Вложился на 10 лет

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

«Мираторг» начинает первые поставки мяса птицы со своего брянского комплекса

Агрохолдинг ввел в эксплуатацию комплекс по убою и переработке бройлера на 100 тыс. т/год, стоивший 8,5 млрд руб. Это часть птицеводческого кластера компании общей стоимостью 20 млрд руб. С момента объявления о проекте он подорожал на 40%, выросли плановые мощности, а срок окупаемости удлинился на два года. Теперь компания войдет в топ-10 крупнейших птицеводов с рыночной долей 2,5%.

О намерении осваивать новый, птицеводческий сектор «» впервые объявил в 2010 году. Тогда компания оценила свой будущий проект «» мощностью в 105 тыс. т/год мяса живого веса в 13,9 млрд руб. На эти средства планировалось создать вертикально интегрированный комплекс, включающий зерновое производство, комбикормовый завод, инкубаторий, репродуктор, площадки выращивания, убой и переработку, сопутствующие производственные объекты. Запустить производство рассчитывали в начале 2013 года. С тех пор изменились параметры проекта. Финальные мощности больше — теперь они составляют 100 тыс. т/год, но в убойном весе. Инвестиции выросли на сорок с лишним процентов — до 20 млрд руб. «Топ-менеджер «» объясняет эту разницу изменением выб­ранной изначально технологии и увеличением глубины переработки. По этим же причинам комплекс стартовал на год позже, чем «» сначала планировал, публично называя дедлайном начало 2013-го.

Бройлер с нуля

Значительную часть средств, 8,5 млрд руб., компания вложила в убойный и перерабатывающий комплекс. «Бойня птицы является ключевым, завершающим звеном птицеводческого проекта “”, рассказывал на открытии комплекса президент агрохолдинга Виктор Линник. По его словам, будет создано больше 800 рабочих мест. Почти все они будут предложены жителям Брянской области.

Проект предполагает освоение 58 тыс. га посевов для выращивания зерна. Полный производственный цикл включает 12 птицеводческих площадок, семь бройлерных птицеферм и инкубаторий на 75 млн яиц в год. Кроме убойно-перерабатывающего комплекса, введены четыре площадки ремонтного молодняка и три — родительского стада. Первая бройлерная ферма на 1,2 млн птиц единовременного содержания работает с начала марта.

«» фактически создает с нуля бройлерную индустрию региона: местные производства, кроме принадлежащей группе «» площадки «Куриное царство», — маломощные и устаревшие. В начале 1990-х годов объем производства мяса птицы в области составлял 18 тыс. т/год, вспоминает губернатор Николай Денин. «А теперь один только “” сможет поставлять 100 тыс. т на потребительский рынок. С выходом проекта на полную мощность мы получим качественную отечественную продукцию по дос­тупным ценам», — добавляет он.

Первые поставки мяса агрохолдинг планирует начать в апреле. На плановую мощность комплекс выйдет в 2015 году. Окупить инвестиции Линник рассчитывает за 10 лет. Ранее речь шла о восьми годах возврата вложенных средств. Поставлять мясо птицы «» будет, прежде всего, в свои фирменные магазины в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Калининграде, Екатеринбурге, Челябинске, других городах и регионах.

Объемы переработки могут быть незначительно увеличены уже после выхода завода на плановую мощность, уточняет президент «». А вот создавать новые бройлерные площадки агрохолдинг пока не собирается. «Такова стратегия компании: мы диверсифицировали свой портфель [компания стала производителем всех основных видов мяса — свинины, говядины и птицы — «АИ»], но строить дополнительные площадки или покупать готовые производства бройлера сейчас не планируем», — добавляет он.

Три маржи

Потребление мяса птицы в Брянской области — на среднероссийском уровне, 28-30 кг/чел. При этом собственные фабрики производят в два с лишним раза больше, чем потребляется, обращает внимание эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка () Даниил Хотько. В прошлом году регион произвел около 90 тыс. т мяса птицы в убойном весе. Соседние территории — Белгородская, Курская и другие области — тоже насыщены. В брянском регионе «Мираторгу» придется напрямую конкурировать с «Куриным царством» (две площадки компании, включая липецкую, рассчитаны на 90 тыс. т в живом весе). В других областях есть комп­лексы крупных российских производителей — «При­осколья», «» и «Белой птицы».

С 100 тысячами тонн компания сразу войдет в топ-8 крупнейших производителей мяса бройлера, а ее доля будет на уровне 2,5%, комментирует президент Владимир Фисинин. В своих расчетах он исходит из прогнозируемого на этот год объема российского производства — около 4 млн т. Фисинин говорит, что поддерживает строительство крупных убойных и перерабатывающих заводов. «На них используются самые современные убойные линии, оборудование по разделке птицы и, как правило, сейчас такие комплексы имеют отдельный цех глубокой переработки, где производят колбасные изделия и другие высокомаржинальные готовые продукты», — добавляет он. Схожие по мощности и бизнес-модели предприятия, продолжает Фисинин, ранее запускали «», «», «Белг­ранкорм» и другие участники рынка. Но пока таких производств недостаточно.

Развивать производство бройлера без убоя и переработки не имеет смысла, говорит независимый консультант по птицеводству Валентин Корыпаев. «Если у вас нет этих активов, вы зависите от того, у кого они есть: вам будут выкручивать руки, стараясь получить вашу живую птицу по как можно более низкой цене, — указывает он. — А когда компания контролирует всю цепочку, она имеет возможность, как теперь «», получать маржу на всех трех стадиях передела продукта — на выращивании, переработке и в рознице».

