Ростовская утка по-пекински

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

«Евродон» вложит в новый бизнес 5 млрд руб.

В 2010 году «» Вадима Ванеева открыл первую очередь комплекса индустриального выращивания индейки и по итогам 2010 года занял больше 40% рынка. Теперь предприниматель хочет освоить еще одну незанятую нишу — мяса утки, а окупить вложения — за 8 лет. Эксперты считают, что у Ванеева все получится, но предупреждают о рисках проекта: больших затратах на продвижение и низком спросе. Утка, на которую в советское время приходилось 15% производства птицы, за годы реформ превратилась в нишевый продукт (2%).

Полтора месяца назад «» начал подготовительные земельные работы по строительству комплекса промышленного производства и переработки мяса утки пекинской породы. О нем основной владелец компании Вадим Ванеев впервые подробно рассказывал в мае этого года, а к его старту, по собственным словам, готовился несколько последних лет. Строительство предполагается начать в конце лета. Проект реализует «», входящий в «», в Миллеровском районе Ростовской области. Строить будет «Ирдон» (тоже часть группы Ванеева). В этом же регионе бизнесмен несколько лет развивает индустриальное производство индейки (сейчас введены мощности на 30 тыс. т/год), создание которого финансирует . В сегменте отечественной охлажденной индейки «» уже стал лидером. Как промышленный производитель утиного мяса он будет почти монополистом, если, конечно, за время строительства задуманного Ванеевым предприятия (до 2013 года) другие инвесторы не начнут аналогичные проекты.

Подробности

Ввод комплекса общей стоимостью 5 млрд руб. запланирован на конец 2012 года. По данным пресс-службы «», мощность производства на этом, первом, этапе будет 20 тыс. т/год в живом весе. Первая продукция должна быть получена в 2013 году. Тогда же объект выйдет на полную мощность — 60 тыс. т. Проект финансируется «». Факт одобрения компании кредитной линии сроком на 8 лет кредитным комитетом банка подтверждал в конце мая руководитель ростовского филиала Игорь Пятигорец. От обладминистрации «» получит в этом году 2,7 млн руб. субсидий под свой проект, рассказывает пресс-секретарь ростовского Минсельхозпрода Мариам Ананян. Стоимость кредита и условия, на которых он одобрен, «» и не раскрывают.

Выбор места комплекса Ванеев объясняет удобным расположением участков вблизи федеральной трассы «Дон», которая проходит через Миллеровский район. Приоритетные для реализации утки рынки — Москва и «крупные города Центральной России».

Производство строится по аналогичной комплексам индейки модели: полностью замкнутый цикл плюс собственные вспомогательные производства. Он будет включать инкубатор, родительское стадо (чтобы производить инкубационное яйцо), откормочные площадки, завод комбикормов, элеватор, переработку (в том числе глубокую), промышленные и инфраструктурные объекты, такие как производство подстилки для птицы. Кроме «Ирдона» (строительство), в «» входит компания «Металл-Дон», выпускающая сендвич-панели, металлоконструкции и горячую оцинковку.

Ванеев позиционирует свой проект как импортозамещающий, рещающий задачи агрогоспрограммы и доктрины продбезопасности: «Мы намерены возродить в России производство мяса утки в промышленных масштабах. […] При успешной реализации проекта мы сможем существенно снизить долю импортной замороженной продукции на российском рынке». Плюс это хорошая диверсификация продаж через торговые сети, следует из его слов: через полтора года компания сможет предлагать ритейлорам не только индейку, но и утку, а также линейку продуктов переработки этих видов мяса. Окупится комплекс за 8 лет, рассчитывает Ванеев. Ранее он рассказывал, что рассчитывает реализовывать продукцию предприятия (отпускная цена) в среднем по 150-170 руб./кг. А основной объем утки, тушка которой весит 2,2 кг, — продавать охлажденным. Цена на импортную тушку утки (например, производства Германии), по данным ИКАРа, составляет порядка 170-175 руб./кг. «Мы готовились к старту этого проекта на протяжении последних нескольких лет. Уникальность будущего предприятия в том, что мы изучили опыт ведущих мировых производителей утки и адаптировали его к российским условиям», — подчеркивает Ванеев.

