Коровы дороже миллиарда

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

ВБД выводит на проектную мощность одну из крупнейших в стране молферм

Через полгода в Павловском районе Краснодарского края должен выйти на полную мощность один из крупнейших в России молочных мегакомплексов, который ВБД создал с нуля в принадлежащем ему совхозе «За мир и труд» и в который инвестировал более 1,2 млрд руб.: 850 млн руб. стоила ферма, 360 млн руб. — скот. 40% вложений — собственные средства, остальная часть — кредиты Сбера, и «Юникредит банка».

Это второй молочно-сырьевой стартап компании после мегафермы при племзаводе «Труд» под Санкт-Петербургом (см. врез «Агробизнес ВБД»). Строительство кубанского комплекса велось долго (с 2006 года), а его завершение откладывалось. В 2007 году работы останавливали на полтора года, в июле 2008-го строительство возобновили. В феврале 2010 года руководитель региональной дирекции «Юг» ВБД Сергей Бондарев объявил о намерении запустить ферму в апреле. Мегакомплекс запущен и сейчас на нем производится 30 т/сут., доится 1,4 тыс. коров и содержится 1 тыс. нетелей, рассказал «» гендиректор бизнес-направления «Агро» ВБД Олег Кузьмин. В апреле 2011 года нетели отелятся, надеется он, и удастся выйти на проектную мощность — доение 2,4 тыс. коров.

Подробности

Совладелец ВБД Давид Якобашвили, рассказывая о проекте, рассуждает о сырьевой независимости и социальной ответственности: «Развитие собственной сырьевой базы ведет нас к независимости от поставщиков молока. К тому же российское село нуждается в инвестициях, и мы стараемся внести свой вклад в его развитие». Логичнее, впрочем, пока говорить о диверсификации сырьевых потоков ВБД: в первом полугодии новая ферма вместе со старыми, которые есть во всех краснодарских совхозах компании, обеспечивала принадлежащий холдингу Тимашевский молкомбинат только на 15% (40 т/сут). С выходом мегакомплекса на проектную мощность этот показатель вырастет до 30%. Реализуя при нынешней экономике молочного животноводства такой масштабный и сложный проект, ВБД наверняка преследовал политические цели, не сомневается гендиректор консалтинговой компании «Диагенис» Роман Костюк.

Комплекс разместился на 43 га. Первый скот завезли в конце 2009 года из США. Сейчас первотелки дают более 30 л/гол. в сутки. «Через пять лет рассчитываем выйти в среднем на 40 л/сут., тогда комплекс будет давать порядка 100 т/сут. молока», — говорит Кузьмин. Все молоко планируется поставлять на Тимашевский молкомбинат. В этом году от каждой коровы получат в среднем по 8,5 тыс. л и постепенно увеличат надой до 10-12 тыс. л, добавляет Владимир Сытник, директор племзавода «За мир и труд». «Нетель нельзя сильно нагружать, чтобы она прослужила три-пять лет», — поясняет Сытник.

Окупить проект в ВБД надеются за 9 лет. «Но, может быть, уложимся в меньший срок, если цена молока будет на таком же уровне, как теперь. К тому же кредиты субсидируются на условиях нацпроекта», — рассуждает Кузьмин. Сейчас Тимашевский молкомбинат принимает сырье фермы по 14 руб./кг базисной жирности. Проект поддерживала районная администрация, подчеркивает топ-менеджер: содействовала в проведении инфраструктуры, получении и согласовании разрешительной документации, подчеркивает Кузьмин. «Мы помогли с выбором земельного участка, который предоставлен компании в аренду на 20 лет», — дополняет глава Павловского района Алексей Мельников. «Теперь, когда здесь работает мощный комплекс с таким известным инвестором, другие тоже начнут охотнее рассматривать наш район как площадку для инвестиций», — надеется он.

