Один из крупнейших тепличных комплексов Белгородской области — «Теплицы Белогорья» - ведет модернизацию производства. 20 га производства будут полностью переделаны под светокультуру. Об этом «Агроинвестору» рассказал гендиректор компании Анатолий Тарасов. «Господдержка в виде возмещения 20% затрат — весомая помощь для нас», — отметил он. По данным Минсельхоза, в 2017 году по этому направлению «Телицам Белогорья» будет выделено 119 млн руб.
Потребителям хочется иметь доступ к широкому ассортименту продуктов в любое время года. И в некоторых городах мы уже близки к европейской и американской структуре потребления, когда разнообразие овощей доступно в повседневном питании, а не только по праздникам, говорит гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. «Но это возможно только при большом количестве действующих комплексов со светокультурой, теплиц четвертого и пятого поколения, — обращает внимание она. — Увы, в стране пока значительно больше предприятий третьего поколения и небольших фермерских теплиц». Старые мощности постепенно вытесняются, отмечает вице-президент ИК «Атон» Иван Николаев. «Технологии шагнули далеко вперед, новые теплицы более эффективны, позволяют получать больший урожай при меньших затратах, — поясняет он. — В ближайшие пять-семь лет сектор ждет бурный рост».
Устаревшие мощности имеют и большие энергопотери, присутствует сезонность производства, добавляет Решетникова. Высокая стоимость энергоносителей, также напрямую влияет на себестоимость продукции, говорит Тарасов. Чтобы снизить цену тепличных овощей для производителей необходимо снижать стоимость электроэнергии. Чтобы решить эту проблему «Теплицы Белогорья» ввели в эксплуатацию собственную станцию. Теперь 1 кВт обходится компании в 2 руб., а не 3-4 руб., как в федеральных сетях.
Проект реализуется с 2013 года. Комплекс выращивает несколько видов томатов, огурцы, перец, баклажан. «В отличие от европейских теплиц, специализирующихся лишь на одном или нескольких сортах конкретного овоща, нам приходится заниматься разными направлениями, — комментирует Тарасов. — Приходится адаптироваться к условиям рынка». Недавно компания начала работать под заказ, 30% от объема производимых овощей уходит конкретному заказчику. По словам Решетниковой, в России почти не охвачен сегмент выращивания в теплицах редиса, перца, баклажанов, а также ягод. Однако каким бы хорошим и продуманным ни был комплекс, он не может производить 50 видов трав и салатов и еще 50 видов и гибридов овощей, говорит она. «Поэтому не стоит говорить о том, что мы полностью вытесним импортные тепличные овощи хотя бы потому, что у нас разная ассортиментная матрица», — добавляет она.
Срок окупаемость проекта — чуть более 7 лет. Выручка за прошлый год составила 900 млн руб. Из них 400 млн руб. — кредитная нагрузка. «То есть почти половина всей выручки! — акцентирует Тарасов. — Но на иных условиях банки деньги не дают». В планах компании расширение производства: еще на 6 га будут построены новые теплицы.