Выращивать утку «» намерен не только в Ростовской области. В июле 2010 года саратовские СМИ и интернет-ресурсы писали, что Ванеев выбрал в Энгельсском районе этого региона площадку под производство 240 тыс. т индейки и 50 тыс. т утки (плюс инкубационного яйца этих птиц), а облправительство утвердило ее своим постановлением. Сообщалась и расчетная стоимость первого этапа проекта (2011-2013 годы) — от 18 до 24 млрд руб.

Нет идеологии

По словам гендиректора Галины Бобылевой, «» осваивает незанятую нишу: индустриальное производство мяса утки в нашей стране почти отсутствует, тем более в таких масштабах, какие заявляет компания. С учетом невысоких доходов населения и культуры потребления мясо птицы — пока прежде всего бройлера — остается единственным универсальным, говорила она в интервью «Ведомостям». Поэтому расширение ассортимента мяса птицы потребители будут только приветствовать, заключает Бобылева. На утку, по данным , приходится от 2% до 5% отечественного производства мяса птицы (порядка 100 тыс. т/год). В советское время, до 1990 года, приходилось 15% (данные института ВНИТИП). Доля утки в потреблении, по оценке Мясного союза, сейчас еще меньше, чем в производстве, — 1%. Потребности нашего рынка закрывают главным образом поставщики импорта (основной объем ввозится из ЕС и Китая).

По данным Global Reach Consulting, как и Мясного союза, доля утки занимает не более 1% отечественного рынка. А ее потребление на душу населения в России составляет не более 420 г/год, в то время как в Венгрии и Франции средний потребитель ежегодно съедает больше 3,5 кг утиного и гусиного мяса. Юлия Колпакова, аналитик департамента бизнес-планирования и маркетинговых исследований Global Reach Consulting, отмечает, что за последние несколько лет структура рынка мяса птицы почти не менялась, и утиное мясо не пользуется массовым спросом. Утку в России выращивают не фабрики, а в основном фермерские и личные хозяйства. Промышленные предприятия-производители, продолжает Колпакова, есть «в отдельных регионах» - Чувашии, Башкортостане, Карачаево-Черкесии, Оренбургской, Ростовской, Белгородской областях и Алтайском крае.

Неразвитость производства мяса утки Колпакова объясняет отсутствием интереса к нему у большинства потребителей и нераспространенность технологий промышленного выращивания этой птицы в нашей стране. Тормозит рост спроса и высокая цена — 140-150 руб./кг в опте и 200 руб./кг в рознице, указывает эксперт. Также, по мнению Колпаковой, есть инвестиционные барьеры. «Стоимость строительства фабрики по выращиванию утки с нуля — 130-140 млн руб. на 1 тыс. т продукции. Учитывая риски ее сбыта, инвестору лучше вложить средства в проверенное производство — бройлера или индейку», — цитировал ее портал Sfera.fm.

Антон Щедрин, старший эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (), соглашается с другими экспертами, что рынок утки в России очень мал, но затрудняется оценить его натуральный и стоимостной объемы: «Статистики по производству нет». Он уточняет лишь, что «» сможет стать в этом сегменте заметным игроком, тем более что компания уже имеет опыт производства «такой же относительно нераспространенной индейки». Гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина говорит о риске проекта «» - отсутствии культуры потребления утки и низком спросе на нее. По ее мнению, основными потребителями продукции компании могут стать в первую очередь рестораны (в том числе те, которые готовят пекинскую утку), а также население, которое может приобретать птицу на праздники. «Это будет примерно тот же покупатель, что и индейки», — думает Тюрина. Она не исключает, что если утка «» будет высокого качества, то в перспективе он сможет поставлять продукцию из нее на экспорт.

