Флагманы закрытой экономики

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

В рейтинге 200 крупнейших компаний Forbes — 18 агрохолдингов

Эти компании почти или совсем не рассказывают общественности, как они устроены и кто ими владеет. Они редко признаются, сколько зарабатывают и какая у них маржа. Никогда не раскрывают структуру собственности, а о сделках, которые заключают, рынок часто узнает случайно. Таких игроков в агросекторе большинство. Много их и в рейтинге «200 крупнейших непубличных компаний» Forbes: почти каждый пятый участник — это агроходинг. В 2010 году лидеры отрасли, следует из него, заработали 420 млрд руб. — на 13% больше, чем в 2009-м. Быстрее всех росла выручка масложировых компаний.

Рейтинг 2011 года, составленный по финансовым результатам 2010-го, у российского Forbes седьмой. Анализируя рейтинги «200 крупнейших непубличных компаний» - то есть тех, акции которых не торгуются на биржах и многие из которых даже не публикуют подробную консолидированную отчетность, — «» составляет из них выборки (см. врез «Как считает…»). Выборка получается репрезентативной: АПК — закрытая отрасль, и прошедших IPO и/или SPO компаний с российским капиталом в ней пока только четыре — «», «», «» и «». Остальные крупные игроки, контролирующие значительные доли аграрных рынков, на которых работают, являются частными и малопрозрачными. Неудивительно, что выручка почти половины вошедших в рейтинг-2011 агрокомпаний, представленных в таблице, — это оценочные данные.

Кого выбрали

В этом году в выборке 18 агрохолдингов. По данным «Агроинвестора», больше всего компаний с активами в растениеводстве (10), свиноводстве (6) и переработке масличных (5). Хорошо представлены переработчики мяса, которых четыре, и птицеводы (3). А вот сахарная компания только одна — «». В рейтинге много свиноводческих и маслоперерабатывающих компаний потому, что данные сегменты АПК сейчас самые рентабельные и динамично развивающиеся, в них концентрируется значительный капитал, комментирует аналитик УК « Менеджмент» Максим Клягин. При правильном менеджменте бизнес этих игроков стабилен в периоды ухудшения экономической конъюнктуры, добавляет аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов, а их финансовые потери в таких случаях значительно меньше, чем у зерновых компаний.

Общая выручка вошедших в выборку «Агроинвестора» компаний в 2010 году выросла на 13% до 418,6 млрд руб. В кризисном 2009-м она составила 370,2 млрд руб. То есть лидеры рынка растут быстрее не только агросектора, но и национальной экономики. ВВП страны, по Росстату, в 2010 году прибавил всего 4%, сельхозпроизводство — уменьшилось на 11,9% (растениеводство упало на 25,4%, животноводство — выросло на 2,6%). Бизнес крупнейших агрокомпаний более динамичен и устойчив, чем средних. В этом году семь участников рынка из 18-ти заняли места ближе к началу рейтинга, поднявшись на 4-31 строку по сравнению с предыдущим. Почти все они — из первой топ-100.

Показатель «входного билета» - минимальной суммы выручки участника выборки — наоборот, сокращается третий год подряд. По итогам 2010 года он составил 10,3 млрд руб. и был на 2% ниже 2009-го (10,5 млрд руб.). В 2009 году тоже было падение на 8% в сравнении с 2008-м (11,4 млрд руб.). Но два года назад была острая фаза кризиса, тогда как в 2010 году падение наблюдалось на фоне растущего экономического тренда. Видимо, сыграли роль негативные факторы агросектора, в числе которых были сильная засуха, связанный с ней рост затрат и издержек, а также падение цен на зерновые после введения запрета на экспорт.

Динамичные МЭЗы

Из диаграммы «Что выросло» видно, что наиболее высокой была прибавка у масложировых холдингов. Они, кроме «», росли в разы быстрее своих рынков: все компании из топ-3 с наибольшим процентным приростом выручки являются переработчиками масличных. Активным был этот рост и в предыдущие годы. К примеру, калининградская группа «» с 2008 по 2010 год удвоила выручку. «» за это же время нарастил ее на 60%. В нынешнем рейтинге он стал единственной агрокомпанией, впервые вошедшей в первую сотню, заняв 74 позицию против 105-й год назад.

