«Зеленая линия» «Магнита»

Срок окупаемости новых тепличных проектов, который называют разные инвесторы, составляет 3−5 лет
Срок окупаемости новых тепличных проектов, который называют разные инвесторы, составляет 3−5 лет
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Ритейлер инвестирует в производство овощей больше $350 млн

Крупнейший по числу магазинов и второй по продажам российский продовольственный ритейлер «Магнит» инвестирует больше 10 млрд руб. в АПК — строит в Краснодарском крае тепличный комплекс на 67 тыс. т огурцов и томатов. Это один из наиболее крупных в России по мощности и самый крупный по сумме инвестиций проект овощеводства закрытого грунта. Участники рынка указывают, что ритейлер начал его вынужденно: найти сторонних консолидированных поставщиков больших объемов продукции категории fresh почти невозможно.

В сентябре 2010 года на инвестфоруме в Сочи ЗАО «Тандер» - управляющая компания «Магнита» - подписала с краевой администрацией и властями Динского района соглашение о создании в регионе производства овощей закрытого грунта стоимостью 8 млрд руб. Она арендовала 200 га в Динском районе. Инвестор обязался создать до 1,5 тыс. рабочих мест после выхода объекта на проектную мощность. Кроме теплиц, проект предусматривает строительство 15 тыс. кв. м складских помещений, линий сортировки и упаковки.

Теплицы для себя

Стартовый блок нового «Тепличного комплекса «Зеленая линия» («дочка» «Тандера») построен в начале июля, а в конце августа прошлого года собран первый урожай — 50 т овощей, говорится на сайте Департамента инвестиций края. По его данным, всего будет 24 тепличных блока на 120 га — по 5 га каждый. По словам основателя «Магнита» Сергея Галицкого, выйдя на проектную мощность, комплекс сможет поставлять 37 тыс. т томатов и 30 тыс. т огурцов в год. Производство спроектировано по голландско-итальянской технологии с применением капельного орошения, современных систем отопления, освещения и вентиляции, пишут чиновники. «Впечатляет», — написал после открытия производства на первых 10 га комплекса в своем микроблоге, размещенном в twitter, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Там же, со ссылкой на Галицкого, глава региона рассказал, что объем инвестиций в проект составит в общей сложности 11 млрд руб.

В октябре инвестор построил второй блок теплиц и собрал 800 т огурцов, а также 50 т томатов. Сейчас на комплексе работают 240 человек.

Теплицы нужны для поставок магазинам «Магнита» овощной продукцией категории fresh. Скорее всего, ритейлер заменит ей линейку собственных торговых марок (private labels), реализуемую под которыми продукцию ему сейчас поставляют другие компании, в том числе импортеры. Ткачев писал в twitter, что «Магнит» планирует продавать огурцы и томаты под брендом «Выращено на Кубани». Проект «Зеленая линия» - не первая производственно-логистическая цепочка, которую ритейлер создает для снабжения своих магазинов. По данным агентства Infoline, одним из крупнейших поставщиков товаров под собственными марками «Магнита» является компания «ТД-холдинг», которой владеет Галицкий (производит безалкогольные напитки, консервы, специи, крупы и т. д.). «Мы с юга должны поставлять свою кубанскую продукцию в другие регионы, — рассказывал в октябре Галицкий. — Кроме логистических «плюсов», у нас есть масса преимуществ перед турецкими и прочими сельхозпроизводителями». Однако, по данным краевой администрации, даже выведя комплекс на полную мощность, компания сможет закрыть только 60% потребности своих магазинов в овощах. «Нужны десятки таких комплексов!» - сказал Ткачев, посетив «Зеленую линию». Проект «Тандера» - в общей сложности 67 тыс. т/год огурцов и томатов — может существенно улучшить региональную статистику производства овощей закрытого грунта. По данным департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края, в 2010 году весь регион произвел 89 тыс. т таких овощей. 67 тыс. т — 75% этого объема. А площади теплиц региона с выходом «Зеленой линии» на полную мощность (их смонтируют на 120 га) могут вырасти в 2,5 раза, если сравнивать проект «Тандера» с действующими комплексами. Сейчас на Кубани максимум 60 га новых и до 30 га старых теплиц, следует из данных ассоциации .

По данным Infoline, инвестиции «Тандера» в тепличный комплекс могут быть дополнены собственным производством других овощей, подсолнечного масла и фруктов: во всех этих категориях низка узнаваемость бренда. Участники рынка также говорили Reuters, что компания изучает возможность собственного производства овощных консервов.