Дорого построили

Дмитрий Матвеев, председатель совета директоров Великолукского молочного комбината (Псковская область), одобряет стратегию ВБД. «В России крупные переработчики начинают заниматься собственным производством молока, потому что им нужно качественное сырье с хорошими показателями белка, бакосеменности и жира», — думает он. У его предприятия тоже есть собственные молочные фермы, где в год получают до 42 тыс. т молока. «Сейчас мы закрываем порядка 60-70% потребности комбината (в зависимости от сезона), — рассказывает Матвеев. — Будем дальше вкладываться в производство сырья и делать из него премиальную продукцию». Компания построила четыре новых комплекса по 1,2 тыс. дойного КРС, расположенных друг от друга на расстоянии около 30 км. Скот был завезен из Австралии. «В этом году получили первое молоко, надои — 25-28 л/сут., — делится Матвеев. — Фермы делали с нуля, строительство вместе с покупкой скота, техники, оборудования обошлось нам примерно в 3 млрд руб.».

Роман Костюк из «Диагениса» считает, что ВБД переплатил за строительство мегафермы. По его словам, стандартный современный беспривязный комплекс на 1,2 тыс. КРС, оснащенный GEA Westfalia Surge или , стоит 300-500 млн руб. (строительство плюс оборудование). «А ВБД построил комплекс за 850 млн руб. Звучит фантастично», — недоумевает Костюк. Объем вложенных инвестиций адекватен для такого проекта, настаивает Сытник.

Гендиректор компании «Карат» (производитель сыров) Владимир Корсун не приветствует стратегию, при которой переработчик начинает заниматься производством сырья в таких, как ВБД, объемах. «Каждый должен заниматься своим бизнесом, — говорит он. — Возможно, эффективность этого хозяйства не будет такой, на которую рассчитывает компания. Они просто не будут успевать контролировать все бизнес-процессы». Строительство сырьевых ферм для ВБД логично, отвечает Кузьмин: мировые лидеры молочной индустрии — «Кампина», «Фонтерра», «Арла» - являются как производителями, так и переработчиками молока. В мире таких примеров достаточно, согласен Андрей Даниленко, предправления . Создание «Вимм-Билль-Данном» очередного молочного производства «логично и правильно», тем более что оно у него не первое. Такие проекты нужны хотя бы для того, чтобы переработчик понимал структуру себестоимости сырого молока и его затратную часть, добавляет он.

Финансовый директор компании «Слактис» (Псковская область, 4 фермы по 1,2 тыс. КРС) Максим Ванин оценивает окупаемость мегакомплекса ВБД в 8-10 лет — при условии, что себестоимость сырья резко не вырастет, а его цена будет на нынешнем уровне (до 14-15 руб./л). «Если молоко опять подешевеет до 9-10 руб./л, о десяти, а тем более восьми годах и речи не будет», — говорит Ванин. То же мнение высказывает Даниленко. Но оно только оценочное, оговаривается он: с одной стороны, чем крупнее проект, тем быстрее он сможет окупиться, с другой, на таком производстве более ощутим негативный эффект ошибок в менеджменте. Такое предприятие, как у ВБД, по сложности управления и технологичности можно сравнить скорее даже не с молфермой, а с заводом по производству компьютеров, поддерживает Даниленко Костюк: «Не дай бог у такого комплекса часа на два выключится электроэнергия, страшно даже подумать, что будет». Подобные проекты, продолжает эксперт, требуют серьезной проработки вопросов управления производственным процессом и логистики: организации движения транспорта, обслуживания большого количества техники и оборудования, налаживания системы управления стадом, расчета количества и стоимости потребляемых энергоносителей, правильного планирования затрат на кормление и др.

Кадровый риск-фактор

Комплексу такого масштаба и формата требуется профессиональная команда управленцев и специалистов, добавляет Даниленко: кадры — самая серьезная проблема для российских индустриальных молферм, и по сравнению с этим риском остальные почти не имеют значения. Даже современные комплексы меньшего масштаба испытывают постоянные трудности с подбором ветврачей, агрономов, зоотехников-селекционеров и сотрудников инженерных служб, знает Костюк. В пример он приводит фермы «Курба» и «Левцево» под Ярославлем, а также «Шеметово» в Московской области (рассчитаны на 1,2-2 тыс. КРС каждая). «Опыт этих трех крупных и неплохих проектов заставляет очень осторожно относиться к запуску похожего комплекса, к тому же большего масштаба», — размышляет Костюк. «Подготовлены ли все нужные специалисты? Привлекали ли их к участию в создании производственных регламентов при проектировании комплекса? Заложены ли в бизнес-модель страховочные решения на период формирования коллектива и отлаживания производственных схем? Были ли заранее построены графики ожидаемых отелов животных в привязке к производственным мощностям комплекса?» - задает он вопросы. Все специалисты есть, а производственные процессы выстроены правильно, уверяет Владимир Сытник. Компания заключила контракт с «» на оказание услуг по вопросам кормления животных, ветеринарному сопровождению и воспроизводству стада. Консультанты из этой компании ежемесячно приезжают для мониторинга деятельности фермы. Кроме «», проект консультируют ученые из ДонГАУ и специалисты фирмы «Генетика» (США), рассказывает Сытник.

