«Мираторг», крупнейший производитель говядины в России, прогнозирует приплод на уровне 290 тыс. телят абердин-ангусов в 2020 году на своих фермах в Брянской, Орловской, Калужской, Смоленской, Тульской и Калининградской областях. Это на 27% превышает показатель 2019 года. Увеличение связано с ростом маточного поголовья, улучшением условий содержания и системы зооветеринарных мероприятий для телят на подсосе, сообщает пресс-служба компании.
Холдинг продолжает реализацию межрегионального проекта мясного скотоводства полного цикла. Согласно бизнес-плану, стадо КРС породы абердин-ангус в ближайшие несколько лет должно увеличиться с 700 тыс. голов до 1 млн. Ключевой элемент производственной цепочки — материнское стадо, которое сейчас превышает 300 тыс. голов. По сравнению с показателем 2019 года, компания увеличила его на 15%, и не зависит от импорта животных. «Компания продолжит наращивать поголовье для решения стратегической задачи — совершения прорыва в производстве доступной и качественной отечественной говядины», — говорится в сообщении «Мираторга».
Производители мяса уже сейчас думают над изменением своих продуктовых линеек, чтобы подстроить их под новые задачи потребителей. Большая часть покупателей будет экономить на всем, в том числе и упаковке, бренде, добавляет Юшин. «Мы в какой-то степени по рынку можем вернуться на несколько лет назад, когда люди были не такими искушенными», — признает он.
А вот потребление мяса птицы в дальнейшем может вырасти, в том числе и за счет ресторанов быстрого обслуживания. И этот же канал реализации может поддержать и спрос на говядину (бургеры, альтернативные стейки), так как сравнительно невысокие цены привлекут часть клиентов ресторанов среднего и дорогого ценовых сегментов, добавляет Юшин. «То есть с одной стороны, спрос на говядину как дорогое мясо может упасть, а с другой — гамбургеров могут есть больше, потому что в них используется недорогая и вполне качественная говядина, — поясняет он. — Я имею ввиду не только McDonald’s и Burger King. Есть же гамбургеры более высокой ценовой категории, и, я думаю, подобные рестораны могут развиваться». По информации «Коммерсанта», тот же «Мираторг» ускоряет темпы развития своей сети «Бургер & Фрайс», рассчитывая занять самые удачные точки, которые придется покинуть другим рестораторам из-за COVID-кризиса. О том, что компания ищет помещения в центре Москвы, которые ранее занимали вынужденные закрыться заведения, изданию рассказали консультанты на рынке коммерческой недвижимости.
И все же в целом спрос на говядину все равно будет снижаться, и это сильно повлияет на цены, говорит Юшин. Что, в свою очередь, ударит по рентабельности производства мяса КРС, которая и до кризиса была низкой. «В этом году, учитывая отраслевые балансы, можно ждать избыточных объемов предложения, что будет дополнительно давить на рынок — на производителей и переработчиков», — уверен он. При этом часть компаний может уйти с рынка. «У всех разная закредитованность, разные этапы инвестиций. Легче будет тем, у кого, например, нет значительных обязательств перед банками и тем, у кого эффективность и производительность высокие», — добавляет Юшин.
Открытие новых экспортных рынков для увеличения поставок — долгий процесс. Тем не менее, за 16 недель 2020 года в страны дальнего зарубежья было отправлено говядины на $5,5 млн, что более чем вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года, оценил «Центр агроаналитики» Минсельхоза. Главные импортеры — Саудовская Аравия ($1,9 млн) и Вьетнам ($1,6 млн). На этой неделе Россельхознадзор сообщил, что продовольственное агентство Сингапура разрешило поставки из России консервированной продукции из мяса (свинины и мяса птицы) и из яиц. Поставки будут возможны только при гарантиях Россельхознадзора и только с предприятий, прошедших обследование на соответствие требованиям Сингапура и включенных в реестр компаний, которые имеют право экспортировать свою продукцию. «Но прорывных возможностей мы пока не ждем. Китай, Корея, Япония остаются закрытыми для нашей свинины. Поэтому будем стремиться наращивать поставки на наши традиционные рынки», — говорит Юшин.