Правда, у переработчиков масличных выручка хоть и большая, но рентабельность в 2010 году была минимальной, обращает внимание исполнительный директор «» Андрей Сизов. По его мнению, они выглядят в рейтинге Forbes благополучно за счет роста внутренних и мировых цен на их продукцию плюс ввода новых мощностей. Прошлый сезон отмечен резким ростом цен (в том числе экспортных) сырья и масла на фоне дефицита предложения сырья, поддерживает его Клягин из «Финама». «Семена [подсолнечника] к концу 2010-го подорожали год к году примерно на 70%, цены производителей масложировой продукции выросли где-то на 50%», — рассказывает он.

Мясо: замедляющийся рост

Мясные игроки зарабатывают совсем не так быстро. Бройлерное птицеводство и свиноводство, по данным Минсельхоза, в 2010 году прибавили 10,8% и 6,4% (производство на убой). Не все производители мяса выросли выше этих уровней. «», «» и «» прибавили по 4-7%. «» в рейтинг вообще не вошел, хотя в прошлом году был на 146 строке. «Наша выручка оказалась ниже, чем у [занявшей последнее место] «Настюши», — признает Екатерина Мусиенко, президент холдинговой компании «», — но всего на 40 млн руб. (0,4%)». По ее словам, компания в 2010 году заработала на 26% меньше, чем годом ранее, — 10,26 млрд руб. В 2010 году «» остался только в рейтингах, включающих большее, чем у Forbes, число компаний: Эксперт-400, Финанс-500 и РБК-1000. «Результаты 2011 года позволят нам вновь вернуться в рейтинг 200 крупнейших непубличных компаний Forbes и занять там достойное место, — уверена Мусиенко. — В 2010 году «» завершил строительство двух площадок выращивания птицы в Ростовской области, которые начали выпуск с начала 2011-го.

То есть выручка от реализации их продукции пойдет в счет результатов этого года. В планах компании — заработать в нынешнем году 14 млрд руб. По итогам первых 9 месяцев 2011 года выручка «Оптифуда» уже составила 10 млрд руб., добавляет топ-менеджер.

Причины резкого, 26%-ного, снижения выручки компании при растущем рынке Мусиенко не объясняет. Вероятно, это произошло потому, что издержки выросли очень сильно, но адекватное им повышение цен было невозможно либо упал спрос на продукцию, думает Сафонов из «Инвесткафе».

В динамике выручки мясных производителей есть интересная закономерность. Чем сильнее у компании сырьевой дивизион, тем, как правило, выше темп роста, а если превалируют переработка и импорт, то он ниже. При высоких ценах на сырье, которые держатся в последние 4-5 лет, постоянном росте таможенно-тарифной защиты и явных спросовых ограничениях на внутреннем рынке сектор мясных продуктов считается низкомаржинальным и малопривлекательным. «Давление на показатели таких компаний оказал рост стоимости комбикормов (результат форс-мажорной погоды и низкого сбора зерновых в 2010 году) и сокращение потребительского спроса в условиях высокой инфляции, — указывает Клягин из «Финама». — Это не позволяло увеличивать отпускные цены и сказалось на объемах продаж».

То, что некоторые мясные и перерабатывающие компании растут медленнее рынка, вице-президент инвесткомпании «» Иван Николаев связывает с низкой рентабельностью переработки. «Пока этот рынок малоинтересен инвесторам, и его агрессивного роста ждать не стоит, — объясняет он. — К тому же отдельные компании сейчас работают, не наращивая мощности и не увеличивая производство». «Мы нарастили объем производства и в деньгах, и в тоннах», — не соглашается Михаил Попов, гендиректор (рост выручки в 2010 году — 9% до 18,9 млрд руб.). В 2011 году он планирует выручку 24,3 млрд руб. с НДС (управленческая отчетность) «в целом по холдингу».