Консультантов найти можно, а вот специалистов, обладающих опытом работы на подобных комплексах, владеющих компьютером и способных самостоятельно принимать решения, на рынке очень мало, скептичен Костюк: «Таких людей можно пересчитать по пальцам, и все они давно разобраны». В России этих профессионалов не готовят, а современных технологий во взаимосвязи с экономикой агровузы не преподают, утверждает он. «Не верю в такие масштабные проекты, — говорит Костюк. — Более понятна уже отработанная модель: комплекс из двух-трех ферм (400-600 голов каждая) на отдельных площадках, но с общим доильным залом, плюс минимум персонала и возможность автономно обслуживать каждую площадку». При нынешней рентабельности молочно-сырьевого производства, которая редко бывает выше 15-20%, такие инвестиции «выглядят красиво, но заставляют сомневаться в их целесообразности», заключает глава «Диагениса».

Для местных переработчиков ввод мегакомплекса ВБД — хорошая новость, высказывается Владимир Корсун из «Карата». У независимых сдатчиков молока высвободятся дополнительные объемы сырья, и конкуренция за него может упасть, надеется он: «У нас тоже есть завод в Краснодарском крае, который в сутки перерабатывает до 200 т. Теперь нам будет доставаться больше молока».

Мегакомплекс в Павловском районе — не последний молочно-сырьевой стартап ВБД. «Будем строить еще», — обещает Якобашвили, отказываясь уточнить подробности. В следующем году еще один молкомплекс на 1,2 тыс. голов компания построит в кубанском хозяйстве «Атаманское» - там будет производиться 30 т/сут. молока, уточнил «» Сытник. «Рассчитываем уложиться в 350-400 млн руб.: заполнять этот комплекс будем животными, полученными в нынешнем», — поясняет он. Не исключено создание новых ферм и в других регионах, добавляет близкий к компании источник.

Технологии

Мегаферма ВБД состоит из нескольких зданий. В их числе — четыре коровника на 600 КРС каждый, родильное отделение (300 животных), доильный зал типа «Карусель» на 72 места, пять навесов для телят (на 480 голов каждый) и т. д. «Каждый корпус более 200 м в длину, — рассказывает Владимир Сытник. — В коровниках установлена система вентиляции и душ для коров». Система переработки органических отходов предполагает их разделение на чистую воду (сливается в резервуар на 150 тыс. куб. м и применяется при орошении полей) и навоз (высушивается и используется как подстилка). Оборудование в основном немецкое.
«Следующий этап проекта — строительство [на мощностях мегакомплекса] небольшого предприятия по переработке мяса, — агитирует инвестора глава Павловского района Алексей Мельников. — Ведь на фермах предусмотрен откорм, а значит, нужно продолжать производственную цепочку. В промзоне района есть все необходимое — свет, газ, вода, очистные сооружения».

Агробизнес ВБД

ВБД, начинавший сырьевой проект в 1999 году с корпоративной программы «Молочные реки» (поставка оборудования независимым хозяйствам, которые рассчитывались за него поставками молока), пять последних лет занимается производством молока самостоятельно. С 2005 года в компании есть бизнес-дивизион «Агро». В 2006 году ВБД купил в Краснодарском крае четыре сельхозпредприятия: «За мир и труд», «Атаманское», «Ниву» и «Заветы Ильича». Сейчас у компании в краснодарском крае 30 тыс. га земли. Кроме кубанских совхозов, у холдинга есть приобретенное в 2005 году хозяйство в Ленинградской области — «Труд» — с фермой на 1,2 тыс. КРС, в которую вложено $12 млн.


Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»