Вынужденные вложения

По словам источников Reuters, тепличный проект — скорее всего, вынужденный шаг «Тандера», которому трудно найти для «Магнита» сторонних консолидированных поставщиков свежих овощей в нужных масштабах. Того же мнения о непрофильном бизнесе ритейлера директор департамента консервного холдинга «ПомидорПром» Сергей Виноградов: «Ряд розничных сетей открывают собственные производства. Происходит это зачастую по принципу «помоги себе сам», так как найти адекватного технологичного поставщика в той или иной категории ритейлеру не удается» (цитата — Infoline). По-хорошему, производитель должен заниматься своим бизнесом, а торговая сеть — своим, продолжает он. Но это возможно, только если между ней и поставщиком есть долгосрочные договорные отношения: налажены поставки с четкими планами выборки товара, открытой структурой себестоимости и рентабельности, симметричными штрафными санкциями, перечисляет топ-менеджер. В России, как правило, ничего этого нет. «Тандер» - не первый ритейлер, проявивший интерес к организации собственного агропроекта. В 2000 году «Седьмой континент» выкупил у «Внешэкономбанка» задолженность подмосковного молочного хозяйства «Щапово» и наладил там производство молока и моцареллы (10 т/мес.). В 2003 году сеть, впрочем, вышла из этого бизнеса — контрольный пакет «Щапово» приобрела инвесткомпания «». О своем производстве продовольствия размышлял основной конкурент «Магнита» X5 Retail Group (владеет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Лев Хасис, до 2011 года занимавший должность СЕО компании, рассказывал Reuters, что Х5 рассматривает возможность вхождения в капитал производителей молочных продуктов. Крупные мировые сети тоже инвестируют в агропроекты, но на уровне логистики, а не покупки активов. Например, Tesco активно вкладывает в организацию поставок свежих овощей в Китае, говорится в одном из исследований Infoline. По состоянию на сентябрь прошлого года, пишет агентство, более 1,4 тыс. наименований, или 80% сельхозпродукции, продаваемых в магазинах Tesco, поставляла собственная интегрированная сеть поставщиков — пять хозяйств и более 120 закупочных баз в 40 городах КНР.

Дефицитный рынок

Производство овощей закрытого грунта в нашей стране сокращается с 1990-х годов. По данным ассоциации , сейчас действуют всего 2 тыс. га мощностей, тогда как в позднесоветские годы в стране было 4,7 тыс. га теплиц. Для сравнения, в Турции (один из крупнейших импортеров овощей) их 44 тыс. га. Темпы выбытия старых мощностей в несколько раз превышают ввод новых. Только за последние два года площадь теплиц в нашей стране сократилась на 150 га, рассказывал «Коммерсанту» Валерий Назаров, гендиректор «Росагролизинга» (финансирует проекты строительства производств овощей закрытого грунта с 2011 года). По данным издания, ссылающегося на отраслевых аналитиков, в ближайшие три года демонтируют 25-30% действующих теплиц советского образца.

До 20% индустриальных теплиц сейчас состредоточено в ЮФО и регионах Северного Кавказа, там же строятся или планируются новые комплексы (см. таблицу «Кто еще инвестирует…»). Действующих предприятий в Краснодарском, Ставропольском краях и в Ростовской области больше 20 — «», «Нежинское», «Тепличный», «Солнечное» и др. В числе новых и объявленных проектов — «Ростовский», который собирается инвестировать 2 млрд руб. в новые овощные теплицы, а также компания Celltrion (Корея). Она намерена создать с нуля комплекс на 78 га в Азовском районе Ростовской области стоимостью не менее 300 млн руб. Свои проекты в этом регионе в 2011 году заявляли ISK Aristocrat International (32 тыс. т/год), «» (10 тыс. т/год) и группа «» Ивана Саввиди (10 тыс. т/год).

Срок окупаемости новых тепличных проектов, который называют разные инвесторы, составляет 3-5 лет, средняя рентабельность в отрасли — 10%, которую можно увеличить в два-четыре раза, если работать на новых автоматизированных комплексах. Самая затратная часть в производстве — электроэнергия: до 60% себестоимости овощей. Впрочем, власти обещают, что скоро бизнес сможет инвестировать в тепличную индустрию более комфортно. С 2012 года действует программа развития овощеводства защищенного грунта. Она предусматривает увеличение производства тепличных овощей больше чем в 3,5 раза — с 500 тыс. т/год сейчас до 1,7 млн т в 2020-м, а площадей теплиц — в 2,6 раза до 4,7 тыс. га. Общая стоимость программы — 40 млрд руб., рассказывал ранее первый вице-премьер Виктор Зубков. Но для полного замещения импорта овощей закрытого грунта нужно в год производить минимум 2 млн т, подсчитала гендиректор «Теплиц России» Наталья Рогова.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»