в зависимости от спроса. «Я больше верю в концепцию технологического кластера, чтобы увеличить линейку продукции с добавленной стоимостью и снизить риски перепроизводства. Крупные иностранные компании работают по такому принципу. Однако такая концепция предполагает больше инвестиций, и действующих мер поддержки достаточно не будет. Возможно, придется поднимать вопрос механизма государственных гарантий, который затрагивает реформу кредитной и бюджетной политики», — говорит Радин. Он также обращает внимание на то, что глубокая переработка зерна однозначно должна ориентироваться на экспорт, но оставлять на внутреннем рынке нужно не менее 25-30% выпускаемой продукции для нивелирования экономических рисков.
Гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова говорит, что, с одной стороны, решение компании может показаться странным: овощеводство в защищенном грунте, тем более в таких объемах и с использованием настолько высокотехнологичных теплиц как у «Роста» - это совершенно непохожий на производство и переработку зерна вид бизнеса. С другой стороны, продолжает она, группа нацелена именно на интенсивное развитие. Так, если посмотреть, как менялась компания за последние 10 лет, то видно, что основной рост производства и выручки идет в основном за счет присоединения или покупки новых активов.
«Это помогает компании формировать сбалансированную финансовую политику. Нельзя забывать, что на новые проекты берутся крупные кредиты по льготным ставкам», — прокомментировала «Агроинвестору» Решетникова. За их счет, объясняет она, может оптимизироваться вся финансовая структура группы компаний.
«Рост» внимательно следит за изменениями на рынках, продолжает эксперт. И если менеджмент видит, что тепличное овощеводство, и особенно производство огурцов — основной культуры в теплицах компании, очень близко к насыщению рынка, то целесообразно искать новые ниши в агробизнесе для сохранения маржинальности. «Любая переработка — и плодоовощная, и картофеля, и зерна — сейчас в России в дефиците. Производить за последние годы мы более или менее научились, но с точки зрения переработки все еще слабо», — считает Решетникова. Поэтому, добавляет она, руководство компании старается найти новые ниши, где маржинальность высокая, а конкуренция по сравнению с тепличным бизнесом не такая жесткая.
Решетникова также напоминает, что «Рост» — не первая компания, специализирующаяся на тепличном овощеводстве, которая решила диверсифицировать свой бизнес. Так, группа «Горкунов» также занимается семеноводством и имеет рыбоводный завод, где производится черная икра и замороженная рыба. «Если у холдинга есть деньги, которые можно сейчас вложить в новые проекты — это замечательно», — считает эксперт.
Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин сказал «Ведомостям», что заниматься производством крахмала, муки и комбикормов в данный момент экономически выгодно. По данным аналитического центра «СовЭкон», пшеница 4-го класса, из которой и делаются эти продукты, на 29 марта стоила 10425 руб./т, что на 38,4% ниже, чем было годом ранее.
Группа компаний «Рост» является одним из лидеров рынка овощей защищенного грунта в России. В холдинг входит управляющая компания, торговый дом, 19 тепличных комплексов и логистические центры. Общая площадь тепличных комбинатов — 500 га, они расположены в 13 регионах страны.
Больше новостей АПК — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!