Показатели выручки за 2009 и 2010 годы указаны в рейтинге верно, подтверждает Евгения Романенко, руководитель отдела финансирования инвестпроектов «Комоса». «Это данные МСФО-отчетности без НДС», — уточняет она. Факторы роста выручки — увеличение объемов производства, продаж и стоимости реализованной продукции, добавляет Романенко. В 2011 году группа планирует заработать 25 млрд руб. с учетом внутреннего оборота и 18 млрд руб. — без него. В принципе такие игроки, как и «», растут в пределах общерыночного тренда, считает Клягин. Он ссылается на данные , фиксировавшего по итогам 2010 года 9%-ное увеличение продаж мяса и мясопродуктов в номинальном выражении. «» не предоставляло Forbes данных за 2010 год, говорит Роман Михедько, директор по инвестиционной деятельности управляющей компании холдинга. По его словам, упомянутые в рейтинге 18,7 млрд руб. — выручка только ЗАО «», хотя на тот момент в холдинг входило еще две компании: дочерняя «Алтайский бройлер» и птицефабрика «Валуйская» (в 2010 году была под управлением «Приосколья», а сейчас присоединена). С учетом этих активов выручка холдинга составляет почти 25,77 млрд руб. — плюс более чем 7 млрд руб. к 2009 году (РСБУ без НДС), утверждает Михедько. «Рост в прошлом году был за счет введения новых мощностей в Алтайском крае и Белгородской области, — добавляет он. — Цены же на продукцию кардинально не менялись». В 2011 году «Просколье» собирается заработать 32 млрд руб., выводя свои предприятия на проектные мощности.

В рейтинге два агроходинга, включенных в него впервые, причем оба с выручкой в 20 млрд руб. сразу оказались в середине списка. Это «» (111 строка) и «» (110-я). Вместе с «Мираторгом, «Приоскольем» и «» (последняя в этом году вышла на IPO и поэтому покинула рейтинг) они образуют крупнейший в стране белгородский мясной кластер. «», по данным , является вторым после «» российским индустриальным производителем свинины с долей 5,4% в 2010 году. «», который контролирует основатель компании Александр Орлов, — крупный производитель мяса птицы. 13,23% акций холдинга владеет «Международная финансовая корпорация» (IFC).

Рынок мяса, активно растущий с середины 2000-х годов, все чаще сталкивается с факторами ограничения роста, говорит Сизов из «». Он прогнозирует, что скоро начнет стагнировать внутренний спрос и в сырьевых секторах, в первую очередь — бройлерном: «В следующие несколько лет вряд ли удастся наладить заметный экспорт животноводческой продукции, так что темпы роста будут снижаться, и довольно быстро».

Депрессивное зерно

Сектор переработки и трейдинга зерновых выглядит депрессивно — примерно так же было в рейтинге прошлого года. Позиции этих игроков подорвали запрет экспорта, засуха, низкий урожай и не до конца преодоленные последствия кризиса, сочувствуют опрошенные «Агроинвестором» аналитики.

Одна из причин низких показателей игроков зернового сектора — августовское эмбарго: экспорт в течение сезона-2010/11 был открыт всего полтора месяца. Сказалась и высокая закредитованность трейдеров, бизнес которых традиционно работает на быстрых оборотах при низкой, в несколько процентов, марже. Поэтому остались на рынке и сохранили относительную стабильность не компании, большая часть выручки которых приходилась на экспортные операции, а имеющие еще и сельхозактивы (в их числе Valars) или, к примеру, предприятия по переработке зерна с выпуском круп, муки, кормов и/или хлебобулочной линейки (ОГО, «Настюша»). Сельское хозяйство и переработка так же поддерживают показатели трейдеров, как сырьевые направления — бизнес импортеров мяса и мясокомбинатов.

