«Астон» может лишиться права аренды двух причалов на Дону

Компания не может арендовать причалы и порты без специального разрешения правительственной комиссии

Вероятно, «Астон» сможет продолжить пользоваться причалами, заключив новый договор в установленном законом порядке
Вероятно, «Астон» сможет продолжить пользоваться причалами, заключив новый договор в установленном законом порядке

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к АО « продукты питания и пищевые ингредиенты» (структура одного из крупнейших экспортеров зерна — ГК «) и ООО «Торговый порт» (входит в «Азово-Донскую компанию», которая также контролируется группой «»). Ведомство просит суд признать недействительным договор об аренде двух причалов на левом берегу Дона, который был заключен два года назад.

В иске ФАС отмечается, что эксплуатация портов и причалов относится к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а «» контролируется швейцарской ASTON Agro-Industrial SA. При этом договор об аренде причалов между АО «» и ООО «Торговый порт» не был согласован с правительственной Комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, что необходимо по действующему российскому законодательству. В связи с этим служба требует признать договор недействительным.

Если суд признает причастность к спорному договору иностранного юрлица, то сделка может быть признана недействительной, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на слова управляющего партнера юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина. Однако «» сможет продолжить пользоваться причалами «Торгового порта», заключив новый договор в установленном законом порядке, говорит юрист.

Старший юрист антимонопольной практики Capital Legal Services Анна Хохлова отмечает, что сама по себе ситуация внимания антимонопольного органа к сделкам компаний, находящихся под иностранным контролем, является сейчас довольно распространенной, и в последние годы контроль в этой сфере только усиливается. По ее словам, необходимость согласования с правительственной комиссией сделок, предусматривающих переход прав в отношении имущества, составляющего основные производственные средства стратегических компаний, появилась в конце 2014 года.

«Мы отмечаем, что в последние годы ФАС активно пользуется своими полномочиями по судебному оспариванию договоров, заключенных с нарушением, — комментирует «» Хохлова. — Надо признать, что, по нашему мнению, практика разрешения таких споров обычно склоняется все-таки в пользу антимонопольного органа». Не зная деталей дела, добавляет она, прогнозировать трудно, однако обычным последствием в таком случае является признание спорного договора недействительным и возможная двусторонняя реституция. Арендатору также наиболее вероятно грозит штраф в размере до 1 млн руб. Однако при соблюдении предусмотренного порядка согласования «» сможет заключить необходимый ему договор аренды повторно, но при неудачном стечении обстоятельств этот процесс может занять больше полугода.

«Самый простой вариант для “Астона” — обратиться в соответствующие органы и получить разрешение на аренду причалов. Не сомневаюсь, что так и будет», — говорит вице-президент Александр Корбут. По его мнению, подобные вопросы надо решать в досудебном непубличном порядке, ведь они могут негативно отразиться на деятельности не только компании, которая является одним из крупнейших экспортеров зерна и подсолнечного масла, но и государства, и переработчиков, и аграриев. «“” не обращался в Союз экспортеров зерна за консультациями по данному вопросу. Скорее всего, компания понимает, как разрешить данное недоразумение и выполнить требование российского законодательства», — прокомментировал «» председатель правления союза Эдуард Зернин.

«» является одним из крупнейших российских предприятий по производству продуктов питания и пищевых ингредиентов, компания также считается одним из основных экспортеров растительных масел и зерновых, это ведущий переработчик масличных в стране, говорится на сайте компании. В ее состав входят более 20 подразделений, включая заводы по производству и переработке масла, предприятия по производству крахмалов и сиропов, элеваторные комплексы, терминалы на реке Дон, судоремонтный завод, сухогрузы класса «река-море», танкеры для перевозки растительных масел, балкеры для перевалки зерновых культур.

«Азово-Донская компания», входящая в ГК «», купила ООО «Торговый порт» летом 2019 года. В состав нового актива на момент приобретения входили земельные участки в промышленной зоне Заречная площадью более 38 тыс. кв. м. и два причала общей длиной свыше 275 м. Тогда группа «» сообщала, что это приобретение позволит увеличить отгрузку зерновых не менее, чем на 120-150 тыс. т в месяц в сезоне-2019/20. В дальнейшем, после проектирования и строительства элеваторного комплекса, «» планировал отгружать не менее 4,5 млн т зерна в год из морского порта Ростов-на-Дону. По итогам сезона-2020/21 «» стал вторым по объему экспорта зерна, поставив за рубеж 5,7 млн т.

Загрузка...