«» — один из крупнейших агрохолдингов страны, который сотрудничает с крупными розничными клиентами и торговыми сетями. Логично дополнить продукцией из птицы портфель продуктов, который у него есть, говорит Корыпаев: «Федеральные розничные сети растут, их тоже нужно поддерживать, а для этого требуется производить крупные объемы». Собственные магазины и узнаваемый бренд обеспечат компании хорошую долю продаж, но не 100%, а максимум треть объема реализации птицепродукции, оценивает он. «Успех этого проекта во многом зависит от эффективности маркетинга», — добавляет эксперт. На стороне «» — большой опыт в производстве, переработке и дистрибуции свинины. И потом, продолжает Корыпаев, обычно компания активна на рынке при запуске новых позиций: разрабатывает принципиально новую продукцию, продвигает ее, сразу выводя конкуренцию на новый уровень, когда холдинг конкурирует с другими производителями не только по цене, но и по ассортименту, предложению и клиентскому сервису.

У «» хорошо поставлена дистрибуция, так что затоваривание вряд ли будет для компании актуальным вопросом, высказывается аналитик «Финама» Максим Клягин. По его мнению, успешной реализации проекта будет способствовать и сложившаяся сейчас конъюнктура. «Ввиду достаточно сложной экономической ситуации и ослабления национальной валюты высокий спрос будет сосредоточен в самых недорогих сегментах мясной индустрии, — говорит он. — А это как раз мясо птицы — самый дешевый животный белок».

Значение для рынка

Запуск очередного крупного проекта сделает операционную среду еще более сложной для небольших птицефабрик, констатирует Даниил Хотько из ИКАРа. «Им и так сложно конкурировать по издержкам: даже сейчас многие реализуют продукцию почти на уровне себестоимости, — говорит он. — Поэтому в ближайшем будущем следует ждать дальнейшей консолидации». С каждым новым проектом рынок мяса бройлера, и так достаточно конкурентный, все больше насыщается — это одна из причин отсутствия сколь-либо заметного роста цены на продукцию птицеводства. В последние пару лет рост был, но и он ограничивался небольшими колебаниями (см. таблицу «Неустойчивые цены»).

Запуск нового проекта — это увеличение предложения, которое теоретически должно повлиять на цены и стать дополнительным сдерживающим фактором их роста, соглашается с Хотько Корыпаев. С другой стороны, размышляет он, ориентация «» на экспорт, возможно, мотивирует других производителей тоже продвигаться на внешние рынки. «У российских компаний уже есть удачный опыт вывоза продукции за рубеж, — добавляет Клягин из “Финама”, — растут объемы экспорта, расширяется ассортимент. Теперь нашу птицу покупает не только Вьетнам, но также СНГ и Африка». В общем объеме рынка это пока не такие заметные транзакции, чтобы влиять на конъюнктуру цен, оговаривается он, — важна сама по себе тенденция.

Брянский птицеводческий проект «», хоть и крупный, не окажет прямого влияния на цену, считает Клягин. Будут востребованы и другие новые предприятия, которые строятся по современным технологиям, способствуя реструктуризации отрасли и снижению зависимости от импорта. По итогам прошлого года она уже сократилась до 12% потребления, хотя еще недавно была на уровне 30-40%.

Будет развиваться экспорт — будут строиться новые комплексы, проводит параллель Фисинин из . По его данным, сейчас в стадии строительства или запуска восемь крупных проектов, в том числе «Башкирский бройлер», «» («»), «Куриное царство» («»), Тимашевская птицефабрика в Самарской области и мощности компании «Продукты питания» под Калининградом. С нынешнего по 2020 годы они дадут прибавку производства более чем в 800 тыс. т убойного веса, подсчитал Фисинин. Но одного только наращивания объемов для выхода на экспорт недостаточно, обращает внимание эксперт: «Сейчас мы однозначно проигрываем зарубежным производителя по себестоимости. Одни только энергоресурсы теперь занимают в ее структуре почти 15% против 2,5-3% в 2000 году». За рубежом энергосоставляющая себестоимости «намного меньше», утверждает глава союза. Если корма и энергия продолжат дорожать, а птица — дешеветь в реальном выражении, то мы останемся неконкурентоспособными на мировом рынке, переживает он.

«» строил убойно-перерабатывающий комплекс с расчетом на экспорт — Европу и Африку, это логично, говорит Даниил Хотько. Такое производство оптимально с точки зрения ветеринарных стандартов и требований качества, считает он. К тому же Брянская область — приграничный регион с удобной логистикой.

По прогнозу ИКАРа, экспорт мяса птицы в этом году может достигнуть 75-80 тыс. т. «100 тыс. т, о которых говорит — пока еще слишком оптимистичный показатель», — заключает Хотько.

Хорошо заплатят

По данным администрации Брянской области, в 2013 году «Мираторг» сделал 374 млн руб. налоговых отчислений, из них 138 млн руб. — в региональный бюджет. К 2016 году, с выходом на полную мощность птицепроекта и запуском производства по откорму/переработке КРС, объем налоговых выплат компании в бюджеты всех уровней достигнет 2,9 млрд руб. Региональный получит из них 2,2 мдрд руб.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»