Из рейтинга чуть не выбыла «Настюша», год назад снизившая выручку в 3,5 раза, а теперь, по данным Forbes, — на 22%. Пока она держится на последней, 200-й, строке. В следующем рейтинге компании, скорее всего, не будет, уверен Сафонов из «Инвесткафе»: «Из года в год она падает все ниже». На низких позициях «Росинтерагросервис» (РИАС) и ОГО, их выручка также сильно упала. РИАС в следующем году тоже наверняка покинет рейтинг: он зарабатывал в основном на экспорте. После введения эмбарго денежный поток резко снизился, и в январе РИАС подал заявление о банкротстве.

Впервые за несколько лет в рейтинге нет Valars и «Стойленской Нивы». Выручка Valars и связанных с ней компаний снизилась из-за запрета на экспорт зерна, а данные за 2010 год в Forbes не предоставлялись, сказал «» основной владелец группы Кирилл Подольский, отказавшись от других комментариев. «Мы оценивали финансовые показатели Valars Group, — говорит замглавного редактора российского Forbes Кирилл Горский. — Выручку не вошедших в рейтинг компаний мы не раскрываем. Могу сказать только, что эта группа не попала в рейтинг 2011 года, так как ее выручка в 2010-м, по нашей оценке, была ниже 10,3 млрд руб.». В 2009 году, для сравнения, Valars заработала 26,6 млрд руб., следует из рейтинга прошлого года. Резкое снижение номинальной выручки этого игрока можно отчасти объяснить еще и тем, что при подготовке IPO компания отделила торговые активы от сельхозпроизводственных. Последние, объединенные в сентябре 2010 года в холдинг Valinor (в том числе 358 тыс. га и мощности хранения на 972 тыс. т в России и на Украине), Подольский готовил к размещению на бирже в Варшаве. На балансе Valars осталась сеть торговых представительств, два зернотерминала в Таганроге и Азове.

Представитель «Стойленской Нивы» Илья Зайцев объясняет отсутствие компании в рейтинге продажей в 2010 году «Белстар-Агро» двух воронежских хлебозаводов корпорации. «Эти предприятия осуществляли реальную хозяйственную деятельность, и их реализация отрицательно повлияла на динамику выручки», — говорит он. Выручка «Стойленской Нивы» по МСФО в 2010 году составила 9,3 млрд руб., уточняет Зайцев.

В числе общих фундаментальных факторов, оказавших поддержку темпам роста выручки компаний агропродовольственного сектора в 2010 году, — увеличение потребительского спроса на фоне умеренного роста доходов (оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос больше чем на 6,3%), подытоживает Клягин из «Финама». «Сыграла роль и высокая инфляция: она, конечно, давит на спрос, но при этом отражается в динамике номинальных продаж», — резюмирует эксперт.

Как считает Forbes и анализирует «АИ»

Как объясняют авторы рейтинга (см. российский Forbes октябрь 2011 г. и www. forbes.ru), в него включены ЗАО, ООО, группы компаний, ведущие общий бизнес и подконтрольные общему владельцу. Также в нем есть ОАО, акции которых принадлежат одной или нескольким группам владельцев, но не более чем 10-ти. Компании ранжируются по выручке: чем она выше, тем ближе компания к началу списка. Банки, страховые, лизинговые, инвестиционные и другие финансовые компании в рейтинг не входят. Основа оценки — сведения, предоставленные Forbes компаниями. Кроме них, журнал использовал информацию с сервера раскрытия ФСФР, данные Росстата и ФНС, опубликованные в «Системе профессионального анализа рынков и компаний» «Интерфакса». Данные по группам компаний, не предоставившим консолидированную отчетность, суммировались. Сведения о выручке компаний авторы рейтинга сверяли с данными о ВЭД и оценками отраслевых аналитиков.
В выборку «Агроинвестора» включаются компании, производящие и перерабатывающие сельхозпродукцию, специализирующиеся на ее экспорте и импорте. Все они либо их владельцы (совладельцы, учредители) имеют производственные и/или инфраструктурные аграрные активы.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»