Мушег Мамиконян, президент Мясного союза, не сомневается в успехе проекта Ванеева, но замечает, что ему, кроме производственных мощностей, придется серьезно вложиться в продвижение. «Например, продукция, на которую пока такой низкий спрос, должна обязательно быть брендирована, — говорит он. — На самом деле утку любят многие, поэтому потенциал роста рынка хороший. Проблема в том, что на нем отсутствует четкая идеология продвижения этого продукта».

«Евродон»

Агрокомпания Ростовской обл. Создана в 2003 г. Выручка в 2010 г. — 3,05 млрд руб., EBITDA — 920 млн руб., чистая прибыль — 420 млн руб. Совокупный долг — 3,76 млрд руб. Прогнозная выручка в 2011 г. составляет 3,2-3,5 млрд руб. Контролирующий акционер (51%) — Вадим Ванеев. Собственная оценка доли на российском рынке индейки — 45% в натуральном выражении. Производство в 2010 г. — 30 тыс. т.

Кому еще интересна утка

В апреле о планах строительства комплекса по производству и переработке 4 тыс. т мяса утки (1,8 млн птиц в год) на трех площадках в Зерноградском районе Ростовской области заявляла местная компания «КМК». О проекте написал «Коммерсантъ» («Ъ»). Объекты — ферма по выращиванию, убой, первичная переработка, цеха полуфабрикатов, переработки отходов, кормов и т. д. Проект оценивался в 1,5 млрд руб., а HSBC упоминался как банк-кредитор. 90% утки «КМК» планировала перерабатывать на полуфабрикаты и консервы, а окупить производство хотела за два года. Это не первое заявление, указывал «Ъ»: впервые «КМК» рассказывала о намерении построить утиный комплекс три года назад.
Фабрику, рассчитанную на объем от 1 тыс. т до 2,5-3 тыс. т мяса утки в год собирается строить минимум за 250 млн руб. ленинградская Гатчинская уткофабрика. Кроме мяса, учредитель компании «Климент Пак» планирует продавать племенную птицу, яйцо, субпродукты, пух, перо и т. д. Предприятие будет строиться два года, передавало в ноябре 2010 года «БалтИнфо». А «Г.М. Р. Планета гостеприимства» (сеть «Сбарро») имеет план строительства под Рязанью предприятия на 8 млн уток, производящего 20 тыс. т/год мяса и 50 т фуа-гра. Учреждена компания «АПК Г. М.Р.», ей выделен участок — 1 тыс. га, стоимость проекта превышает $80 млн («Ъ»).
Ленинградский губернатор Валерий Сердюков лоббирует создание в возглавляемом им регионе ферм-производителей мяса индейки, утки и гуся общей мощностью 45-50 тыс. т в 2012 году. В августе 2010-го «Деловой Петербург» сообщал о создании для реализации этого проекта УК «Северная ферма», 100% которой принадлежит ленобладминистрации. Также в области действует программа развития птицеводства, по которой до 2015 года регион должен создать более 20 утиных ферм на 10 тыс. птиц каждая. Инвесторам чиновники обещают поддержку: субсидирование кредитных процентов, инфраструктурных затрат, госгарантии до 300 млн руб. на проект, выделение участков в пяти районах, строительство за счет бюджета убоя и инкубатория.
Крупный производитель утки со своим селекционно-генетическим направлением — башкирский племптицезавод «Благоварский». На сайте предприятия говорится о планах на 2010 год: увеличить родительское стадо до 25-30 тыс. гол., реализовать 200-250 тыс. племяиц и 200-210 тыс. гусей (молодняк). «Чикен-Дак» из Алтайского края откармливает в год 0,5 млн уток, ремонтный молодняк — 3,5 тыс. У компании есть инкубатор вместимостью 300 тыс. яиц и убой (до 3 тыс. птиц в час). Отпускная цена продукции в мае составляла 135 руб./кг.



Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»